** Ссылки: Герман Киндер и Вернер Хилгеман, Атлас Мировой истории, 2 тома, Garden City, Doubleday/Anchor, 1975 и 1978; и серии Карманных атласов средневековой, современной, и новой истории Колина Макэведи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Конфликт "объединяет противников ... сам процесс вступления в конфликт с противником устанавливает отношения там, где их не было. Конфликт ... - это связующий элемент между сторонами, которые ранее могли не быть связанными друг с другом" (1956: 121).
2. Конфликт может привести "к образованию ассоциаций и коалиций между ранее не связанными сторонами", производя объединяющие связи между союзниками, которые "могут привести к увеличению связности и структурирования социальной системы" (1956: 140), если "общие ценности и нормы будут развиваться в процессе борьбы" (1956: 146).
3. Война, например, "это в действительности одно из средств установления контакта между группами" (1956: 122). Там, где ни один из участников не уничтожен полностью, война "имеет тенденцию к тому, чтобы приводить к другим формам взаимодействия", даже к дружескому взаимодействию и к " перекрестному оплодотворению" не связанных ранее культур" (1956: 122). Война может привести к получению знаний о первоначально неизвестном чужестранце (1956: 122-123), включая получение представления об относительной силе, которое само по себе является самым эффективным средством, препятствующим будущему конфликту" (1956: 133).
4. Война "служит балансирующим механизмом, который помогает поддерживать и укреплять общество". Как и между противниками, "во время конфликта непрерывно создаются новые правила", нормы, законы и правила устанавливаются или расширяются (1956: 123-126). И конфликт "помогает структурировать большую социальную среду, определяя положение различных социальных подгрупп в пределах системы и тем, что он помогает определить силовые взаимоотношения между ними" (1956: 155). Ср.: Парк:"Конфликт имеет тенденцию к тому, чтобы привести к интеграции, ознакомлению и подчинению конфликтных групп" (1941: 565).
5. и записями/документами/деньгами; свидетельствами производства излишков; специалистами; классами; "глубинкой", которая есть у каждого города, или группы городов, и т.д.
6. Филипп Багби (1958: 167-168) признает "Ближневосточную" цивилизацию, но это в действительности совсем другое дело; поскольку Багби определяет цивилизацию как наибольшую отличительную суперкультуру, его "Ближневосточная" общность, которая соответствует Магической общности Шпенглера, возникает примерно в 1 г. н.э., некоторое время сосуществует с египетской и классической культурами, и сейчас все еще сосуществует с другими.
Список литературы
Дэвид Уилкинсон. Центральная цивилизация