Элиан
Во II веке н. э. писатель Элиан пишет в своей книге "Historia naturalis" о том, как одевались правители Атлантиды, чтобы подчеркнуть свое происхождение от Посейдона.
Феопомп
В другом своем труде, "Historia varia", Элиан ссылается на греческого философа Феопомпа, жившего в IV веке до нашей эры. Феопомп описывает разговор фригийского царя Мидаса с полубогом Силеном, в котором Силен рассказывает Мидасу, что "Европа, Азия и Африка являются островами, окруженными со всех сторон океаном. Вне этого мира есть еще остров со многими жителями и городами. Рассказывают, что десятимиллионное войско этого острова хотело вторгнуться в наши земли, переправившись через океан. Оно достигло земли гиперборейцев, которых считали самыми счастливыми людьми этой части суши. Но когда завоеватели увидели, как живут гиперборейцы, они сочли их такими несчастными, что отказались от всех агрессивных намерений и вернулись домой за океан". Многие атлантологи и, в том числе, Н. Ф. Жиров считают это косвенным подтверждением сообщения Платона. Но многие знатоки античной литературы утверждают, что Феопомп скорее известен как автор фантастических историй, а не как ученый. Однако, неясно, почему нужно было тогда Феопомпу привлекать историю Платона, а тем более, не использовать платоновские названия. Относительно же идеи, что этот сюжет выдуман Феопомпом, а не заимствован у Платона, замечу, что этом случае фантазия Феопомпа и Платона работала почти одинаково.
Марцелл
Неоплатоник Прокл (412-485 гг н. э.) в комментариях к "Тимею" ссылается на какого-то Марцелла (I век до н. э.), писавшего, что во "внешнем мире" было семь островов, посвященных Персефоне. Затем он дает их описание, сходное с описанием Платона.
Крантор
Прокл также пишет, что около 260 г. до н. э. в Египте побывал некто Крантор, видевший в храме богини Нейт в Саисе колонны с иероглифами, рассказывающими об истории Атлантиды. По мнению некоторых историков, речь может идти о Кранторе из Солы – греческом философе конца IV века до н. э., который также был комментатором работ Платона.
Однако некоторые атлантологи считают, что Прокл выдумал и Марцелла и Крантора для того, чтобы поддержать Платона.
Диодор Сицилийский
Диодор Сицилийский – римский историк, живший в I веке до н. э. В III и V книгах из своего труда "Bibliotheca historica" он пишет об амазонках и их нападении на атлантов. Также он пишет об атлантах, живущих около гор Атласа в Северной Африке. Возможно, что об этом он узнал из трудов Геродота.
Плиний Старший
Он считает атлантами жителей Северной Африки и наделяет их "чудными чертами". Он пишет, что они не знают людских обычаев, не пользуются именами, проклинают восходящее и заходящее солнце, не видят ночью снов. Возможно, что и эти сведения почерпнуты у Геродота.
Аристотель Стагирит
И, наконец, главный свидетель, ученик Платона, великий философ Аристотель. Он заявил, что Платон использовал описание Атлантиды в качестве предлога для изложения своих политических взглядов на проблему идеального государства. И добавил, что "тот, кто Атлантиду выдумал, тот и отправил ее на морское дно". Это достаточно серьезное утверждение. Кто мог знать Платона лучше, чем его ученик? Это должно было положить конец всем спорам. Но не все так просто, как кажется. Сторонники существования Атлантиды приводят несколько разумных доводов:
1. Аристотель был намного моложе Платона.
2. Он принадлежал к иному классу и имел иные политические взгляды. Платон родился в греческих Афинах, а Аристотель в Стагире, принадлежавшей Македонии. Даже, приехав в Афины, и основав Лицей, Аристотель не имел афинского гражданства.
Это позволяет предположить, что Аристотель просто "опозорил" Платона, "облачась в тогу поклонника истины" (Зденек Кукал. Великие загадки Земли). Свою позицию он обосновал так: "Amicus Plato, sed magis amica veritas" (Платон мне друг, но истина дороже).
Средние века
В средние века в Европе господствовала католическая церковь, а "официальной" наукой церкви была наука Аристотеля, так что Платону никто не верил. Правда, в средние века на некоторых географических картах появился остров Атлантис, но скорее всего никаких серьезных знаний за этим не скрывалось.
Новое время
Основной всплеск интереса к проблеме Атлантиды приходится на конец XIX – XX век. В этот период было написано более 5000 книг, посвященных Атлантиде.
Научная литература
Серьезные научные книги
Н. Ф. Жиров. Атлантида. Основные проблемы атлантологии.
Г. Люс. Конец Атлантиды.
Г. Люс. Конец Атлантиды. Новые аспекты древности.
Л. Жермен. Атлантида.
В. Бранденштейн. Атлантида.
К. Крестев. Атлантида.
Х. Имбеллоне и А. Виванте. Судьба Атлантиды.
А. Бессмертный. Атлантида.
А. Галанопулос и Э. Бэкон. Атлантида.
Научно-популярные книги
Сюда относятся большинство книг об Атлантиде. Среди них и "библия" атлантологов – книга И. Донелли "Атлантида. Допотопный мир."
