5. ЦЕНЗУРА
Во времена Реставрации в Англии действовала строжайшая цензура. Ни одна книга, ни один памфлет или газета не могли быть напечатаны легально без разрешения, полученного от властей. Враги существующего церковного или государственного порядка могли распространять свои взгляды, пользуясь лишь спрятанными в лондонских мансардах типографскими станками, на которых работали люди, доведенные до отчаяния. Люди, которые в случае ареста несли жестокое наказание; за ними шпионили доносчики. Санкция цензуры, которая так душила свободу слова, теперь требовалась уже не в силу королевской прерогативы, как прежде, а на основе парламентского закона. Первый закон о цензуре, утвержденный парламентом в 1663 году имел целью запретить печатание мятежных и еретических произведений, подразумевая прежде всего сочинения пуританских писателей. Этот закон через известный промежуток времени возобновлялся снова; он был отменен палатой общин при вигах и в годы беспарламентского правления (1679 – 1685); парламентом Якова II он был восстановлен. И лишь в более либеральном веке, рожденном революцией, истекший срок действия закона о цензуре не был продлен, и он утратил свою силу. С 1696 года каждому англичанину разрешено печатать и опубликовывать, что он пожелает, не обращаясь ни к церковной, ни к государственной власти. Он мог быть привлечен к ответственности по обвинению в призыве к мятежу только судом присяжных. Так в Англии фактически была осуществлена мечта Мильтона о «свободной печати» спустя поколение после его смерти. При ограничении свободы печати, когда все еще существовала цензура, писатели и люди науки могли свободнее, чем политические деятели, пользоваться прессой. Однако общее число напечатанных книг и памфлетов было не велико. Постановлением закона о цензуре число мастеров-печатников в королевстве было сокращено до двадцати и число печатных машин было строго ограничено. За исключением печатников двух университетских изданий (в Оксфорде и в Кембридже) все мастера-печатники были сосредоточены в Лондоне в ущерб интеллектуальной жизни страны в целом.
6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КВАКЕРОВ
Тем временем квакерская община распространяла свое влияние быстрее, чем какая-либо другая из преследуемых сект. Основанная Джорджем Фоксом в период, когда меч Кромвеля охранял «свободу проповеди» против пресвитериан и англиканского священника, эта своеобразная религия сумела пустить корни, но даже в эту эпоху свободы сект с квакерами обращались дурно вследствие необычного поведения и манер членов первых квакерских сект. И когда при Реставрации снова началось прекратившееся при Кромвеле преследование сектантов, тяжелее всех пострадали квакеры. Если бы квакеры, отвергающие установленную законом религию, не признающие таинств, не имеющие духовенства и догмы, появились на пол столетия раньше, то их сжигали бы целыми партиями. Но характер преследования, которому они теперь подвергались – избиение и тюремное заключение, - помогал им привлекать еще больше новообращенных, восхищенных терпением и кротостью, проявляемыми ими во время наказания. С кротостью сочеталось некоторое скрытое упорство, тонко рассчитанное на то, чтобы взбесить чванливых чиновников того времени. Их протест против снобизма и против преклонения перед авторитетами того времени был весьма ценен, но он иногда принимал нелепые формы. Ранний квакеризм при жизни его основателя (Фокс умер в 1691 году) был по своей природе народным духовным возрождением, чрезмерно резко выраженным, благодаря чему он привлекал тысячи новообращенных из простого народа. Во времена правления Вильгельма Оранского и Анны Стюарт квакеры по численности сделались самой влиятельной из всех английских сект. Тончайшей сущностью своеобразного учения Джорджа Фокса была идея того, что внутренние качества христианина имеют большее значение, чем христианская догма. Ни одна церковь, ни одна секта до сих пор не делали это своим жизненным правилом. То, что они придерживались такой морали и в деловом мире и в домашней жизни и поддерживали ее без притворства или ханжества, было большим достоинством этих исключительных людей. Англия может гордиться тем, что создала и увековечила их образ. Пуританский котел кипел очень бурно, но когда он остыл и был опорожнен, то на дне его оказался этот ценный осадок.
