По крайней мере 1000 лет назад территория Анголы была заселена народами, которые говорили на языках банту, использовали для обработки земли железные орудия и вели торговлю с отдаленными районами. Среди наиболее развитых африканских государств, существовавших на побережье современной Анголы до прихода португальцев, были королевство Конго и ряд государственных образований мбунду. Из наиболее выдающихся ангольских правителей той эпохи можно назвать короля Конго Афонсу I и правительницу Матамбы, государства мбунду, королеву Нзингу. В 16 в. король Афонсу принял христианство, но его дальнейшему сотрудничеству с португальцами помешала работорговля. На протяжении нескольких десятилетий королева Нзинга возглавляла борьбу своих подданных против португальцев. В более отдаленных от побережья областях, на территории южной части современной ДРК и в прилегающих к Анголе районах, в 17–18 вв. народ лунда создал несколько государственных образований.
Португальское проникновение
В 1575 португальцы установили контроль над Луандой, а в 1617 – над Бенгелой. Основным занятием португальцев была работорговля, большинство невольников они отправляли в Бразилию. На протяжении всего периода работорговли из Анголы было вывезено больше невольников, чем из любого другого района западноафриканского побережья. Пик работорговли пришелся на начало 19 в., когда ежегодно вывозились ок. 25 тыс. рабов, всего было вывезено ок. 3 млн. человек.
Завоевание португальцами территории Анголы растянулось на несколько столетий. В 1641 они были вынуждены уступить голландцам Луанду, но в 1648 вернули себе эту территорию. В 1836 работорговля была официально запрещена. В эпоху работорговли португальцы контролировали лишь несколько портов с прилегающими к ним землями. Португальская экспансия во внутренние районы началась в 19 в. В первой половине столетия этот процесс развивался медленными темпами, и только перед началом Первой мировой войны португальцы захватили территорию всей Анголы.
Эпоха колониального правления
Португальский колониальный режим 20 в. отличался особой жесткостью и беспощадной эксплуатацией африканского населения. В Анголе строго соблюдалась расовая иерархия, в соответствии с которой высшую ступень в обществе занимали родившиеся в Европе португальцы, затем шли португальцы, родившиеся в Анголе, за ними следовали потомки от смешанных браков – метисы, потом – «ассимилированные» африканцы, и самую низшую ступень занимала основная масса коренного, или туземного, населения страны. Последние подлежали принудительному труду, т.е. должны были работать по найму не менее половины дней в году, либо работать по контракту на государственных плантациях или других объектах. После окончания Второй мировой войны из Португалии в Анголу хлынула новая волна переселенцев. Засилье португальцев в экономике вкупе с расовой дискриминацией стимулировали рост недовольства африканцев. В 1926–1974, пока у власти в Португалии находились Салазар и его преемник, ангольским патриотам было запрещено создавать собственные политические организации.
Национально-освободительное движение и завоевание независимости. Вдохновленное примером других стран Африки, которые добились независимости, ангольское население в 1961 включилось в борьбу против португальского колониализма. Возглавили национально-освободительное движение три военно-политические группировки: МПЛА, ФНЛА и УНИТА. Существование одновременно трех освободительных фронтов отражало межэтнические противоречия, соперничество за лидерство и глубокие идеологические расхождения. Португальцы были полны решимости любой ценой сохранить контроль над Анголой и ответили на выступления повстанцев беспощадной войной. Новое правительство Португалии, которое пришло к власти в результате военного переворота 1974, приняло решение прекратить войну в колонии и предоставить ей независимость.
Попытки сформировать в Анголе переходное правительство потерпели фиаско. Вскоре начались вооруженные столкновения между сторонниками МПЛА и ФНЛА. Успех оказался на стороне МПЛА, и вооруженные отряды ФНЛА были выбиты из Луанды. УНИТА включилась в борьбу на стороне ФНЛА, а в октябре 1975 для поддержки их объединенных сил на территорию Анголы вторглись части армии ЮАР. В ноябре в Анголу прибыли кубинские войска для оказания помощи МПЛА, которая уже давно пользовалась поддержкой СССР и других социалистических стран. 11 ноября 1975 контролировавшее Луанду МПЛА провозгласило создание Народной Республики Ангола (НРА) во главе с Агостиньо Нето. Непрочный блок ФНЛА и УНИТА ответил на это созданием Демократической Народной Республики Ангола с центром в Уамбо. В начале 1976 вооруженные силы МПЛА разгромили отряды ФНЛА и вынудили южноафриканские воинские формирования покинуть территорию Анголы. К февралю 1976 армия МПЛА выбила УНИТА из Уамбо, и Организация африканского единства приняла в свои ряды Народную Республику Ангола. ФНЛА и УНИТА продолжали оказывать сопротивление центральной власти. Было даже объявлено об объединении их вооруженных формирований, но к 1979 ФНЛА практически прекратила свое существование. С этого времени борьба за власть шла между МПЛА и УНИТА.
