Но только Петр 1 принимает решительные и успешные меры для организации металлургической базы на Урал Уже в 1696 г. он отправляет уральскую руду на исследование за границу и на опытные плавки на Тульский завод. Были даны отзывы о высоком качество руды. В 1698 г. Петр 1 начинает постройку первого завода, на реке Нейве, через год второго завода, на реке Каменке, а затем, в 1702 г.,Уктусского и Алапаевского заводов. Впоследствии Невьянский завод был передан в собственность тульскому оружейному мастеру Антуфьеву (Демидову), который построил Тагильский завод. Высокое качество уральской руды и чугуна обеспечило успех металлургии Урала.
Для наблюдения и организации дела Петр посылает на Урал тогдашних знатоков металлургии, сначала Татищева, затем Генница, много сделавших для развития промышленности. При Петре I на Урале было 11 железоделательных и медеплавильных заводов. Такие же заводы были в Тульском, Липецком, Олонецком, Муромском, Гжатском районах, в Петербурге. Полотняные заводы числом 15 располагались главным образом в Московском районе, 11 кожевенных в Москве, в Костромском и Ярославском районах, шелковые в Москве, химические и скипидарные в Москве, Твери, Рязани и др.
Кроме того, возникают суконные, писчебумажные, стекольные, шелковые, обойные, фарфоровые, табачные и прочие фабрики. В Сибири организуется разработка серебро-свинцовых руд и плавка их в Нерчинске и т. д.. Таковы были основные типы и направления промышленности, сформировавшейся со времени петровской мануфактуры.
Они, как мы видели, значительно расширяли промышленное производство, существовавшее до этого времени, и по числу своему и по новым отраслям производства. Многие из этих отраслей имелись и в допетровскую эпоху, но со времени Петра они получили сильнейший толчок для своего развития. Не имеется сколько-нибудь точных данных о числе мануфактур, возникших при Петре. Наиболее часто приводимые цифры Кирилова дают 233 мануфактуры к концу Царствования Петра, но цифры эти для некоторых отраслей, невидимому, значительно преуменьшены, а с другой стороны, в них попали некоторые мелкие предприятия немануфактурного тина. По другим данным, из 195 наиболее крупных мануфактур было 10 суконных, 9 полотняных, 7 шелковых, 5 кожевенных, 4 писчебумажных, 3 оружейных. Новейшие работы (особенно по недавно обнаруженным архивам Берг-коллегии, а также Мануфактур-коллегии) позволяют предполагать несколько меньшее количество крупных, чисто мануфактурного типа промышленных предприятий в петров скую эпоху, чем указанная цифра Кирилова. Но все же это уменьшение не настолько значительно, чтобы изменить характер и громадное значение строительства петровских мануфактур.
Так, общий пересмотр количественных итогов петровских мануфактур, произведенный Заозерской, дал не слишком большое отклонение от приведенных выше старых исчислений Ки- рилова и других. По новым материалам Заозерская насчитала 205 мануфактур, из которых 90 0/0 возникли на казенные средства и115 (57%) на частные капиталы. По отраслям 35% приходится на металлургию и 16% -на текстильную промышленность. Из указанного числа закрылись до смерти Петра 1 11 мануфактур и 7 не работали. Наконец, сверх исчисленных 205 мануфактур предполагалось к открытию, но не открылось 45 мануфактур. Если принять во внимание, что по тем же данным Заозер- ской ко времени Петра 1 имелась 21 мануфактура, основанная в XVII в. (из них 4 казенных и 17 частных), то станет ясным. что толчок, данный Петром 1 к увеличению числа мануфактур с 21 до 205 был достаточно мощный, чтобы заложить основу нового периода в развитии промышленности мануфактурного периода, в точном научном экономическом понимании этого слова. К тому же сама Заозерская признает, что наемные рабочие имелись во всех без исключения петровских мануфактурах и «всюду составляли основную производственную силу». Другими словами, мы должны признать, что петровской мануфактурой был впервые заложен капиталистический уклад в промышленности России. Еще большее значение имело то обстоятельство, что крупная мануфактура при всем своем невысоком техническом уровне способствовала общему подъему производительных сил. Это особенно сказалось, например, на таких отраслях, как металлургия. По размерам производства чугуна Россия того времени стояла на одном из первых мост в мире. Правда, сколько-нибудь точной и достоверной цифры выплавки чугуна в России в начале XVIII в. у нас не имеется. По утверждению Голикова, при Петре 1 вырабатывалось чугуна 6,6 млн. пудов, но, по-видимому, эта цифра значительно преувеличена. Она оспаривается новейшими исследователями или как простая опечатка, а вернее, как цифра «штатной», т. е. проектной, выработки заводов, а не действительной выработки, так как продукция чугуна в 1767 г. выражается только в 4985 тыс.пудов, т. е. тоже в очень значительной цифре. На основе более подробных исчислений производительности отдельных заводов новейшие исследователи определяют цифру действительного производства чугуна при Петре 1 (1718 г.) в 1,6 млн. пудов и даже того меньше. К этому нужно добавить, что Англия к середине ХУ111 в. выплавляла чугуна всего около 1 млн. пудов. Другими словами, даже минимальные исчисления выплавки чугуна в России в начале XVIII в., как мы видим, давали цифры, близкие к выплавке чугуна в Англии.