Смекни!
smekni.com

Схиигуменья Мария и подпольный женский монастырь (стр. 2 из 2)

Но были и требования, не совсем обычные для дореволюционных женских монастырей. Ежедневно каждая монахиня читала Евангелие, Деяния апостолов и Апостольские послания в соответствии с литургическим календарём. В течение Великого Поста, времени бодрствования, монахини прочитывали все четыре Евангелия. Чтение Священного Писания ограничивалось Новым Заветом. За исключением Псалтири, книги Ветхого Завет мало кто читал. Отчасти это было традиционным недоверием монаха-простеца к ветхозаветным текстам. Кроме того, бесконечная тяжёлая работа отнимала у сестёр столько сил и времени, что в ветхозаветные книги могли углубляться лишь несколько очень старых монахинь, уже неспособных к труду...

Было также одно особое обстоятельство, регулирующее молитвенную жизнь сестёр. Схимонахи и схимонахини должны ежедневно совершать огромное молитвенное последование, “правило”. Часто ежедневное вычитывание “правила” схимник поручает ученику, молча вторя хорошо знакомым словам ежедневных молитв. Так было и у матери Марии. Все сёстры по очереди вычитывали схиигуменье её молитвенное “правило”, участвуя тем самым в молитве своей наставницы.

Как воспринимали окружающий мир сёстры подпольного монастыря? По словам моей собеседницы, уже упомянавшейся, в середине 1940-х у матери Марии и её сестёр появилась твёрдая уверенность в скором падении сталинского режима. Ожидали, что вот-вот сгинут “разбойнички” (так схиигуменья называла советских властителей) и верующим вернут свободу. Почти каждый вечер сёстры, собравшись вместе, мечтали, как уедут они куда-нибудь вместе с матушкой Марией, и будет у них настоящий монастырь... Здесь надо пояснить, что схиигуменья Мария не мыслила монашества в миру, столь распространённого сегодня на Западе. По её представлениям, монах или монахиня могут жить только в монастыре, изолированном от мира. Мария даже не хотела, чтобы у неё в Загорске служили женатые священники, и всегда стремилась, чтобы сестёр исповедовал иеросхимонах Серафим, приезжавший из Глинской пустыни.

В 1945 году на Московскую кафедру был избран Патриарх Алексий I (Симанский). Ещё остававшиеся в живых “непоминающие”, чтобы не оказаться в положении церковных раскольников, в большинстве своём стали присоединяться к Московскому Патриархату. Когда с Московским Патриархом установил каноническое общение епископ Афанасий (Сахаров), опекавший монахинь из Загорска, у сестёр подпольной общины наступила растерянность. Они оказались в церковной организации, по-прежнему пленённой сталинской властью, но политический строй оставался неколебимым... Если власть “разбойничков” не исчезает, то как жить дальше? Какого-то конкретного ответа сёстры не нашли. Они продолжали трудиться и молиться, всё так же смиренно ожидая грядущего Христа Спасителя.

Подпольная община схиигуменьи Марии ожидала политической свободы ради возведения прочной монастырской стены. Можно было бы предположить, что Мария, со своим суровым аскетическим идеалом, окажется в конце концов сторонницей глухой изоляции людей Церкви... Но такое предположение обманет нас.

Духовность Марии, как уже было сказано, можно назвать пасхальной. И здесь кроется секрет её удивительной отзывчивости. Для схимницы не существовало перегородок, делающих людей врагами. К ней в Загорск постоянно приходили люди за советом или утешением. Моя собеседница, старая монахиня, свидетельствует, что Мария равно принимала православного, мусульманина, еврея. В свете Воскресения барьеры сгорали, а люди — все — становились своими.

Схимница в любое время литургического года пела пасхальный тропарь, превратившийся в её непрестанную молитву, творимую во всех обстоятельствах жизни. Это известно мне уже из рассказов протоиерея Александра Меня. Он же вспоминал, что схиигуменья постоянно рассказывала ему, ещё ребёнку, бесконечные истории, заложившие во многом основы его нравственной жизни. Замечательно, что Мария при этом никогда не поучала своего маленького воспитанника. Чуть позднее из рук матери Марии юный Александр впервые взял Библию, по её совету впервые прочитал всё Священное Писание, сидя в саду домика в Загорске...

Свидетели вспоминают, как завидев маленького Александра Меня в окне, Мария говорила сёстрам: “Наш архимандрит идёт!” Но маленькой женской монашеской общинке не суждено было увидеть правильного церковного устройства. В монастырь с официальным статусом они не могли превратиться из-за антирелигиозной политики властей. В 1961 году схиигуменья Мария умерла. Сёстры продолжали вести прежнюю жизнь, но не решались самовольно принимать новых послушниц. Со временем, из-за смерти почти всех членов общины матери Марии, дом в Загорске опустел, и ныне принадлежит совершенно посторонним людям. Двух монахинь, сформировавшихся под водительством схиигуменьи Марии, старость и болезни заставили поселиться в разных женских монастырях.

* * *

Итак, мы побывали в окрестностях громадного Колизея XX века. В его мрачной тени преследуемые христиане пытались как-то организовать свою жизнь: установить хотя бы минимальное общение, вместе молиться и работать, сообща исполнять волю Божию. Из-за гонений не думали о создании церковных структур. Люди искали пути христианской жизни сейчас, завтра им не принадлежало... Наверное, этой евангельской лёгкости прежде всего и стоит у них учиться. Лёгкости, бездомности, бедности. Когда-то Франциск Ассизский простотой Евангелия покорил Европу. Сегодня множеству людей простота некогда гонимых учеников Христовых может подарить глоток надежды.

Список литературы

Илья [Семененко-]Басин. Схиигуменья Мария и подпольный женский монастырь