Смекни!
smekni.com

Финансово-кредитная реформа Е.Ф.Канкрина (стр. 3 из 3)

В таможенной политике Канкрин был сторонником не охранительных, но протекционистских и фискальных пошлин. В этом смысле, а также благодаря его симпатиям к государственному вмешательству в народно-хозяйственную жизнь, его частно-хозяйственному пониманию роли государства, наконец, его отношению к промышленности. Пересмотры тарифов при Канкрине (1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841) сопровождались повышением и понижением отдельных ставок, но в целом носили повышательный характер; тем не менее их результаты в общем в смысле роста таможенных доходов, русской промышленности и активности баланса были благоприятны. В частности тариф 1826 г. повел к росту русского сахарного производства. Стремясь развить промышленность, Канкрин учредил мануфактурный совет, устраивал промышленные выставки в Санкт-Петербурге и Москве, давал специальные поручения агентам министерства за границей, основал Технологический институт в Санкт-Петербурге, распространял специальные издания, облегчал формальности при открытии промышленных учреждений; содействовал расширению овцеводства, горного дела (преобразование горного законодательства, казенной горной промышленности, горного управления, корпуса горных инженеров, организация геологических изысканий); лесного дела (преобразование лесного института, новые училища для подготовки лесничих, заграничные командировки, особые инструкции по лесному хозяйству); ввел уставы о векселях, торговой несостоятельности и о системе российских мер и весов.

Финансовая система Канкрина основывалась по-прежнему на подушной подати, но доходы возросли благодаря привлечению к подати инородцев и пересмотру торговых налогов. Канкрин повысил гербовый сбор, ввел акциз на табак и вернулся к оказавшейся выгодной в финансовом отношении откупной системе продажи вина. Приняв финансовое управление в годы крупных дефицитов, Канкрин, хотя и не был в состоянии их устранить, все же значительно со свойственной ему бережливостью сократил, несмотря на экстренные расходы, связанные с турецкой и персидской войнами, восстанием в Польше, эпидемиями и т.п. Он ликвидировал следы Отечественной войны и значительно упрочил русский государственный кредит. Менее внимания Канкрин уделял местной финансовой администрации и сельскому хозяйству. Боясь нарушить сложившийся уклад жизни, Канкрин скептически относился к развитию железнодорожной сети и в особенности к расширению кредита не только в форме развития частных банков, но даже и казенных, а также и к сберегательным учреждениям. Относясь отрицательно к государственным займам, особенно заключаемым с непроизводительными целями внутри страны и неконсолидированными, Канкрин под давлением обстоятельств, однако, прибегал к ним и ввел в обращение особые краткосрочные обязательства, так называемые билеты государственного казначейства, отказавшись, впрочем, окончательно от выпуска неразменных бумажных денег. В общем деятельность Канкрина - и это отвечало всем его взглядам - была лишена радикально реформирующего характера; что и обеспечивало большую практичность и приспособленность к жизни его мероприятий.

Егор Францевич не требовал для себя ничего. Император Николай, безоговорочно вверивший ему самый ответственный участок государственного управления, готов был осыпать его милостями, но Канкрин оказался куда скромнее, нежели многие менее заслуженные министры. Он, например, отказался от обучения своего сына за казенный кошт и писал по этому поводу монарху: "Будучи поставлен щедротами Государя Императора в возможность пещись сам о воспитании детей моих, я желал бы, чтобы назначенная на воспитание моего сына сумма была обращена для другого, более нуждающегося в таковом пособии." Была всего одна царская милость, которой дорожил этот странный, в быту небогато одевавшийся и очень демократичный сановник. Когда император Николай заметил, что Канкрин стесняется курить в его присутствии, императрица собственноручно поднесла министру трубку, набитую лучшим немецким табаком. Он любил музыку, разбирался в архитектуре, в юности пробовал писать романы. Когда ему представляли кандидата на тот или иной пост, спрашивал его: "Вы, батюшка мой, стихов не пишете?"

В 1842 году его отпустили в отставку, о которой он уже долго просил императора. Нового министра финансов Николай найти не смог и создал вместо министерского поста коллегиальный орган Комитет по финансам из пяти человек. Младший брат императора, великий князь Михаил Павлович сострил по этому поводу: "Ну вот мы и разменяли нашего дорогого Канкрина на мелкую монету."

... В двадцатые годы двадцатого века о Егоре Канкрине вспомнил большевистский наркомфин Григорий Сокольников. Он пошел по пути Канкрина, и советский червонец вплоть до конца тридцатых годов стал самой стабильной валютой. А дальше началась диктатура, как правило, разрушающая экономику…

Список литературы

Бумажные и денежные знаки России и СССР. М: Деньги и статистика, 1991

Деньги в России: История Русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 года. М: 2000

Русский рубль два века истории XIX – XX в. М: 1994

Финансы. –1998: № 2, 3, 11. –1999: №1. –2000: №7

Материалы с сайтов: www.km.ru ; www.bankreferatov.ru ; www.studentu.ru и др.