Смекни!
smekni.com

Терроризм - война XXI века (стр. 4 из 24)

Отличительными особенностями российского терроризма стали:

наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и окраски (националистические, религиозные, неофашистские и т.д.);

относительная новизна этого явления для современной России и неготовность правоохранительных сил к эффективному противодействию им;

различная оценка терроризма и террористов в зависимости от регионов и субъектов РФ (от национального героя до преступника), что связано с ростом националистических и сепаратистских устремлений местных этноэлит;

невозможность выделения "чистых" типов терроризма и несовершенство российского законодательства по борьбе с терроризмом[17].

В России происходит интеграция терроризма и организованной преступности, появляются примеры взаимодействия российских террористических групп с подобными организациями на международном уровне (обучение боевиков УНА-УНСО на территории Чечни, участие боевиков турецкой террористической организации "Серые волки" в боевых действиях на Северном Кавказе, учебные лагеря Хаттаба на территории Чечни и т.п.) [18].

Особую актуальность проблема терроризма приобрела в последнее время. Благодаря специфическому силовому воздействию, терроризм получает преимущества перед социальными, политическими и правовыми методами разрешения конфликтов в обществе. Обострившаяся на рубеже XX-XXI столетий проблема превращается в опасность глобального значения[19].

Во-первых, терроризм, как и в прежние времена, формирует и усиливает в обществе чувство страха и, как всякое действие, направленное на причинение смерти, обесценивает человеческую жизнь.

Во-вторых, терроризм способен привести и, как показывает жизнь, реально приводит к свёртыванию государственных гарантий и свобод личности, поскольку может вызывать со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового демократического государства[20].

Особую опасность для общества представляет террористическая деятельность, в основе которой лежит организованный характер. Последнее означает чёткое распределение ролей между участниками, объединившихся в устойчивые группы: идеологи; организаторы; боевые отряды; лица, обладающие познаниям в области техники и вооружения (взрывники, радисты; специалисты по изготовлению или приобретению документов прикрытия и др.).

Живучесть этого негативного явления обусловлена и взаимосвязью его с организованными видами других преступлений, такими как: незаконный оборот наркотических средств; нелегальный оборот оружия и военной техники; похищение радиоактивных материалов; фальшивомонетничество; отмывание доходов от преступной деятельности; захват заложников и др., которые активно подпитывают террористические структуры финансами и вооружением.

Наиболее глобальным признается всеобщий или мегатерроризм (кибертерроризм, биотерроризм, социальный). Менее масштабный - это транснациональный (межрегиональный) терроризм (экономический, религиозный, идеологический). Третье место можно отвести криминальному (национальному, локальному) терроризму. Такого рода терроризм получил свое развитие в Чеченской Республике. Предлагаемая классификация терроризма сообразуется с обстоятельствами его возникновения и развития. Одно из них - международная преступность, другое - проявление экстремизма, его крайних религиозных и идеологических взглядов и прочее.

Значимы также ненадлежащие организация и ведение борьбы с терроризмом: отсутствие четкой государственной политики в противодействии этому явлению; низкий уровень профессионализма и раскрываемости преступлений. Две последние свойственны и современному терроризму в РФ[21].

Криминологи, специалисты различных отраслей права не без оснований считают, что в современных условиях самую большую угрозу для человечества представляют эскалация транснациональной преступности и международный терроризм. Для этого достаточно проанализировать характер и обстоятельства террористических актов последнего периода. До недавнего времени одной из простых и стандартных целей террора было что-то вроде "управлять обществом посредством устрашения". Когда терроризм укоренился, он стал угрожать жестоким насилием государственному и общественному порядку.

Тогда и в научной литературе появились более жёсткие и определённые выражения его целей: нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского либо военно-бюрократического толка; дезорганизация и нанесение ущерба, как внутригосударственным отношениям, так и отношениям между государствами.

