Смекни!
smekni.com

Фивы (стр. 1 из 4)

ФИВЫ

Введение

Ко всему, что напоминает о прошлом человечества, мы должны подходить с величайшей осторожностью; подобно тому как скрыто от нас будущее, несмотря на знамения его в настоящем и возможность силой логики проникнуть в грядущее, прошлое также окутано дымкой, которая размывает его черты, часто до полной неузнаваемости.

Исторические и археологические науки обычно считают точными те, кто не знаком с процессом их циклической эволюции и с нелегким, но увлекательным трудом исследователя, сверяющего изменчивые и многообразные теории с собственными взглядами и с идеями своего времени.

Земле Кем древние греки дали имя Египет, что означает "загадка", "тайна".

Предметом нашего рассмотрения стала лишь малая часть этой тайны - район древнего города Фивы, который древние греки называли "Стовратные Фивы", чтобы отличать его от греческих "Семивратных Фив".

Уже одно это является загадкой. Творения египетских мастеров доказывают, что они были слишком хорошими архитекторами, чтобы одни ворота возводить рядом с другими. Если же учесть, что для древних ходить пешком на большие расстояния было вполне привычным делом, то можно предположить, что между воротами было не менее 500 метров. Умножение 500 на 100 дает периметр города в 50 км, что не только не подтверждается данными раскопок и аэрофотосъемки, но и явно противоречит им. Город, которому и египтяне, и греки давали метафорические имена, таинственная резиденция верховных жрецов Амона, не мог быть столь огромен. Но то немногое, что сохранилось от его стен, не позволяет судить об истинных размерах города.

Возможно, в данном случае "сто" было для греков синонимом слова "много"? Этого мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. Некоторые современные авторы считают, что столь большую площадь город мог иметь за счет западного берега Нила - "Города Мертвых". Но особенности самой долины, расположенной в тени Западной горы, а также полное отсутствие здесь остатков стен не позволяют ручаться за достоверность этих гипотез, рожденных, по-видимому, растерянностью и отчаянием перед лицом непостижимого.

Однако, пускаясь в путь по горячим пескам Египта, которые пересекает единственная в мире великая река, текущая с юга на север, нужно привыкнуть к непонятному, загадочному, священному, таинственному... и, вместе с тем, глубоко человеческому.

Хронология

"Фивы существовали раньше любого другого места: вода и земля были там от начала времен, и сотворение Мира и Богов произошло в Фивах волею их бога Амона".

(Папирус эпохи Рамсеса II)

Каждый народ всегда считал себя древнейшим на Земле - иудеи, китайцы, майя, греки. Египтяне в этом смысле не были исключением. Но за маской геополитики и конкретной эпохи традиции всех этих народов восходили к "Небесному Человеку", Архетипу всего человечества, город же - в данном случае Фивы - оказывается колыбелью этого Человека, подобно тому как это было в "Ригведе", индуистском мифе об Агни, родившемся в хлеву, в котором дерево и солома загорелись от его прикосновения.

Эти тысячелетние сказания объединяются под общим названием "мифов", но для верящих в них они являются Священной Историей, как, например, Библия у иудеев в христиан. Очевидно, что для современных ученых, видящих лишь экзотерический смысл этих книг и традиций, они являются, в лучшем случае, аллегорическими и не содержат исторической правды.

Но понимание собственного незнания есть первый шаг к знанию, хотя еще и не само знание. Так что приходится искать более достоверные источники информации. В противоположность бытующему среди большинства людей мнению, определить истинный возраст каких-либо древностей весьма сложно, поскольку стратиграфические методы далеко не всегда применимы, а современное оборудование для измерения радиоактивности и отклонения естественного магнетизма позволяют проводить точные измерения лишь в исключительных случаях. Когда же дело касается камней и других предметов неорганического происхождения, датировку проводят сравнительным методом. Но если бы через 1000 лег кто-нибудь попытался определить возраст сфинкса из Гизы, сопоставляя его со следами костра, разведенного у его подножия уже в наши дни, то древний памятник мог бы оказаться современником сверхзвукового лайнера.

По сей день египтологи в своей работе так или иначе опираются на хронологию, предложенную египетским жрецом (реальность существования этого человека небесспорна), которому греки классической эпохи дали имя Манефон. Он разделил историю Египта на периоды, соответствовавшие периодам правления различных династий в рамках теократии, происходящей непосредственно от Богов-Правителей страны Кем. Так, царь (или фараон) был. воплощением Вселенского Порядка, а его фигура обезличивалась в потоке непрерывных смен властителей. Сейчас мы знаем, что существовали династии, подобные XV-ой, которые, скорее всего, представляли собой некую переходную ступень, и то, что Манефон называл "годом", не обязательно соответствовало периоду в 365 дней, поскольку в Древнем Египте применяли по крайней мере три календарные системы.

Примером хронологической таблицы может служить таблица, составленная Михаловским и его учениками, которую можно обобщить следующим образом.

Доисторический период

До 4000 г. до н. э. Каменный век.

Селения Эль-Фаюм, Меримда-Бени, Саламе, Эль-Омари в Нижнем Египте. Таса и Бадари в Верхнем Египте.

С 4000 до 3000 г. до н. э. Халколит, энеолит (медно-каменный век), или преддинастический период.

На юге - связан с Бадарийской и Негадской культурами. На севере - с так называемой Гелиопольской культурой.

Архаический период

С 3000 по 2686 г. до н. э. I и II династии.

Ключевой фигурой первой династии был Менес, который, как сообщает, опираясь на достоверные источники, Геродот, был великим царем.

Среди его чудесных деяний - основание Мемфиса. Менеса также называют Нармер и приписывают ему знаменитую каменную палетку, которая, предположительно, имела церемониальное назначение. Первая эпоха известна как Тинисская, по названию не найденного до сих пор города Тинис.

