Смекни!
smekni.com

Терроризм - война XXI века (стр. 13 из 24)

Террористический акт отнесен законодателем к числу особо тяжких преступлений, за совершение которого предусмотрена возможность определения судом пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Ответственность за преступление, аналогичное рассмотренному выше, предусмотрена уголовным законодательством ряда зарубежных стран.

Так, весьма детально регламентирована ответственность за террористические акты в Уголовном кодексе Франции. В разделе II "О терроризме" в главе 1 "О террористических актах" и главе 2 "Особые положения" наказание дифференцируется в зависимости от характера действий.

Под террористическим актом понимаются "умышленное посягательство на жизнь, умышленные посягательства на неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека в закрытом помещении"[61] и иные действия. Состав террористического акта не ограничивается характером осуществляемой потерпевшим деятельности. Цель же этого деяния определяется как цель "серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора". В целом же это преступление отнесено законодателем Франции к числу преступлений против нации, государства и общественного порядка.

В законодательстве некоторых стран хотя и не говорится о террористических актах, однако предусмотрена ответственность за посягательства на лиц, осуществляющих верховную власть. Например, в Испании предусмотрена ответственность за убийство Короля, Регента и других лиц[62], в Польше - за посягательство на жизнь Президента Республики[63], в Швеции - за нападение на Короля или члена Королевской семьи или Регента, правящего на месте Короля[64]. Преступления в этих случаях не ограничиваются указанием на какую-то специальную цель.

Ответственность за посягательство на жизнь Президента предусмотрена и в ст.158 УК Узбекистана[65]. В этой же статье установлена ответственность за умышленное причинение телесного повреждения Президенту (ч.2) и за публичное оскорбление или клевету в отношении Президента Республики (ч.3).

В Уголовном кодексе Казахстана ч.1 ст.167 текстуально совпадает со ст.277 Кодекса РФ, однако в ч.2 говорится о тех же действиях, совершенных в отношении Президента Республики Казахстан.

В Уголовном кодексе Белоруссии, предусматривающей ответственность за террористический акт, данный состав дополнен указанием на цель дестабилизации общественного порядка либо воздействия на принятие решений государственными органами[66].

Дополнительное указание на цель ослабления основ конституционного строя и безопасности государства содержится в ст.310 УК Таджикистана.

Со ст.277 УК РФ текстуально совпадает ст.294 УК Кыргызстана.

В других странах террористический акт чаще всего предполагает применение того или иного насилия в отношении лиц, не облеченных специальными полномочиями, и относится к числу преступлений, посягающих на общественный порядок.

Статья об ответственности за диверсию была включена в Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. на основании общесоюзного Закона "Об ответственности за государственные преступления" 1958 г[67]. Однако в связи с принятием Федерального закона от 1 июля 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФРС и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"[68] статья о диверсии была исключена из Кодекса. Отсутствовала эта статья и в проекте Кодекса. Однако в проекте 1995 г. она появилась вновь. В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. статья об ответственности за диверсию (ст.281 УК РФ) претерпела значительные изменения при определении объективных и субъективных признаков.

Высокая степень опасности диверсии, отнесенной законодателем к числу особо тяжких преступлений, определяется тем, что при совершении этого преступления выводятся из строя важнейшие народнохозяйственные объекты, оборонные производства, объекты жизнеобеспечения населения и иные, значимые для экономики и обороноспособности объекты.

Предметами диверсии являются предприятия, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения независимо от форм собственности (электростанции, мосты, водопровод, тоннели, плотины, радиостанции, газопровод, трубопровод и пр). Вред зачастую причиняется жизни или здоровью неопределенного количества людей.

Объективная сторона диверсии подробно описана законодателем в диспозиции статьи. Так, диверсия осуществляется путем взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий (например, фабрики, заводы), сооружений (например, электростанция, трубопровод), путей и средств сообщения (например, железнодорожный путь), средств связи (например, линии электропередачи), объектов жизнеобеспечения населения (например, систем водоснабжения) с определенной целью.

Таким образом, объективная сторона диверсии заключается в действиях, направленных на разрушение и повреждение указанных в статье объектов.

Разрушение - полное выведение объекта из строя, когда его восстановление невозможно или нецелесообразно.

