Осенью 1898 года Иерусалим посетил кайзер Германии Вильгельм II. Дл того, чтобы дать возможность кайзеру и его свите въехать в Старый город верхом и в каретах, был разобран участок стены возле Яффских ворот и засыпан крепостной ров. В 1892 году была открыта первая в Палестине железнодорожная линия, связавшая Иерусалим с тогдашним главным портом Эрец-Исраэль - Яффой.
Бурное развитие Иерусалима в начале XX века (накануне первой мировой войны население города насчитывало уже около 80 тысяч человек) было прервано вступлением Турции в войну в конце 1914 года. Голод, эпидемии, аресты и выселения пагубно отразились на жизни города, население которого к концу войны уменьшилось до 55 тысяч человек.
ПЕРИОД БРИТАНСКОГО МАНДАТА
Вступление англичан в Иерусалим. Дальнейшее развитие города
11 декабря 1917 года командующий британскими войсками на Палестинском фронте генерал Алленби вступил в Иерусалим. Власть в городе и во всей Эрец-Исраэль перешла к английской военной администрации. С первых же дней своего правления англичане предприняли ряд шагов по стабилизации положения в Иерусалиме, разоренном войной. Из Египта в город были направлены транспортные колонны с продовольствием, для борьбы с эпидемиями тифа и холеры была создана сеть поликлиник и амбулаторных пунктов, тысячам беженцев (в том числе двум тысячам армян, спасшихся от резни на севере Турции) были предоставлены кров и пища.
В 1920 году английское правительство упразднило военную власть в стране и учредило вместо нее гражданскую администрацию во главе с Верховным комиссаром, чья резиденция находилась в Иерусалиме. Таким образом, впервые со времен крестоносцев Иерусалим стал столицей, В 1923 году Лига Наций официально утвердила британский мандат на Палестину, подчеркнув необходимость восстановления здесь еврейского национального очага.
Англичане создали в городе упорядоченную систему административных и судебных учреждений. В 1924 году был впервые избран городской совет, в состав которого вошли по четыре представителя от каждой из трех религиозных общин: еврейской, мусульманской и христианской. Несмотря на численное превосходство еврейского населения, британские власти, ссылаясь на историческую традицию, всегда назначали мэром Иерусалима мусульманина, а его заместителями - араба-христианина и еврея. Гражданскую администрацию в городе возглавлял бывший военный губернатор Иерусалима - полковник Рональд Сторрс.
Р.Сторрс был человеком сложным и придерживался скорее арабской ориентации. Но, попав под магическое воздействие Иерусалима, он не покладая рук работал для его благоустройства и процветания. В частности, он был инициатором создания благотворительного общества "За Иерусалим", куда поступали пожертвования от жителей стран всего мира. (Это общество можно назвать прообразом "Фонда Иерусалима", созданного Тедди Колеком после 1967 г. и успешно действующего по сей день.)
Рональд Сторрс о себе и о Иерусалиме
...Я не пытаюсь ни описать, ни проанализировать свою любовь к Иерусалиму. Она не является целиком сентиментальной, эстетической или религиозной - еще в меньшей степени ее можно назвать теологической или археологической: впрочем, я надеюсь что в ней содержится что-то от всего этого. Может быть, в ней есть и немного от того, над чем я здесь работал, чему радовался и от чего страдал с самого начала; того, что так понимал и так любил его народ; что любое недоразумение всегда завершалось взаимопониманием; что я разделял восхищение этим городом моих родителей; что здесь началось для меня счастье семейной жизни. Многие и более опытные, и более отзывчивые люди часто приезжали сюда, чтобы помолиться, и оставляли город с усмешкой. Для меня Иерусалим стоял и стоит особняком среди городов мира. В британской империи и вне ее пределов существует немало почетных и авторитетных должностей, но я чувствую - не могу объяснить, почему, - что после Иерусалима не может быть продвижения по службе...
Из альманаха "Направления".
Лондон, 1943 (англ.).
Превращение Иерусалима в административный центр подмандатной Палестины привело к появлению общественных организаций, выражавших интересы двух главных групп населения: арабов и евреев. В 1921 году для решени внутриобщинных религиозных вопросов англичане учредили Верховный раввинат и Верховный мусульманский совет. В качестве исполнительного органа еврейского самоуправления с 1921 года в Иерусалиме действовал Национальный комитет (Ваад Леумми). Позднее здесь разместились также главные учреждения сионистского движения: исполнительный комитет Еврейского Агентства31, Керен ха-Иесод32 и Еврейский национальный фонд33. Параллельно с этим усиливалось влияние двух наиболее известных арабских кланов Иерусалима - Хуссейни и Нашаши-би - на арабское население Палестины. В 1921 году верховный комиссар утвердил назначение на пост иерусалимского муфтия34 крайнего арабского националиста Амина аль-Хуссейни, а в следующем году тот был избран председателем Верховного мусульманского совета. Таким образом, Иерусалим становитс центром национального движения палестинских арабов, и именно здесь в 1936 году создается экстремистская националистическая организация - Верховный арабский комитет, - возглавляемая самим муфтием.