Во времена второй династии шло развитие Мемфиса и возводились первые ступенчатые пирамиды, или системы гробниц с надгробными сооружениями. Другие исследователи полагают, что их могли строить лишь в следующий период.

Древнее царство

С 2686 по 2181 г. до н. э. С III по VI династии.

По мнению ряда авторов, это эпоха расцвета Мемфиса, когда были построены пирамида Джосера в Саккаре и величественные сооружения комплекса Белого Города (III-я династия).

Вдохновителем и руководителем работ был архитектор, врач и маг Имхотеп, который был впоследствии обожествлен и чье имя связывается с именами Эскулапа (Асклепия) и Сераписа.

К IV-й династии принадлежали Снофру, Хеопс, Хефрен и Микерин, как его называли греки. Их известность связана, в основном, со строительством пирамид, которые носят их имена. Впрочем, принадлежность данных пирамид именно этим фараонам весьма сомнительна.

V-ю династию представляют Сахура, Ниусерра и Унис (У нас). Последнему приписывают строительство пирамиды (ее наружная часть подверглась сильным разрушениям), в которой был обнаружен так называемый Текст Пирамид. Иероглифы этого памятника расшифрованы еще не полностью. Считается, что знаменитый греческий сборник сентенций и афоризмов, сохранившийся лишь частично и известный под названием "Кибалион", представляет собой выдержки из этого текста.

Правление VI-й династии (Тети и Пиопи) считается временем расширения культурного и политического влияния Египта.

Первый переходный период

С 2181 по 2133 г. до н. э. С VII по Х династии.

Характеризуется мощными революциями, разного рода катаклизмами и вторжениями морских народов. Египет вступает в своего рода феодальный период, или средневековье. Первые династии этого периода продолжали править из Мемфиса, а IX и Х - из города, который греки назвали Гераклеополем.

Среднее царство

С 2133 по 1786 г. до н. э. XI и XII династии.

К первой из них принадлежали Ментухотепы, а ко второй - Аменемхеты и Сенусерты. Древние Фивы становятся священной столицей Царства. Мемфис приходит в упадок и разрушается. В это время процветают керамика и металлургия. Развивается производство, однако не появился ни один архитектурный шедевр, подобный Великой Пирамиде. В папирусах и надписях часто упоминается блестящее прошлое, возможно, относящееся к первым династиям или к другим, о которых здесь не упоминается.

Второй переходный период

С 1786 по 1650 г. до н. э. С XIII по XVI династии.

Об атом смутном времени сохранилось немного сведений. ХIII-ю династию представляли Себекхотепы и Неферхотепы. Правители XIV-й династии неизвестны. Времена правления XV и XVI династий отмечены частыми нашествиями гиксосов, или "варваров", которые были ассимилированы египетской культурой, что видно по геометрическим орнаментам со скарабеями на керамических и каменных изделиях, производившихся в тот период. До сих пор неясно, почему гиксосы покинули Египет. В некоторых папирусах говорится о том, что эти люди были настолько ужасными, что даже после их ухода во дворцах сами собой поднимались те каменные плиты, к которым прикасались их ступни.

Новое царство

С 1650 по 1085 г. до н. э. С XVII по XX династии.

Оплотом XVII династии при Камосе были Фивы. Представители XVIII династии - фараоны Яхмос, Аменхотепы, Тутмосы, Хатшепсут, Эхнатон, Тутанхамон и Хоремхеб - были значительными фигурами в истории Египта.

Яхмос окончательно изгоняет гиксосов, а Аменхотеп I создает Новое царство - наиболее известное из трех. Тутмос I и Тутмос II отвоевывают все потерянные земли и присоединяют новые к Царству Двойной Короны. Царица Хатшепсут правит от имени своего законного наследника Тутмоса III, стараясь даже внешне походить на мужчину. Ее правление было весьма плодотворным. Она посылает морские экспедиции в Пунт. По поводу этого факта среди исследователей существуют разногласия. Сейчас считается, что ее огромный флот обогнул Африку. Это предприятие скорее напоминает карательную экспедицию, нежели торговое посольство. Возможно, ее легкие и прочные суда разбили пиратов, наводнявших Красное и Аравийское моря. Полагают, что в ходе экспедиции были построены укрепленные порты для предотвращения набегов с моря, о которых слишком хорошо помнили в Египте. Это был первый морской флот Египта, о котором у нас имеются сведения. Экспедиция доставила в Египет экзотических животных и редкие растения, такие, как босвелия, дающая ладан, которые потом культивировались в Египте. Фиванская теократия использовала эти растения вплоть до своего исчезновения. Наследником царицы стал выдающийся фараон Тутмос III, великий Посвященный, мудрец и воин-завоеватель, предпринявший семнадцать военных походов в Азию. Аменхотеп IV, принявший имя Эхнатон, стал великим вероотступником и покинул Фивы. По его приказу была построена новая столица в Тель-эль-Амарне, оказавшаяся, впрочем, недолговечной. Он выступал против Таинств, и Египет был втянут в религиозную войну, которая ослабила страну и оставила азиатские границы практически без защиты. Эхнатон был хорошим поэтом, но худшим из правителей. Возможно также, что он был гомосексуалистом. К этому времени в Египте было воздвигнуто более семидесяти пирамид. Считается, что этот фараон приказал разграбить и разрушить некоторые из них, чтобы лишить бессмертия их обитателей и предать забвению их имена, заключенные в картуши (это слово, обозначающее "кассета", является современным наименованием, данным им из-за их овальной формы, связанной с Ключом Жизни, в который были заключены эти имена). Эхнатон правил семнадцать лет и покончил с собой или же был отравлен ядом, подлитым в чашу с вином.