После серии взрывов 11 сентября 2001 года в США, которые по замыслу террористов, должны были вызвать всеобщую истерию, страх от беззащитности и массовое неповиновение правительству, Томас П. Ондек и Томас А. Келли, (г. Вашингтон) - руководители компании "Глобал опшенз", в обязанности которой входит борьба с массовым терроризмом, дали своё определение террору: "Это способ, с помощью которого, те, кто считает себя ущемлённым в своих правах и кому недостаёт военной, экономической или политической силы для осуществления своих целей, заставляют воспринимаемых ими врагов идти на необходимые политические уступки с помощью угроз"[22].

События 11 сентября представляют собой гигантский скачок в развитии явления под названием терроризм с точки зрения масштабов унесённых человеческих жизней и степени разрушений, причиненных в ходе всего лишь одной операции. Они высветили, по крайней мере, три серьёзных обстоятельства. Первое - между западной и мусульманской цивилизациями, в силу исторического развития, образовалась глубокая пропасть. Дальнейшее увеличение которой, чревато подобными последствиями.

Второе обстоятельство заключается в том, что на рубеже XXI века отдельные цивилизации (прежде всего цивилизации Востока) столкнулись с вызовом западной цивилизации - глобализацией.

Причем речь идёт не просто об очередном этапе развития существующего тысячелетиями международного экономического и культурного обмена между странами и цивилизациями, а о качественно новом уровне интернационализации воспроизводства, социокультурной и политической сферы, когда центр тяжести в принятии стратегических решений переносится с национально-государственного на глобальный, надгосударственный уровень.

Третье обстоятельство. Мировое сообщество пока не готово что-либо предпринять для нейтрализации террористов и устранения, порожденных глобализацией цивилизационных противоречий, которые способствуют эскалации чудовищного, по своей сути, явления.

Страны с высоким доходом - 13 западноевропейских и две североамериканские, а также Япония, Австралия, Новая Зеландия, новые индустриальные страны Азии (Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань) и восточно-средиземноморские страны (Израиль, Катар, Кувейт, ОАЭ) - с 1980 по 1996 год повысили доли в мировом экспорте с 71,7 до 75,7%, в мировом импорте - с 72,8 до 74,7%. Учитывая, что львиную долю доходов от международной торговли получают развитые страны, нетрудно догадаться, кому выгодна глобализация экономики[23].

Таким образом, причины возникновения международного терроризма порождает сам процесс глобализации. Они имеют весьма разветвлённую "корневую систему" идеологических, социальных, политических и международных предпосылок. Директор российского Института проблем глобализации М. Делягин, говорит: "... даже объединившись, спецслужбы всего мира не могут искоренить причины терроризма. Они борются только с последствиями. Причины же лежат в глобализации общества, и в связи с этим, в общественном неравенстве"[24]. В сложившихся условиях однополярного мира развивающимся странам практически невозможно отстаивать свои интересы.

Все попытки устранить разделение человечества на две несоразмерные части не приносят успеха. Лозунг современности: "Кто владеет финансами, тот владеет миром", к сожалению, является главенствующим в политике лидеров отдельных государств. В руках 5% населения земного шара оказались сосредоточены до 60% финансовых средств всего мира[25], и этот процент неуклонно растёт. Остальное население влачит жалкое существование либо попадает в экономическую зависимость от развитых стран. Последние, открыто вмешиваются во внутренние дела стран, диктуют целым народам своё видение национально - государственного устройства.

Как оказалось, даже экономическая целесообразность установления господства над теми или иными регионами земного шара имеет оборотную сторону. Мир - это исторически сложившаяся система отношений. Разрушать её введением новых, не предусмотренных природой связей - значит, поступать не только неразумно, но и небезопасно. Живой организм, каковым является мировая система, всегда найдёт способ "отторгнуть инородное тело". В данном случае имеет место закономерная реакция "потеснённых" интересов части мирового социума. Но в действие могут быть приведены и другие силы.