Различие между двумя рассмотренными подходами в области нормотворчества и правоприменения заключается, главным образом, в том, что во французском Законе "О борьбе с терроризмом" дается перечень конкретных деяний, могущих квалифицироваться, как террористический акт при наличии цели запугивания, тогда как американский Всеобщий закон "О контроле над преступностью" позволяет при наличии аналогичной цели квалифицировать как террористический акт любое опасное для человеческой жизни насильственное действие, нарушающее уголовный закон.
Но в основе конструкции норм лежит один и тог же подход, который исходит из того, что террористическим актом может считаться широкий круг преступлений, предусмотренных уголовным законом, если они совершаются с целью оказания устрашающего воздействия на органы власти или население.
Во Франции согласно Закону "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" 1986 года, срок задержания подозреваемого в террористическом акте может быть продлен до 96 часов против 48 по другим преступлениям. Так, согласно этому же закону в УПК Франции была введена новая глава (гл.15), которая полностью состоит из статей, регулирующих процессуальные действия по делам о терроризме[39].
Такой подход является предпочтительным с точки зрения юридической техники и существенно упрощает правоприменительную деятельность. Более того, дела по терроризму рассматриваются специальными органами, каковыми являются исправительный суд и суд присяжных Парижа. В этом суде рассматриваются только дела о террористических актах, совершенных во Франции или на еезаморской территории.
Своеобразие подхода, использованного в уголовном законе Великобритании заключается в том, что в качестве основного признака виновности в терроризме выделяется причастность к террористической организации[40]. В законодательстве этого государства указываются террористические организации, принадлежность к которым составляет оконченный состав преступления.
Кроме того, согласно этому закону, государственный секретарь Великобритании правомочен, сократить данный перечень или объявить запрещенными другие организации, связанные с актами терроризма в Соединенном Королевстве и Северной Ирландии.
Антитеррористическое законодательство Великобритании предусматривает уголовную ответственность лиц, входящих в какую-либо из запрещенных организаций, устраивающих или помогающих устраивать собрания запрещенных организаций, участвующих в таком собрании.
Уголовный кодекс ФРГ согласно ст.129-а ("создание террористических объединений") предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы как за создание самого объединения, так и за участие в объединении, деятельность которого направлена на захват заложников, совершение убийства и других преступлений (всего около 15 составов) [41]. В 1980 г. в УК Италии введена ст.270- (бис), предусматривающая ответственность лиц, организующих сообщества с конечной целью терроризма и разрушения демократического строя[42].
Важнейшее значение подобных норм заключается в том, что они позволяют правоохранительным органам зарубежных государств привлекать к уголовной ответственности уже за сам факт принадлежности к преступной организации. А это - необходимое условие привлечения к уголовной ответственности лиц, относящихся к руководящим уровням организованных преступных структур. В раскрытии многих террористических актов и осуждении совершивших их преступников важное значение имеют нормы об освобождении от наказания или о снижении наказания для членов преступных организаций, активно сотрудничавших с правоохранительными органами.
Так, ст.268 УК Франции предусматривает освобождение от наказания за участие в преступной организации лица, до начала судебного преследования разоблачавшего участников организации или преступного соглашения и помогающего судебным властям опознать вин. Также, предусмотрено освобождение от наказания лица, участвовавшего в подготовке или совершении террористического акта при условии, если виновный предупреждает административные или судебные власти о готовящейся преступлении и принимает меры, чтобы помешать его совершению, или когда виновный помогает задержать исполнителей или соучастников совершенного преступления.
Как условие полного освобождения от наказания или сокращения его наполовину, данное деяние рассматривается, если последующие действия террориста дали возможность предупредить террористический акт (ст.422-1 УК Франции) или позволили избежать причинения смерти или увечья потерпевшим (ст.422-2 УК Франции). Появилась впервые данная норма еще в 1986 г. Теперь она закреплена и в УК 1992 года.
В западных правовых системах также должное внимание уделяется вопросам возмещения ущерба лицам, пострадавшим от террористических актов.
Закон "О предупреждении терроризма"[43], принятый в 1989 г. в Великобритании, предусмотрел, что всякое лицо, которое субсидирует фонд террористической деятельности или склоняет к этому других лиц, независимо от того, оказывается финансовая помощь в обмен на что-то или бескорыстно, виновно в принадлежности к терроризму. В случаях, когда суд признает, что деньги и имущество осужденного были направлены на поддержку терроризма, может быть принято решение об их конфискации.
Законы о борьбе с терроризмом носят в Великобритании, ФРГ, Франции общегосударственный характер. Это рассматривается как необходимое условие их эффективного функционирования.
Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" № 130 - ФЗ от 25.07.98 г., другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Особенностью уголовного и гражданского судопроизводства по делам о террористической деятельности является то, что дела о преступлениях террористического характера, а также дела о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, по решению суда рассматриваются в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех правил судопроизводства.
Организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда. Заявление о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность направляется в суд Генеральным прокурором РФ или подчиненными ему прокурорами[44].
По УК РФ статья 205 (Терроризм) в действующей редакции такова:
1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162 - ФЗ);
в) с применением огнестрельного оружия, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения (в ред. ФЗ от 9 февраля 1999 г. № 26-ФЗ), - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет.