"Партия и Ленин - близнецы-братья". Здесь Маяковский воспроизводит традиционную модель: есть народ (в данном случае это партия) и есть властитель - тотем. Они едины, то есть взаимозаменяемы. Тотем являет собой некое мистическое отражение общества как целого, а общество как целое - тотема. На этом строится тотемическое сознание, отсюда вырастают такие процедуры как выбирание власти. На этом базируется идея бунта. Общество как целое оказывается равновелико правителю, и если он перестает выполнять функции тотема, то есть становится подложным, его следует заменить.
Данные представления мы обнаруживаем и в феноменах советского периода. После снятия руководителя с поста его полагалось забыть. Изъять из библиотек его произведения, убрать ссылки на него из литературы, убрать все изображения этого лица с полотен, даже из кадров кинохроники. Примеры этого мы все помним. Снятие кого- либо из высших руководителей с поста разрушало образ сакральной власти как совершенной и единой, разрушало мифологическую модель, поэтому об этом факте следовало забыть. Он табуировался, убирался из сознания. О нем люди эмпирически знали, но он как бы магически не утверждался.
Это давняя русская традиция.
Власть вне и над законом. Имеется в виду, что носитель власти неподсуден. Если надо было разобраться с его реальными преступлениями, то вопрос решался не правовым путем, а другими способами. В каждом конкретном случае решался вопрос - насколько это преступление известно, явно, кто за ним стоял, какие силы были против него и т.д. Народу, как правило, сообщалось, что этот человек ушел на пенсию. Была целая система "замазывания" преступлений в соответствии с рангом лица, его совершившего. В соответствии с местом в иерархии менялась и мера ответственности. Сама внеответственность, надзаконность власти в массовом сознании не вызывала протеста.
Все, о чем я сегодня рассказываю - не эгоистические завоевания агентов власти. Конечно, эта модель отвечала интересам политической элиты, но прежде всего ее характеристики отвечали массовым представлениям о власти.
Если бы они противоречили традиции, ожиданиям людей, они не смогли бы реализоваться.
Социальные регуляторы могут базироваться либо на иерархии, либо на универсальных законах, нормах, процедурах. Ситуация сакральности противостояла праву.
Общество, которое сакрализует носителей иерархии, не может быть правовым. Право предполагает, что священными являются только нормы и процедуры. Право по своей природе не предполагает изъятий. Даже в царской России иерархичность не позволяла отстаивать свои права, не говоря о советской эпохе. Практически право не могло работать в большом иерархическом обществе. Например, в Москве - очень много разных уровней, трудно было даже определить, кто выше - директор Большого театра или заместитель министра? Любые конфликты решались принципиально неправовым образом. По природе этой модели право не могло в ней работать.
Владелица всего сущего и держательница мира. Право собственности в истории выступает как основная экспликация сакральных объектов. Само обозначение богов - владыка, хозяин - указывает на то, что то, что мыслится сакрально - мыслится как владетель. В этом смысле сакральная власть предполагает, что эта власть является владелицей. И если эта власть мыслиться как пребывающая на какой-то территории, то вся эта территория и все, что на ней присутствует, и есть объект ее владений. Идея частной собственности связана в Европе с реформацией.
Человек наделялся некоторой сакральностью, становился чем- то самоценным, несущим в себе дух Божий и становился субъектом, владельцем собственности. В нашей ситуации, когда вся сакральность стягивется к власти, власть и оказывается владелицей всего. В русской истории частной собственности как права не было вообще. Собственность была как привилегия. Но онтологизированного всеобщего права частной собственности я не усматриваю. Советский период ничего принципиално нового в этом отношении не вносил. Столыпинские реформы предполагали создание всеобщей собственности.
Поэтому в перспективе советская власть мыслилась как вселенская. Советская власть владела всем, что находилось в границах советского государства, в том числе и нами и нашим имуществом. Мы были только держателями, депозиторами, у нас были только права распоряжения.
Сакральная власть как источник и податель всех благ.
Вспомним обычные высказывания советской поры: власть тебя выучила, власть тебя воспитала, дала образование. Каждый из нас был изначально в долгу перед властью. Власть - собирает нечто, накопленное обществом, затем - распределяет. Она была именно подателем благ. Человек был в долгу перед властью всегда и в этом отношении был совершенно традиционен. Как пишут идеологи сакральной власти - "Ты всегда в долгу перед властью. Ты никогда не отработаешь этих долгов. Ее благодеяния неизмеримы." Это восходит к очень архаичным представлениям. Власть предстает перед богами и спускает от них благодать на общество, а ее отработать нельзя. Можно только отвечать любовью, преданностью, за нее воевать и т.п. Только бесконечной признательностью мы можем явить себя благодарными.