Красота Иерусалима и его ландшафтов может сравниться с Толедо. Город расположен в горах, его купола и башни окружены стеной с бойницами и высоко сидят на каменном плато, нависающем над глубокой долиной. До самых Моавских гор контуры этого края напоминают физическую карту, где склоны обозначаются наслоениями регулярных кривых, а в неожиданных долинах лежат величественные тени. Земля и скалы отражают огненно-опаловый свет. Такое расположение города, случайно оно или преднамеренно, создало произведение искусства...
И все-таки Иерусалим не только живописен и не только убог, подобно столь многим восточным городам. Здесь, может быть, есть грязь, но нет кирпичей или штукатурки, нет крошащихся и обесцвеченных стен. Здани целиком из камня, беловатого, похожего на сыр камня, светлого и сияющего, который солнце окрашивает во все тона красного золота. Очарованию и романтике здесь нет места. Все открыто и гармонично. Исторические и религиозные ассоциации, глубоко укорененные в воспоминаниях детства, рассеиваются при первом же появлении. Излияни веры, плач еврея или христианина, преданность ислама Святой скале не окутали genius loci (дух места) какой-либо таинственностью. Этот дух есть властное излучение, которое вызывает суеверное преклонение, поддерживает его, но при этом существует независимо. Он на стороне центурионов, а не священников. И центурионы снова здесь. Они носят шорты и тропические шлемы и говорят с йоркширским акцентом.
Из кн. Р. Байрона "Дорога в Оксиану".
Лондон, 1937 (англ.).
Расцвет подмандатной Палестины, обусловленный как упорядоченным административным режимом, так и еврейской иммиграцией в страну и развитием еврейского хозяйственного сектора, распространился и на Иерусалим. В апреле 1925 года на горе Скопус (Хар ха-Цофим) в Иерусалиме лорд Бальфур35 торжественно открыл Еврейский университет, созданный на пожертвования евреев со всего мира. Преподавание в этом учебном заведении велось на иврите. В 1929 году город был электрифицирован. В 1935 году здесь был введен в действие трубопровод, доставлявший в Иерусалим воду из реки Яркон посредством системы насосных станций. В 1936 году в Иерусалиме начала действовать Палестинская радиовещательная служба (ныне - радиостанция "Голос Израиля"). В городе начали выходить ежедневные газеты на иврите: "Ха-арец" (в 1923 году редакция переместилась в Тель-Авив), "Доар ха-йом" (выходила до 1936 года). В 1931 году основывается новая газета на английском языке: "Палестайн пост" (с 1950 года и до сегодняшнего дня она выходит под названием "Джерузалем пост").
Наряду с интенсивным жилищным строительством в этот период ведетс также строительство административных, общественных и культурных учреждений. В 1928 году был открыт Центр здравоохранения им. Н. и Л. Штраусов (архитектор Б. Чайкин), в 1929 году построена Еврейска национальная и университетская библиотека на горе Скопус (общий проект застройки университетского кампуса принадлежал архитектору Фрицу Корнбергу); неподалеку, также на горе Скопус, в 1938 году известный архитектор Эрих Мендельсон, эмигрировавший из нацистской Германии, построил больницу Хадасса. В 1932 году было возведено здание (архитектор Иоханан Ратнер), где разместились Еврейское Агентство, Национальный фонд и Керен ха-Иесод.
Это поразительное место. Я не нахожу слов. Я не могу описать его. Здесь существует безумное равновесие (поддерживаемое британским правительством) между древней безудержной живостью и современной отвратительной коммерцией - фактически они нейтрализуют друг друга, т.е. можно сказать, что они просто заслоняют реальный Иерусалим. Здесь есть еще и безумное смешение религий, и все теснятся и молятся у одних и тех же святынь...
Англичане бережно относились к историческому облику Иерусалима и вместе с тем стремились украсить его новыми зданиями. Основным строительным материалом в Иерусалиме всегда был местный камень, добываемый в окрестностях города - так называемый "иерусалимский камень". Существует несколько разновидностей этого камня, отличающихся по внешнему виду или по степени легкости обтесывания (но не обязательно различного минералогического состава). Названия их - арабские, так как именно арабы на протяжении столетий занимались добычей и обработкой камня в Иерусалиме36.