Повреждение предполагает частичное выведение объекта из строя при наличии возможности его ремонта и восстановления.

В ст.281 УК РФ указаны конкретные способы, которыми осуществляются разрушения или повреждения. Это - взрыв, поджог, иные действия.

Законодатель не дает исчерпывающего перечня способов совершения диверсии. Но, как правило, они обще опасны, приводят к быстрому результату, серьезному, а иногда непоправимому ущербу экономике и обороноспособности страны. Законодатель сформулировал состав диверсии по типу формальных составов. Преступление окончено с момента совершения действий, направленных на разрушение и повреждение определенных объектов.

Характер же действий (способ) определен законодателем: взрыв, поджог, иные действия, т.е. затопление, отравление питьевых водохранилищ, устройство обвалов, аварий и пр. С момента осуществления таких действий преступление признается оконченным независимо от того, были разрушены или повреждены или нет указанные в статье объекты.

Квалифицированным видом диверсии является совершение ее организованной группой (ч.2 ст.281 УК РФ). Организованная группа - это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч.3 ст.35 УК РФ). С субъективной стороны преступление совершается только с прямым умыслом и специальной целью.

Умыслом виновного охватываются осознание характера и опасности своих действий и желание разрушить или повредить определенные объекты, используя при этом общеопасный способ. Субъект действует со специальной целью - подрыв экономической безопасности и обороноспособности России.

Для установления цели диверсии учитывается важность выводимого из строя объекта, возможные последствия этого, реальный ущерб экономике и обороноспособности страны, причиненный действиями диверсанта, и т.д.

Мотивы диверсии различны (политические, националистические, корыстные и др.) и на квалификацию содеянного не влияют, но должны учитываться при индивидуализации наказания.

Субъектом диверсии могут быть гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Если действия, подпадающие по своим объективным признакам под понятие диверсии, совершают лица в возрасте от 14 до 16 лет, они должны нести ответственность за фактически совершенные деяния, например, умышленное уничтожение имущества (ст.167 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения (ст.267 УК РФ) и пр. При совершении диверсии по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей содеянное квалифицируется по совокупности ст.275 УК РФ (государственная измена) и ст.281 УК РФ.

В уголовном законодательстве зарубежных стран термин "диверсия" употребляется довольно редко. Исключения составляют уголовные кодексы Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана, Белоруссии и некоторых других стран ближайшего зарубежья. Однако в некоторых из этих кодексов состав диверсии сформулирован несколько иначе, нежели в Кодексе РФ.

Так, по Уголовному кодексу Узбекистана диверсия - это "действия, направленные на уничтожение людей, нанесение вреда их здоровью, повреждение или уничтожение собственности с целью дестабилизации деятельности государственных органов или общественно-политической обстановки либо подрыв экономики Республики" (ст.161). Способ диверсии может быть любым, а не только общеопасным. Поэтому за счет способа диверсии рамки названного состава преступления по сравнению со ст.281 УК РФ расширены. Цель диверсии в статье не указана.

Уголовный кодекс Белоруссии предусматривает ответственность за квалифицированный вид диверсии. Квалифицирующими обстоятельствами в ч.2 ст.360 названы: совершение диверсии организованной группой, гибель людей, иные тяжкие последствия. В других странах вопрос об ответственности за преступление, аналогичное диверсии, решается по-разному. Так, в УК ФРГ диверсионная деятельность рассматривается как одна из форм саботажа (87, 88) в главе третей "Угроза демократическому правовому государству".

Законодатель относит к актам саботажа, в частности, совершение действий, предусмотренных ст.305 (разрушение сооружений), ст.305-а (разрушение важных средств производства), ст.306 (поджог), ст.306-а (тяжкий поджог), ст.306-в (особо тяжкий поджог), ст.317 (вмешательство в деятельность телекоммуникационных установок и пр), то есть совершение преступлений, ответственность за которые предусмотрена в других разделах Кодекса (например, в разд.27 "Повреждение имущества", в разд.28 "общеопасные преступные деяния" и др.). В качестве одной из форм саботажа рассматривается диверсионная деятельность в Уголовном кодексе Франции (ст.411-9).