7. ТОРГОВЛЯ
Государственная политика уже способствовала увеличению производства для внутреннего и внешнего рынков. Парламентские законы ограничивали импорт скота из Ирландии и зерна из-за границы и предлагали английским землевладельцам премии за экспорт. Эта политика, проводившаяся постепенно, шаг за шагом, от Карла II до Анны, отчасти имела в виду компенсировать тяжелый земельный налог и, конечно была популярна среди мелких сквайров. Однако если эта политика помогала им за счет внутреннего потребителя, то еще больше она помогала крупным лендлордам; и особенно же помогала она расширять производство для рынка людям с капиталами и инициативой, которые постепенно скупали небольшие поместья. Эти покровительственные хлебные законы и премии до времени Ганноверов не имели полного успеха, но их принятие при последних Стюартах показательно для социальных сил, которые направляли английскую государственную политику, тем более что эта система премий за экспорт зерна не была принята ни в одной другой стране. Ее принятие только одной Англией есть результат осуществления права контроля над экономической политикой, которого парламент добился от короны победой в гражданской войне.
Хотя палата общин все больше и больше превращалась в палату лендлордов, личные интересы которых были главным образом связаны с землей, отсюда не следует, что торговля и промышленность была в пренебрежении. Более четырехсот членов из пятисот были представителями от городов. Такая палата – состоящая в основном из сквайров, которые были избраны от городов, - была более чем какое-либо собрание склонна уделять внимание как сельскому хозяйству, так и торговым нуждам страны. Парламент покровительствовал суконной мануфактуре так же заботливо, как и культуре злаков. Он запретил ввоз иностранного сукна и экспорт сырой шерсти, задушил ирландскую суконную торговлю в интересах английских суконщиков и потребовал, чтобы каждого умершего при похоронах одевали только в английское сукно.
Навигационный акт, стремившийся сохранить торговлю Англии за англичанами и за ее торговыми кораблями вместо голландских, прошел в парламенте в 1651 году в такое время, когда государственная политика находилась под сильным влиянием торговой корпорации Лондона. В этом отношении Реставрация не внесла нового. Двор и парламент были единодушны в отношении политики Навигационных законов. Стремясь сохранить перевозку товаров Англии и ее колоний за английскими кораблями и поддерживать сопутствующую этому враждебность к голландским торговым соперникам. Магнаты, руководившие внешней, морской и военной политикой, были в самом тесном контакте с торговыми корпорациями. Войны с Голландией в годы правления Карла II и с Францией во времена Вильгельма Оранского и Анны в значительной ступени были торговыми и колониальными войнами.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Старая сельская Англия накануне массовых огораживаний и промышленного переворота часто представляется то в одном, то в другом из двух соперничающих образов. С одной стороны, нас просят представить себе страну свободных крестьян, обладающих чувством собственного достоинства, большей частью связанных с землей, но лишь с малыми личными правами на нее, - крестьян, наслаждающихся деревенской тишиной и благоденствием, прославляющих свое деревенское счастье песнями в барах с возлияниями по случаю праздника урожая. Далее нам напоминают, что та же страна была также страной ремесленников, которые жили в деревнях и рыночных городах, отнюдь не лишенных прелести сельской жизни, которые в своей повседневной работе испытывали восторг самобытной творческой личности. С другой стороны, нам показывают противоположную картину: нас просят вспомнить тяжелый изнуряющий труд, с рабочим днем продолжительностью 13 часов и более; детский труд на фабрике вместо начальной школы; болезни и преждевременную смерть вследствие отсутствия медицинского контроля и больничного лечения. Изучение этого периода подтверждает правильность как одной, так и другой картины. Но в какой из этих картин содержится большая и более важная доля правды – об этом говорить рискованно: отчасти потому, что спор идет о неосязаемых величинах, так как мы не можем вернуться назад к мышлению англичан того периода.
Список литературы
Джордж Маколей Тревельян - «История Англии от Чосера до королевы Виктории» - издательство «Русич» г. Смоленск 2001 г.