5. Давними традициями использования в России терроризма для решения в первую очередь политических задач. Нынешний российский терроризм – логическое продолжение всех прежних тенденций, не изменивший своей сущности, но выразившийся в других формах. Психология терроризма прочно въелась в сознание многих людей, вполне допускающих возможность применения крайних мер для достижения своих националистических, экономических и иных целей. В такой общности не почитают закон, в нем просто не чувствуют нужды, и жизнь регулируется обычаями, неписаными нормами, интерпретация которых может происходить в самом широком диапазоне в зависимости от личности интерпретатора, его групповой и типологической принадлежности, местной специфики и т.д.
6. Нерешенностью важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликтами при разделе собственности и в то же время слабой защищенностью коммерсантов, финансистов и других деловых людей со стороны правоохранительных органов. В связи с этим стали повседневностью террористические акты в отношении названных лиц с целью их устрашения, при этом иногда одновременно устраняются конкуренты. Терророгенным фактором можно считать разгул в России организованной преступности, представители которой нередко прибегают к экономическому терроризму или их услугами пользуются криминализированные коммерческие структуры.
Наряду с названными причинами, действию террористов могут способствовать некоторые условия, по мнению Ю.М. Антоняна [39], среди которых выделяются такие как:
1. Слабость государственной власти, ее учреждений и институтов,
неспособность правоохранительных органов своевременно выявлять и обезвреживать террористов и тех, кто готовит террористические акты, устанавливать и задерживать преступников, чья безнаказанность позволяет им совершать новые убийства, создает им ореол неуязвимости и необычности, притягивая новых людей.
2. Одобряющее, поддерживающее отношение к террористам их социального окружения, населения, отдельных групп. Без этого националистический и религиозный терроризм попросту немыслим. При международном терроризме тоже бывает нужна помощь населения, но ее вообще может не быть в силу законспирированности террористической группы, для которой очень важна не только материальная, но и психологическая поддержка государства, в частности в лице его специальных служб. Поддержку или отсутствие поддержки среды необходимо учитывать особенно при националистическом, религиозном или партизанском терроризме.
3. Наличие значительной группы людей профессионально настроенных на военную службу, однако вытесненных с военной службы и не нашедших себе применения. Естественно, что они не могут смириться со своим униженным и материально необеспеченным положением, а потому активно протестуют, что иногда находит выражение в террористической агрессии. С этим столкнулась Германия после первой мировой войны, чем не преминули воспользоваться нацисты. Подобное явление возникло в США после окончания войны во Вьетнаме, пока государство не поняло, что нужно использовать ветеранские организации, материально и психологически поддерживать ветеранов, а не просто давить их. У нас еще нет данных о широком участии в терроризме бывших «афганцев» и военнослужащих принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской республики, а также постоянно демобилизуемых из российской армии, но можно не сомневаться, что они представляют собой «высококачественный» резерв для террористов, а отдельные из них участвуют в совершении террористических актов. В дополнение и уточнение названных выше общих причин терроризма, по мнению Ю.М. Антоняна могут быть названы некоторые предпосылки развития общественных отношений, которые предопределяют развитие терроризма в России[40]:
– рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением новой структуры отношений к собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и любыми способами расширяющих сферу своего влияния;
усиление влияния неформальных норм, криминализирующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной части населения;
– изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие становится «законным» средством достижения политических и иных целей;
– обращение к духовному наследию политических, религиозных и других организаций экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни;
– осознание некоторыми национальными и религиозными общностями себя как угнетенных, притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение ими необходимости защиты любыми средствами;
– рост вербальной агрессии и анонимных угроз в отношении «чужих» (представителей власти, коммерческих структур, лиц другой национальности и т.п.);
– создание образа врага, который становится объединяющим началом для лиц, склонных к экстремистским действиям;
– появление среди широких слоев населения, включающих в себя и демократически настроенную часть общества, благожелательного отношения к необходимости смены власти, введения авторитарных форм правления, способных обеспечить закон и порядок, в том числе путем грубого насилия.
Делая вывод, необходимо заметить, что причины и условия терроризма в России и во всем мире приведенные Д.В. Чухвичевым и Ю.М. Антоняном актуальны особенно в данное время. Трудно представить, что терроризм можно искоренить. Если анализировать все совершенные акты терроризма (и террористические акты) то можно увидеть, что когда возникают в обществе проблемы, конфликтные ситуации, то очень часто они разрешаются именно террористическими способами. А проблемы в обществе всегда были и скорее всего будут. Поэтому (хотя это и печально) будут люди, которые захотят решать свои проблемы актами терроризма. Как было сказано выше, даже в тех странах, где высокий уровень жизни совершаются акты терроризма (террористические акты). Поэтому в таких ситуациях задачами антитеррористических подразделений являются оперативно выявлять лиц способных прибегать к актам терроризма и предотвращать их.
3.2 Меры борьбы с терроризмом Понятия и виды мер борьбы с терроризмом
В понятие «борьба с терроризмом и международным терроризмом» некоторые авторы (Ю.М. Антонян, В.Е. Петрищев и др.) включают главным образом применение внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и воспитательного характера. Однако только этих мер для достижения положительных результатов может быть недостаточно. Для эффективности борьбы с терроризмом и международным терроризмом необходимо сотрудничество государств. При совершенствовании мер борьбы с терроризмом, необходимо обращаться к зарубежным и международным правовым документам. Однако совершенствование антитеррористического законодательства не решает всех проблем, которые создает сегодня терроризм для отдельных стран и всего мира. Ведь законы, направленные на борьбу с терроризмом, по существу нацелены на пресечение террористических проявлений и наказание лиц, их допустивших. Между тем гораздо важнее предотвратить такого рода действия.
Но предупреждение предупреждению рознь. Наиболее эффективным, хотя, возможно, и наиболее сложным и затратным с точки зрения реализации является раннее предупреждение, профилактика терроризма. Они заключается в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации или минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо благоприятствуют реализации террористических намерений. Профилактика терроризма осуществляется на допреступных стадиях развития негативных процессов, т.е. на тех этапах, когда формируется мотивация противоправных поступков.
Весь комплекс мер борьбы с терроризмом в зависимости от уровня реализации можно подразделить на международный и внутринациональный.
3.3 Международные аспекты борьбы с терроризмом
Мировое сообщество в XX в. испытывает постоянное беспокойство от вспышек терроризма в различных регионах мира. Не застрахованы от него ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством. Интернациональный характер жизни людей, новые средства связи, информации, новые виды вооружения резко снижают значимость государственных границ и иных подобных средств защиты от терроризма.
Еще перед Второй мировой войной под эгидой Лиги Наций были разработаны Конвенция о предотвращении терроризма и наказании за террористические действия и Конвенция о создании Международного суда (1937 г.)[41]. Им не суждено было реализоваться, но были выработаны такие понятия, как «международный терроризм», механизм преследования террористов за пределами национальных границ;» выдача террористов». В Конвенции о предотвращении терроризма и наказании за террористические действия впервые было указано на необходимость сочетания международно-правовых норм и национального законодательства по борьбе с терроризмом. Главное внимание было обращено на защиту жизни глав государств и политических деятелей, оставляя без должного внимания защиту от терроризма населения в целом[42].
В 1971 году была заключена первая региональная Конвенция 13-ти государств Америки (Конвенция ОАГ) о предупреждении и наказании террористических актов[43]. В настоящее время имеется развитая, многосторонняя система сотрудничества государств по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Действуют 11 Конвенций и протоколов о защите от терроризма на земле, в воздухе и на море[44].
Так, Токийская 1963 г., Гаагская 1970 г. и Монреальская 1971 г. конвенции направлены на борьбу с террористическими актами, посягающими на безопасность гражданской авиации. К ним примыкает Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в международных аэропортах 1988 г. Конвенция о защите ядерного материала и Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. приняты в целях предупреждения террористических актов, совершаемых с использованием этих общеопасных средств. Римская конвенция 1988 г. направлена на защиту от незаконных акций, в том числе террористических, против морского судоходства.[45]