Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется прямым умыслом. В тех же составах, где объективная сторона предусматривает наступление последствий, субъективная сторона предполагает наличие двойной формы вины, т.е. по отношению к совершаемым действиям вина предполагает наличие прямого умысла, а в отношении последствий — неосторожность.
Субъектом являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Для правильного уяснения объективных и субъективных признаков преступлений против здоровья населения важные значения имеют положения постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 15 июня 2006 г. № 14.
Нравственные устои общества являются основой процесса самовоспитания всех членов общества, и в первую очередь молодого поколения. Эти устои, взгляды, правила поведения, традиции, представления формируются человечеством на протяжении всего периода его существования и поддерживаются им, в том числе и с помощью норм уголовного права.
Терроризм и наркобизнес существуют в неразрывной связке с транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, политическим и религиозным экстремизмом, нелегальной миграцией. Все это – части огромной разветвленной преступной системы.
По силе воздействия на общество, конечно, и терроризм, и наркоугроза приблизительно равнозначны. Поэтому противодействию им международные организации уделяют такое большое внимание. Обе — угрозы конца XX века.
Связь между наркотиками и терроризмом прослеживается с тех самых пор, как человек впервые начал принимать вещества, приводящие к состояниям измененного сознания.
С тех пор изменилась как роль наркотиков в общественной жизни, так и понятие терроризма как формы политического действия, но связь между этими понятиями не только не ослабла, но, напротив, укрепилась. Главная опасность заключается еще и в том, что рожденные в войне государства не всегда способны отказаться от наркоиндустрии, ими финансируемой. Наркотики в этих странах становятся реалией мирной жизни, самым быстрым путем процветания.
Начиная с момента своего возникновения, терроризм всегда шел рядом с наркотиками. В качестве примера можно вспомнить и ассасинов (в этой секте гашиш использовался для подготовки убийц, которые непосредственно перед совершением преступления под воздействием наркотика видели картины загробной жизни), и деятелей французской революции, активно применяющих наркотики в якобинском терроре, и левых гарильерос в Латинской Америке, которые выращивали коку на сельских ранчо для поставок в США.
Переломный этап в истории терроризма относят к деятельности Хуана Карлоса Маригеллы (1911 — 1969), общественного политического деятель Бразилии, руководителя Бразильской коммунистической партии до 1967 г., писателя, «отца городской герильи». Именно он, разочаровавшись в официально разрешенном левом движении Латинской Америки и пройдя 8 лет тюрем, сформулировал те принципы, по которым строятся современные террористические организации.
В его известной схеме «люди – деньги – транспорт – оружие» предполагалась добыча средств на функционирование ячеек путем экспроприации денег у промышленников и грабежа банков, однако уже при жизни идеолог терроризма столкнулся с проблемой высокой защищенности банковских отделений. Отмечая упадок морали как отличительную черту своего времени, он перешел от уничтожений конкретных политических деятелей к уничтожению случайных горожан, а от грабежа банков - к производству и сбыту наркотиков.
За последние полвека, прошедшие с момента смерти Маригеллы, мало что изменилось. Любое сопротивление, даже не так широко использующее террористические методы, как делало движение «Действия за национальное освобождение», организованное Маригеллой, старалось мобилизовать максимальное количество доступных средств. Пользуясь нестабильностью, породившей ту или иную террористическую организацию или «национально-освободительную» армию, экстремисты пытаются добиться хорошего финансирования за счет противоправной деятельности, приносящей максимальный доход.
Как только это удается, меняется и характер группировок. Вместо точечных ударов по правительственным чиновникам (которые сейчас и терроризмом-то не считаются, а всего лишь убийством при исполнении обязанностей) экстремисты могут себе позволить и дорогостоящие теракты с использованием взрывчатых веществ или даже вооруженные нападения на армейские казармы и пункты связи.
Терроризм - это инструмент частичной легализации участие государства в торговле наркотиками.
Международную торговлю наркотиками следует рассматривать ареной для противостояния крупнейших и прибыльных транснациональных корпораций планеты. Терроризм - это результат боевых действий, которые ведутся государствами за рынок наркотиков. Маргинальность терроризма связана с временным нахождением наркотиков вне правового поля. Поэтому государство вынуждено искать внезаконные средства и инструменты для расширения своего участия на рынке наркотиков.
Терроризм - это элемент боевых действий в системе корпоративного противостояния между транснациональными монстрами, ежедневно и ежечасно привлекающими армии, государственный аппарат и, прежде всего, спецслужбы для решения своих корпоративных проблем.
Отсюда возникает парадоксальный тезис. На современном этапе национальная мафия предстает оппонентом, сдерживающим сползание государства в терроризм. Национальная мафия настолько способна стать конкурентом государства, насколько государство втянуто в теневой бизнес.
Государство охотно декларирует борьбу с терроризмом и криминалом, не предпринимая реальных действий по их искоренению.
Третья мировая война началась. И это не война Запада с Востоком, и не война религий. Это — война не имеющей национальности и вероисповедания наркомафии со всем остальным человечеством. И пока мы будем ее проигрывать, мы будем обречены с нарастающим ужасом следить за экранами телевизоров, на которых самолеты с накаченными наркотиками шахидами врезаются в небоскребы, а беззащитные заложники хладнокровно предаются мучительной смерти от рук нелюдей, щедро оплаченных теми же героиновыми деньгами.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993. Официальное издание. М., 1993
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954
3. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ
4. Федеральный Закон «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 г №35-ФЗ
Научная литература
1. Авербух В. Большинство преступников – наркоманы // Российская газета. - 03.07.2002. - № 352
2. Емельянов В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Харьков, 1999.
3. Иванов В.Д. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс». 2002. - С. 253
4. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник.-М.:Изд.БЕК,1998.
5. Международное уголовное право. Учебное пособие /Под общ. ред.В.Н.Кудрявцева.2-е изд.перераб. и доп.-М.:Наука,1999.
6. Наркомания – общественная проблема // Власть. 2002. № 10
7. Наркотики, противодействие им/ Российская газета. - 26.05.1999 - № 110.
8. Наумов А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков: вопросы правотворчества и правоприменения // Российская юстиция – 2000. - № 7
9. О. Журман. Наркотики ввозят тоннами // Российская газета. - 02.07. 2003. - № 58
10. Петрищев В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом //Государство и право. 1998. № 3.
11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 15 июня 2006 г. № 14.
[1]Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования // Российская юстиция. 2002. № 4 с. 50.
[2] Наркомания – общественная проблема // Власть. 2002. № 10.- С. 16
[3] Иванов В.Д. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс». 2002. - С. 253