Также стоит отметить книги
Дж. Брэмвелл. Пропавшая Атлантида.
П. Лекюр. Атлантида. Родина цивилизаций.
Р. Малез. Атлантида и ледниковый период.
Л. Зайдлер. Атлантида.
Художественная литература
Атлантида стала темой огромного множества фильмов и книг в жанре приключений, фантастики и фэнтэзи.
В этих книгах Атлантида оказывается на дне моря, в глубине пустыни, на орбите Земли. Атланты в этих книгах могли дожить до наших дней, владеют телепатией, являются потомками инопланетян, инопланетянами, владеют современной технологией, приспособились к жизни под водой и т. д. и т. п.
Мистическая литература
Наиболее известна книга Е. П. Блаватской "Тайная доктрина", где, не называя прямо Атлантиду, Е. П. Блаватская описывает ее. Менее известна книга Р. Штейнера, который якобы научился читать записи в слоях предметов, фиксирующие человеческую историю. Книгу об Атлантиде с массой точных деталей написал В. Скотт-Элиотт.
Периодика
Журнал "Atlantis" начал издаваться в Париже в 1923 году. К настоящему времени он превратился в сборник оккульто-мистических статей. В 1948 году в Лондоне появился журнал "Atlantean Bulletin" (позднее "Atlantean Research"). Журнал носит довольно серьезный научный характер. Журналы, посвященные Атлантиде, начинали выходить много раз в разных странах, но либо захватывались оккультистами, либо скоро прекращали выходить. Примеры: "Atlantis", Генуя, 1963; "Atlantida", Азорские острова, 1971; "Atlantis", Италия г. Бари, 1930-1932;
"Lumiиre sur l'Atlantide", Франция, 1953-1959; "L'Atlantide", Тунис, 1962.
Очень подробная библиография работ об Атлантиде содержится в книге Н. Ф. Жирова.
Сравнение данных диалогов с данными науки
Если бы хотели считать этот рассказ лишь плодом фантазии Платона, нам пришлось бы наделить его прямо-таки сверхчеловеческой гениальностью, благодаря которой он сумел предугадать научные открытия, которые были сделаны лишь спустя тысячелетия.
Валерий Брюсов
Далее я привожу те сведения, которых, как утверждают сторонники Атлантиды, у греков во времена Платона быть не могло, а значит, Платон действительно узнал о них от египтян, а те, в свою очередь, от представителей высокоразвитой цивилизации, то есть от атлантов.
"Замечательные" совпадения данных Платона с нашими знаниями
Большие глубины у берегов Пелопоннеса
Земля праафинян была описана так: "Вся она тянется от материка далеко в море, как мыс, и со всех сторон погружена в глубокий сосуд пучины". Древние греки не могли даже предполагать наличия глубин больше нескольких десятков метров. Возможно, впрочем, что Платон, исходя из наличия крутых берегов, сделал правильный вывод, что там, где скалы резко обрываются в море, должны быть большие глубины.
Процесс денудации
"...И вот остался, как бывает с малыми островами, сравнительно с прежним состоянием лишь скелет истощенного недугом тела, когда вся мягкая и тучная земля оказалась смытой, и только один остов еще перед нами." Это довольно точное описание процесса денудации, при котором обнажаются породы основания. Подобный процесс действительно происходит в Греции и по всему Средиземноморью. Продукты выветривания не удержались на склонах гор, лишенных лесов, и были смыты в море. Сегодняшняя закарстованная известняковая поверхность большей части Греции выглядит именно так.
Почва и леса, как регуляторы стока воды
В диалоге "Критий" Платон пишет: "...воды, каждый год изливаемые от Зевса, не погибали, как теперь, стекая с оголенной земли в море, но в изобилии впитывались в почву, просачивались сверху в пустоты земли и сберегались в глиняных ложах, а потому повсюду не было недостатка в источниках ручьев и рек". И снова Платон показывает такие знания, которых в тогдашней Греции ни у кого не могло быть.
Местоположение храма Нейт в Египте
В начале диалога "Тимей" говорится: "Есть в Египте, у вершины Дельты, где Нил расходится на отдельные потоки, ном, именуемый Саисским; главный город этого нома – Саис... Покровительница города – некая богиня, которая по-египетски зовется Нейт...". Это описание полностью соответствует действительности.
Землетрясение и наводнение
При описании гибели Атлантиды Платон ставит рядом эти стихийные бедствия. Современная геология говорит, что они происходят вместе во время цунами. Приблизительно в XV веке до н. э. произошел взрыв вулкана на острове Тира, расположенном в Эгейском море. Большая волна цунами достигла тогда материковой Греции, Крита, Египта и других частей Восточного Средиземноморья. По мнению некоторых исследователей, воспоминания об этой катастрофе послужили Платону источником для описания гибели Атлантиды.
Персидские войны
Описание Платоном войны праафинян с Атлантидой очень напоминает войны греков с персами. Афиняне также были вынуждены воевать одни, персы также хотели подчинить Грецию "одним ударом", греки тоже освободили малоазиатские греческие города от персидского ига.