Смекни!
smekni.com

Терроризм - война XXI века (стр. 7 из 24)

в) "Трэви - III" (проблемы взаимодействия на межгосударственной уровне, оперативный обмен информацией, в области борьбы с международными преступлениями);

г) "Трэви - IV" (разработка комплексной системы безопасности в связи с отменой пограничного и таможенного контроля на внутренних границах стран - членов ЕЭС);

д) "Иммиграция" (согласование иммиграционной политики с учетом противодействия терроризму и организованной преступности).

4) Заслуживает внимания высказанная в свое время идея, о создании при ООН особых формирований с целью использования их для освобождения захваченных террористами заложников, а также всех транспортных средств, включая космические, и других объектов, в том числе ядерных[33].

В конвенциях и проектах не указаны причины международного терроризма. Об этом говорится в докладе специального комитета по международному терроризму 1979 года, где его коренными причинами называются, в частности, неоколониализм, расизм, политика агрессии, иностранная оккупация и их последствия - несправедливость, неравенство, порабощение, угнетение и эксплуатация.

Как подчеркивается в докладе, лишь устранение данных причин будет содействовать устранению этого опасного явления из жизни современного общества. Так, весьма наглядным примером, может служить криминальная группа, состоящая из лиц одной из национальностей, имеющей прочные связи со своей преступной зарубежной диаспорой. В подчинении этих групп имеются формирования "боевиков", готовых выполнить любую "заявку" своих руководителей, в том числе в политических целях[34].

К тому же на стадиях выявления, предупреждения и пресечения не всегда ясны мотивы действий террористов и их конечная цель. Хотя, зарубежные эксперты отмечают учащающиеся случаи совершения политическими группировками уголовных акций с целью достижения в конечном итоге политических целей. В ООН предпринимались попытки дать определение международному терроризму. Однако из-за сложностей проблемы согласованного решения пока еще не достигнуто.

Также имеются расхождения между государствами в определении этого международного политического явления. Потребности организации под эгидой ООН и на базе межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений сотрудничества в борьбе с международным терроризмом обусловливают необходимость научной разработки концепции борьбы с международным терроризмом и разработки конкретной программы и ее реализации.

Так, Т. Арнольд и М. Кеннеди считают, что для правильного понимания терроризма как явления и классификации его в правовом контексте во всех его противоправных проявлениях необходимо ответить на следующие вопросы: почему, кто, где, в чьих интересах?

Анализ изданных в США, Великобритании и некоторых других странах Запада работ по рассматриваемой проблеме свидетельствует о совпадении мнений в отношении следующих признаков терроризма:

1) терроризм заключается в использовании крайних форм насилия или угрозе таким насилием;

2) цели террористического акта выходят за пределы причиняемого им разрушения, причинения телесных повреждений, смерти;

3) цели террористического акта достигаются путем психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами насилия;

4) жертвы терроризма избираются больше по их символическому, чем действительному значению.

Для определения места и роли спецслужб в противодействии рассматриваемому явлению необходимо выделить наиболее распространенные виды терроризма. Зарубежные юристы в большинстве своем проводят классификацию терроризма на основе цели и мотивов террористической деятельности.

Так,П. Уилкинсон выделяет четыре типа терроризма:

1) криминальный, который состоит в запланированном использовании террора в целях получения финансовой или материальной выгоды;

2) психические акты насилия, вызванные политическими убеждениями, мифами, представлениями, порожденные религиозным фанатизмом;

3) военный - запугивание противника в вооруженном конфликте всеми доступными средствами;

4) политический как систематическое использование насилия и страха для достижения политических целей.

Однако подобный подход не может быть использован как правовая основа противодействия терроризму. Ведь для достижения своих целей террористы совершают самые разнообразные деяния.

На сегодняшний день правовая практика классифицирует весь комплекс деяний, используемых террористами по способу совершения каждого конкретного деяния.

Примером такой классификации может служить вариант, предложенный генеральным секретарем Международной ассоциации уголовного права Ш. Еассиуни (США):

1) похищение людей;

2) захват заложников;

3) направление писем-бомб;

4) поджог;

5) совершение взрывов;

6) вооруженное нападение;

7) захват воздушного судна;

8) убийство;

9) ограбление и взлом;

10) использование снайперов[35].

При этом можно отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, приведены лишь способы, получившие наибольшее распространение в практике террористической деятельности.

В настоящее время в ряде зарубежных стран уже существуют различные подходы, при помощи которых те или иные противоправные деяния могут классифицироваться как акты терроризма. Приведем некоторые из них - получившие наибольшее распространение.

Согласно принятому в 1984 г. в США Всеобъемлющему закону "О контроле над преступностью"[36] к террористическим актам могут относиться преступления, связанные с совершением насильственного действия или действий, опасных для человеческой жизни, которые представляют собой нарушение либо уголовного закона Соединенных Штатов, либо любого из штатов, будучи совершены либо в пределах юрисдикции США, либо любого из штатов.

Предположительно они направлены на то, чтобы: запугать гражданское население или вынудить его действовать определенным образом; повлиять на правительственную политику путем запугивания или принуждения; отразиться на поведении правительства в результате убийства или похищения.

Определенный интерес с позиций подхода в противодействии рассматриваемому явлению представляет опыт французских законодателей так, согласно принятому в 1986 г. во Франции Закону "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность"[37] выделено два критерия, согласно которым деяние относится к террористическим:

1) оно должно быть совершено "с целью опасного нарушения общественного порядка путем запугивания или террора";

2) рассматриваемое деяние должно содержать признаки одного или нескольких перечисленных в законе составов преступлений, например, таких, как: умышленное уничтожение общественного и личного имущества граждан опасным для жизни и здоровья людей способом (поджог, взрыв и т.д.); умышленное убийство; захват воздушного судна и другие (всего около тридцати составов).

Приведенный подход нашел свое дальнейшее воплощение в новом Уголовном кодексе Франции (1992 г). В статье о терроризме (ст.421-1) дается исчерпывающий перечень тех преступлений, которые при определенных условиях должны квалифицироваться как террористический акт[38]. При этом особо отмечается, что соответствующие преступления должны квалифицироваться как террористические акты, если они совершаются с "целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора".

В том случае, если эта цель будет установлена и доказана, преступление из данного перечня квалифицируется, как террористический акт, что автоматически влечет за собой весьма существенное повышение санкций.

Рассматриваемый подход позволяет не превращать террористический акт в особый, отличный по объективной стороне от других преступлений состав преступления, т.е. отойти от попыток превращения общеуголовных преступлений (со стороны посягающей стороны), в акты политического противления существующему строю, а сам террористический (общественно - опасный) характер выступает в качестве отягчающего ответственность обстоятельствам и служит основанием усиления наказания.