Холодная война и региональная политика
На ход гражданской войны в Анголе большое влияние оказывало противостояние США и СССР в годы холодной войны и ситуация на Юге Африки. В 1979 МПЛА провозгласила себя марксистской партией и продолжала пользоваться поддержкой СССР и Кубы. В результате принятия в 1976 поправки Кларка США, выступавшие до этого на стороне ФНЛА и УНИТА, в дальнейшем были лишены возможности оказывать им всестороннюю помощь. В гражданскую войну в Анголе вмешалась ЮАР. Политика ЮАР в Анголе определялась двумя факторами: необходимостью противостоять распространению коммунистического влияния в регионе и сохранить свой контроль над территорией Намибии, с юга граничащей с Анголой. С 1978 в рамках политики «тотальной стратегии» вооруженные силы ЮАР, преследуя партизан Народной организации Юго-Западной Африки (СВАПО), сражавшихся за свободу Намибии, периодически вторгались на территорию Анголы. Такие военные операции увязывались с поддержкой южноафриканским правительством УНИТА и со стратегией Претории по дестабилизации своих соседей по региону с целью помешать им оказывать помощь бойцам, ведущим борьбу против режима апартеида. После заключения в 1984 в Лусаке соглашения между Анголой, ЮАР и США появились признаки изменения политики Претории в отношении НРА. Соглашение предусматривало вывод южноафриканских частей из Анголы в обмен на отказ Луанды предоставлять базы партизанам СВАПО на своей территории. Кроме того, лусакские договоренности увязывались с шагами ЮАР по предоставлению независимости Намибии в соответствии с резолюцией № 435 Совета безопасности ООН от 29 сентября 1978. Хотя в апреле 1985 ЮАР официально заявила о выводе своих войск с территории Анголы, спустя месяц было взято в плен подразделение южноафриканской армии, которое пыталось совершить диверсию на одном из нефтяных месторождений Кабинды. Вскоре ЮАР возобновила рейды своих войск в Анголу, которые продолжались вплоть до заключения в 1988 соглашения о предоставлении независимости Намибии к 1990.
В 1985 администрация президента США Р.Рейгана в рамках наступательной стратегии по отношению к коммунистическим режимам добилась отмены поправки Кларка. Таким образом были устранены препятствия для возобновления американской экономической и военной помощи УНИТА.
На пути к урегулированию
В 1987–1988 военные действия в Анголе стали более интенсивными. Эскалация вооруженного вмешательства ЮАР привела к прямым боевым столкновениям между южноафриканскими и кубинскими войсками. На протяжении 1987 – начала 1988 неоднократно предпринимались неудачные попытки найти политическое решение для нормализации ситуации в Анголе и предоставления независимости Намибии. Ситуация резко изменилась в 1988, когда объединенные анголо-кубинские силы нанесли сокрушительное поражение частям ЮАР. Во многом этот успех был предопределен эффективным применением кубинцами и ангольцами ракетных систем «земля – воздух» советского производства, что положило конец превосходству южноафриканцев в воздухе. Получив отпор, в мае 1988 представители ЮАР сели за стол переговоров с Анголой и Кубой, которые проходили при посредничестве США. По результатам переговоров с участием всех главных действующих лиц конфликта в декабре 1988 было достигнуто соглашение о порядке и сроках предоставления независимости Намибии, которое предусматривало вывод кубинских войск из Анголы, прекращение помощи ЮАР УНИТА и выезд из Анголы членов Африканского национального конгресса. В соответствии с этим соглашением Совет безопасности ООН принял решение о создании миссии ООН по проверке выполнения условий соглашения в Анголе (по контролю за выводом кубинских войск из Анголы) – ЮНАВЕМ. Сформированная из 60 военных наблюдателей из 10 стран со сроком полномочий на 31 месяц комиссия приступила к работе в январе 1989.
Однако принятое соглашение не повлияло на ход внутриполитической борьбы в самой Анголе. После достижения соглашения 1988 руководство УНИТА обратилось к правительству с предложением о прекращении огня, но МПЛА ответила отказом, предложив амнистию членам УНИТА. УНИТА вновь подтвердила свою цель – добиваться соглашения с властями о создании в стране многопартийной демократии, а на предложение об амнистии ответила новым наступлением против правительственных войск. Однако на этот раз бои длились недолго, и представители обеих сторон встретились в июне на территории Заира (совр. ДРК) и договорились о прекращении огня с 23 июня. Уже через неделю обе стороны выступили с взаимными обвинениями в нарушении условий недавних договоренностей, и в августе лидер УНИТА Савимби объявил о возобновлении боевых действий. Руководство УНИТА бойкотировало встречу лидеров восьми африканских государств, на которой было пересмотрено соглашение, достигнутое в Заире. УНИТА внесла ряд собственных контрпредложений к этому соглашению, и после встречи с президентом США Джорджем Бушем Савимби заявил о своей готовности сесть за стол переговоров с правительством. Тем не менее военные действия продолжались, и даже возникла ситуация, когда после нападения партизан УНИТА на кубинскую воинскую часть Куба приостановила вывод войск из Анголы. Наконец, в 1990 обе стороны согласились пойти на значительные уступки. УНИТА объявила о своей готовности до следующих выборов признать Жозе Эдуарду душ Сантуша главой государства и МПЛА – в качестве временного правительства. ЦК МПЛА согласился с необходимостью введения в стране многопартийной политической системы, объявил об отходе от марксистско-ленинской идеологии, введении рыночной экономики, легализации политических партий, пересмотре конституции и проведении в 1994 выборов на многопартийной основе.