[43] О весьма показательной дискуссии по этому вопросу см.: Козыбаев М. К. История и современность. - Алма-Ата, 1991. - С. 136-161; Он же. Актандактар акикаты. - Алматы, 1992; Халитов М. Х. Не первопроходцы, а первоубийцы... // Родина. - 1990. - # 5; Никитин Н. Предъявлять ли счет векам // Там же; Он же. Страсти вокруг Ермака, или Можно ли в наше время воспевать "завоевателей" и "покорителей" // Москва. - 1992. - # 7-8, 9-10; Измайлов И. Счеты и просчеты имперских историков // Родина. - 1994. - # 8; Борисенок Ю. Во власти новых штампов // Родина. - 1994. - # 8. Правда, в конце XVI в. у сибирских татар наблюдалось иное отношение к Ермаку. Тогда они почитали его как святого и с благоговением относились ко всему, что было с ним связано. Об этом см.: Бороздина Е., Томилов Н. "Лечит природа" // Земля сибирская, дальневосточная. - 1992. - # 7-8. - С. 37.
[44] Гропянов Е. В. Атаман. - Петропавловск-Камчатский, 1997.
[45] Измайлов И. Обойдемся ли без общей истории? // Родина. - 1998. - # 4.
[46] Sivan E. The Arab Nation-State: in Search of a Usable Past // Middle East Rev. - 1987. - Spring.
[47] Пресса Украины потратила немало сил для того, чтобы представить древнерусских князей как великих деятелей древнего украинского государства. См., например: Їх портрети на нових грошах // Замкова Гора. - 1996. - 16, 30 сент.
[48] Абдакимов А. Указ. соч. - С. 217, 220-223; Gladney D. C. Op. cit. - P. 463.
[49] Правда, соотношение звезд с отдельными племенами не вполне ясно. Племя эр-сары вообще пропущено, что уже вызвало возмущение у происходящих из него эмигрантов, ныне живущих в Германии и Швеции. См.: Bohr A. The Central Asian States as Nationalising Regimes // Nation Building in the Post-Soviet Borderlands: The Politics of National Identity. - Cambridge, 1998. - P. 145, 264, note 18.
[50] Рогожин А. Крест Христов как помеха межрелигиозному взаимодействию // Радонеж. - 1997. - # 5. - C. 8.
[51] Home D. The Great Museum: The re-Presentation of History. - London; Sydney, 1984.
Шнирельман Виктор Александрович. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика