Согласно документам Каирской генизы14, еврейское население Иерусалима в период правления Аббасидов было малосостоятельным и облагалось многочисленными податями. Большинство евреев существовало на средства, присылаемые из диаспоры, или на пожертвования богатых еврейских паломников. Религиозная вражда в Иерусалиме между общинами мусульман, христиан и евреев не раз выливалась в кровавые столкновения. Так, в 938 г. мусульмане, а в 966 г. мусульмане и евреи учинили антихристианские погромы, разграбили и сожгли Церковь Гроба Господня и другие христианские святыни; во время погрома 966 г. был убит иерусалимский патриарх, а труп его сожжен.
В этот период из Тверии, оспаривавшей у Иерусалима роль духовного центра палестинского еврейства, была переведена в Иерусалим иешива, возглавлявшаяся гаонами15. Авторитет этого учебного заведени распространялся далеко за пределы Эрец-Исраэль, и многие ученые из диаспоры обращались к его лидерам за помощью в решении религиозных проблем. Ввиду того, что право евреев молиться внутри города, на Храмовой горе и в непосредственной близости от нее постепенно ограничивалось, местом молитвы стал приобретенный еврейской общиной участок земли на Масличной горе. Собиравшиеся сюда в дни праздников многочисленные паломники жертвовали значительные суммы на содержание иешивы и уплату податей, наложенных на иерусалимскую общину. В последний день праздника Суккот16 на Масличной горе проводилась торжественная церемония, на которой объявлялось о новых назначениях в иешиве и о присвоении почетных званий жертвователям на нужды иешивы из общин диаспоры. Здесь же провозглашалось ежегодное отлучение от общины караимов.
Вероятно, уже с середины IX в. караимы стали селиться в Иерусалиме. Обосновавшись в отдельном квартале - на месте Города Давида, - они развили значительную активность, и уже к концу столетия Иерусалим превратился в важнейший караимский центр. В течение некоторого времени караимы даже возглавляли еврейскую общину города и выступали от ее имени перед мусульманскими властями. Лишь в 20-х годах X в. гаон Иерусалимской иешивы, опираясь на поддержку багдадских властей, сумел лишить караимских лидеров их главенствующего положения в еврейской общине Иерусалима. В среде иерусалимских караимов большой популярностью пользовалось движение Авелей Цион ("Скорбящие по Сиону"). Идеолог этого движения - иранский караим Даниэль Аль-Кумиси, поселившийся в Иерусалиме в 80-х годах IX в., - призывал своих последователей вернуться в Эрец-Исраэль и посвятить свою жизнь изучению Торы и оплакиванию разрушенного Храма.
В 969-970 годах Египет, а затем и Эрец-Исраэль были захвачены Фатимидами - североафриканской династией, придерживавшейся шиитского учения17. В результате этого события положение евреев в городе сначала несколько улучшилось, так как новые власти искали поддержки у евреев в борьбе с суннитским18 большинством. Однако вскоре последовало смутное время постоянных войн. Душевнобольной фатимидский халиф Аль-Хаким (996-1021) начал кампанию жестокого преследования немусульман в своем государстве. В результате синагоги и церкви Иерусалима (в том числе Церковь Гроба Господня) были разрушены.
Описания арабских географов и другие источники утверждают, что первые четыре столетия мусульманского владычества были для Иерусалима гораздо более благоприятными, нежели последующие века. Город окружала мощна стена со рвом и восемью воротами; внутри стен находились благоустроенные и чистые базары; улицы были выложены камнем. Иерусалим оставался по преимуществу христианским городом со множеством великолепных церквей. Евреи селились в двух кварталах: к юго-западу от Храмовой горы и к северу от нее. Еврейская община Иерусалима в период Аббасидов и - в особенности - Фатимидов была тесно связана с еврейством Египта, оказывавшим иерусалимским евреям материальную поддержку.
В 1071 году Иерусалим был захвачен Сельджуками и присоединен к империи султанов Ирака и Персии. В 1098 году Фатимидам удалось вернуть город, но уже через год Иерусалим вновь оказался в осаде - к его стенам подошла армия крестоносцев.
ИЕРУСАЛИМ И ИСЛАМ
Представления о святости Иерусалима в исламе основываются прежде всего на убежденности Мухаммада (Магомета) в своей миссии как преемника и преобразователя религии "народов Книги"59 - евреев и христиан. Наиболее ярко это воззрение проявилось в выборе Мухаммадом направления, в котором следует молиться: в начале своей религиозной деятельности Мухаммад молился, обратившись лицом к Иерусалиму, и лишь позднее, убедившись в безуспешности попыток увлечь за собой евреев, он предписал обращаться лицом во время молитвы к древней арабской святыне в Мекке (см. шестое прим. к "Восхвалениям Иерусалиму" Мукатила ибн Сулеймана).
Вся Палестина, и Иерусалим в первую очередь, была ареной библейской истории, которая, с точки зрения мусульман, является частью истории ислама. Это способствовало возникновению традиции, по которой Иерусалим является третьим - после Мекки и Медины - мусульманским святым городом. Обоснованием этой традиции служил первый стих 17 суры Корана, в которой описывается, как Аллах "перенес ночью своего раба (т.е. Мухаммада) из мечети неприкосновенной (т.е. из мечети в Мекке) в мечеть отдаленнейшую (Аль-маджид аль-Акса". Хотя некоторые мусульманские теологи утверждали, что "мечеть отдаленнейшая" находится на небе, в целом в мусульманской традиции установилось мнение, что в этой суре речь идет о Храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому здесь впоследствии и была воздвигнута мусульманами мечеть Аль-маджид аль-Акса.
Статус Иерусалима как святого города зачастую оспаривался авторитетными мусульманскими теологами (в основном - жителями Медины), и поэтому вплоть до XI века он не занимал сколько-нибудь значительного места в сознании людей, принадлежавших к исламскому миру. Полемика вокруг статуса Иерусалима привела к появлению обширной литературы, прославляющей этот город. Ее авторы - многие из них принадлежали к иерусалимскому исламскому духовенству - широко использовали еврейские и христианские традиции, связанные со святостью Иерусалима. Как ни странно, завоевание Иерусалима крестоносцами и превращение его в совершенно христианский город поначалу не вызвало заметной реакции мусульман. Это свидетельствует о том, что культ Иерусалима еще не стал влиятельным компонентом ислама.
Ситуация изменилась в середине XII века, когда султан Салах ад-Дин превратил идею джихада (священной войны) за освобождение Иерусалима в основную движущую силу своих походов против королевства крестоносцев, С этого периода Иерусалим прочно занимает положение общепризнанной исламской святыни. Сюда устремляются многочисленные паломники, и в эпоху мамлюков город превращается в центр исламской теологии и мистики.
В последующие столетия интерес мусульман к Иерусалиму ослабевает, и только в начале XX века он вновь становится центром религиозной и политической деятельности арабов, встревоженных ростом еврейской национальной активности в городе. Для современных мусульманских теологов особый статус Иерусалима символизирует универсальный характер ислама, его связь с двумя другими монотеистическими религиями. Одновременно с этим, идея борьбы за освобождение Иерусалима из рук неверных стала неотъемлемой частью фундаменталистской идеологии.