"Этническое возрождение", увязываемое с политическим самоопределением, предстает как реставрация сепаратистских модусов бытия, значение которых к концу ХХ века во многом исчерпалось и требует введения сложного корректирующего механизма, отнюдь не сводимого к "миротворческим силам".
Наряду с архаизацией (вопреки А.Тойнби) происходит и частичная модернизация геополитической обстановки и цивилизационных принципов, что придает еще одно измерение дуальности складывающихся структур. Геокультурный размах и разнородность постсоветского пространства делают модели рыночной и правовой регуляции еще менее эффективными, чем в более локальных незападных обществах. Обширные пространства Евразии оказываются ввергнутыми в напряженное соперничество между различными формами локализма разного уровня.
Осужденная во многих декларациях "мнимая общность" - единый советский народ - замещается конгломератом из множества этнических единиц. Важной функцией новых суверенных этнократий становится обеспечение привилегий "своего" этноса и ограничение прав "инородного" населения через репрессивную правовую и культурно-языковую политику, нацеленную на "этническую чистку". Прямым результатом таких процессов "самоопределения" стали крупномасштабные потоки переселенцев и перемещенных людей.
Следует преодолеть часто встречающийся инверсионный монизм, в соответствии с которым мир из "двухсистемного" стал одномерным, "мироцелостным", так как "мировая техногенная цивилизация" и мировая капсистема окончательно возобладали и для остального мира история закончилась, хотя он еще может некоторое время находиться в "переходном" или "промежуточном" состоянии, занимая различные места в этом неравномерно развитом и иерархически устроенном мире. Цивилизационный механизм — основа крупномасштабного плюрализма мирового сообщества, никогда не сводившегося к единой миросистеме. Этот механизм сохранит свое значение и в будущем, каковы бы ни были трансформации постиндустриального общества. И Россия, постоянно занимающая как бы промежуточное место между Западом и восточными цивилизациями, остается представителем и воплощением этого разнообразия.
При этом следует учесть опыт двух направлений изучения цивилизаций. Во-первых, цивилизация рассматривается как общность, основанная на социокультурной системе, имеющей в себе "центральный принцип" или "большую идею", которые и формируют Большую традицию - предмет изучения историков мировых религий и культур. Этот подход получил классическое выражение в работах Н. Данилевского, О.
Шпенглера, А.Тойнби, Д. Нидэма, С. Эйзенштадта. Второе направление рассматривает цивилизации как сеть социокультурных отношений между различными группами и общностями разного уровня и функциональной принадлежности (М.Сингер, Н.Элиас, Ф. Бродель, Р. Уилкинсон).
Собственно цивилизационное обустройство России может быть осуществлено лишь во взаимодействии с другими цивилизациями Запада и Востока как в рамках гипотетичного евразийского региона, так и в глобальных масштабах.
Россия - не единственный носитель евразийского единства.
Устранение России в этом качестве способно повлечь за собой появление других претендентов с крупномасштабным разделением сфер влияния между разными геополитическими блоками (Турция, Иран и т.п.) и цивилизационными регионами ( ислам, Китай, АТР).
Отнюдь не столкновение цивилизаций угрожает мировым отношениям, а именно ослабление цивилизационных принципов, чему способствует Запад, утверждающий приоритет своей системы. А это ведет к разрушению инаковых цивилизационных регуляторов.
Список литературы
Б.Ерасов. Духовные основы и динамика российской цивилизации.