Онтологическое измерение: Такие атрибуты как источник бытия, сущность, онтологизирующая собой социальный и культурный космос, смыслонаделяющее и наделяющее жизнью начало - можно объединить в один блок. Власть воспринималась как сила, которая творит социальный и культурный космос. В России (и до советского периода и в советское время) каждый человек осознавал себя в каком-то соотношении с властью, координировал себя с ней. Представление о том, что я сам по себе, а власть сама по себе было в высшей степени нетипично. Власть воспринималась как тотем, как некий космический центр и весь мир воспринимался через этот центр (отторжение есть форма притяжения - когда ты с этой властью борешься, то парадоксальным образом втягиваешься в нее). Человек танцевал от власти, как от печки, выстраивал в соответствии с ней свою модель космоса.
Ссылки на классиков марксизма-ленинизма, на решения съездов во всех статьях, диссертациях, книгах - это обращение к власти как к носителю онтологической сущности. Исходная точка для разворачивания модели космоса. Любой текст является по сути своей сакральным, любая статья - ритуальное действо, разворачивающее модель космоса. И если при этом мы не соотносим эту модель с первоучителем, с очередным пленумом, мы разворачиваем какой-то подозрительный космос. Эти вещи не вербализовывались, но их присутствие о многом говорило.
Самое интересное, что и до 1917 г. в России в больших школьных сочинениях надо было хоть один раз упомянуть Бога и государя.
Власть как творческая сила предстает как подлинное бытие, как высшая достоверность. Каждый конкретный эпизод советской жизни мыслился через подключение к власти. Она является источником, разворачивающим советскую жизнь, онтологическим началом. А то же время враги этой власти не имели собственных персон. Троцкий, Бухарин и др. не имели собственного выражения, читать мы их не могли, не было ни их фотографий, ни биографий. Они были как-бы чертями - ни их цитат, ни их изображений не должно было быть.
Гитлер - изображался только карикатурно (также как и Троцкий, и Бухарин, и др.), фотографии - не публиковались.
Предстояние перед космическими стихиями. В советское время секретились и закрывались любые сообщения о каких- то неудачах, крупных авариях на предприятиях. Это понятно, так как это бросало на власть негативную тень.
Но ведь скрывались и стихийные бедствия - землетрясения, засухи и т.п. Совсем уж мощные, которые нельзя было не признать, освещались крайне ограниченно. Дело в том, что власть, в соответствии с архаическими представлениями, - это сила, предстоящая перед божественными и космическими стихиями. Она прикрывает народ от космических передряг.
Если случается голод, разруха - значит власть утратила эту силу. Так, голод во время правления Годунова в массовом сознании был свидетельством того, что он не настоящий царь, у него отсутствует сакра, которая прикрывает народ от несчастий. В этом плане советские правители демонстрировали очень тонкое понимание традиционной ментальности: нельзя "соблазнять" малых сих сообщениями о несчастиях. Они бывают только там, где власть не сакральна.
Атрибуты - источник истины, наделена высшим и исчерпывающим авторитетом, совершенна и благо - связаны между собой и взаимодополнительны. Вспомним, что во всех спорах советского периода суждения власти выступали в качестве последних аргументов. Чтобы обосновать любое утверждение, надо было приводить в доказательство высказывания классиков марксизма-ленинизма, деятелей партии и т.п., увязывать свои работы, статьи с ними, ссылаться на них. В принципе не могло быть сферы самореализации, которая претендовала бы на автономность.
Любая теоретическая дискуссия заканчивалась каким-либо суждением власти. Проблема тем самым снималась, так как это суждение выступало как абсолютная истина.
Власть как космизующее и упорядочивающее энтропию начало. Вспомним обычный российский город. Хаос, но по мере продвижения к центру, к зданию райкома, исполкома происходит упорядочивание территории. Площадь, все обсажено елочками, все аккуратно. Источником упорядоченности оказывалась сама сакральная власть в этой ипостаси. Упорядоченность убывала по мере удаления от власти. Она упорядочивала космос. Но - власть наша всесильна, но не вездесуща. В советское время руководителю во время поездок по местам полагалось зайти в какой-нибудь магазин. Туда специально завозили продукты, разный дефицит. То есть начальство своим появлением как бы приближало это место к идеалу. Все знали, что рядом - совсем другие магазины. Кому нужен этот обман? Это можно объяснить только как ритуал, характерный для сакральной власти.