Смекни!
smekni.com

Строгановы (стр. 2 из 5)

Неслыханное земельное обогощение пермских солепромышленников давно вызывало зависть и негодование столичной знати. Пока жив был Грозный, бояре ничего не могли поделать. После его смерти всё переменилось. Строгановым припомнили и их опричную службу, и земельные пожалования из опричнены. Неудачи посыпались на головы Строгановых одна за другой. В Соли Вычегодской торговый дом давно распоряжался как в вотчине. Солепромышленники не жалели денег, скупали всё, что попадалось под руку: посадские дворы, соленые вареницы, кузни, выгоны. Они ссужали деньги нуждавшимся под самый высокий процент, кабалили бедноту, подчиняли мелких солепромышленников. Своей жадностью и насилием Строгановы навлекли общую ненависть на свои головы. Наконец, терпение посадских людей лопнуло. В ночь на 22 октября 1586 г. они захватили острог и, вооружившись пушкой, двинулись к строгановскому двору. Семёну Аникиевичу не удалось бежать. Он попал в руки посадских и был убит. Торговый дом лишился старшего и самого авторитетного из своих руководителей. Младшим Строгановым не удалось наладить отношения с правителем государства Борисом Годуновым, и вскоре их постигло подлинное крушение. Власти отобрали в казну укреплённые городки Строгановых на Каме и Чусовой. Опала пресекла попытки Строгановых подчинить себе сибирские земли. Но солепромышленники не жалели сил и казны, чтобы избавиться от царской немилости. Правительство не могло обойтись без их услуг и объявило о возвращении Н.Г.Строганову Орла, самого крупного из строгановских городков.

У Семёна Аникиева, женатого на Евдокии Петровне Лачиновой, было двое сыновей Пётр и Андрей.

В годы Смуты Строгановы оказали болшую финансовую помощь царю Василию Шуйскому, казна которого вечно пустовала. Незадолго до своего падения Шуйский пожаловал им свание "гостей". Это звание носили немногие лица - самые богатые купцы России. В качестве основной привелегии Строгановы получили право впредь именоваться "с вичем". Это право уравневало солепромышленников с благородным дворянством. Даже гости никогда не претендовали на отчество.

Андрей Семёнович стал первым "именитым человеком" в семье Строгановых. За ним это звание распространилось на всех членов торгового дома.

По званию именитых людей Строгановы подлежали только личному царскому суду, могли строить города, крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владельцами Сибири, вести беспошленно торговлю с азиатскими народами.

Дальнейшая судьба рода Строгановых связана с внуком Андрея Семёновича, Григорием Дмитриевичем.

"В одной из жалованых грамот Петра Великого вычислено, что Строгановы во время междуцарствования и при Михаиле Фёдоровиче пожертвовали примерно 4 млн. рублей... Уложение царя Алексея Михайловича отводит им особую статью (стр. 94, гл. X)". В 1722 г. Пётр Великий, за заслуги последнего "именитого мужа" Строганова Григория Дмитриевича, возвёл его сыновей Николая, Александра и Сергея в баронское достоинство.

Сам Григорий Дмитриевич с 1688 г. сделался единоличным владельцем всех огромных Пермских, Зауральских, Сольвычегодски, Устюжских и Нижегородских имений. Огромные его средства давали ему возможность оказывать Петру I значительную помощь во времена Северной войны. В 1701 г. он на свои деньги снарядил два военных фрегата. Его жена, урожденная Ногосильцева, была первою статсъ-дамою при дворе. Имения Григория Дмитриевича были ещё увеличены Петром I по всем жалованым грамотам, так, что в одних только Пермских владениях у него было "на лицо" 44643 человек, да 33235 человека в бегах и скитающихся.

Григорий Дмитриевич от второго брака с Вассой Яковлевной Новосильцевой имел сыновей Александра, Николая и Сергея.

Сергей Григорьевич - генерал-лейтенант пользовался благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны. В "Академических Ведомастях" по поводу его смерти было сказано, "что он был око слепых и его нога хромых и всем был духом". Так образно была отмечена его благотворительная деятельность. Он основал свою картинную галерею в доме построенном Растрелли.

Сын Сергея Григорьевича Александр был возведён в графское достоинство Римской империи императором Францем I 29 июня (9 июля) 1761 г. в Вене. Павел I 21 апреля 1798 г. возвёл Александра Сергеевича Строганова в графы Российской империи. Александр Сергеевич Строганов был обер-канцлер (четвёртый по порядку), президент императорской академии художеств, страстный любитель искусств. Екатерина II, Павел I и Александр I были к нему вполне расположены, считая его своим другом.

Важной и неотъемлемой частью художественной жизни России стало коллекционирование произведений искусства в дворянских собраниях. В это время в России возникли такие крупные частные коллекции, как собрание И.И.Шувалова, Е.Р.Данковой, А.А.Безбородко,Н.Б.Юсупова и многих других. Одно из первых мест в ряду ресских собирателей пренадлежит А.С.Строганову, колекция которого была знаменита уже в XVIII веке.

Богатейший человек А.С.Строганов играл значительную роль в художественной и культурной жизни Петербурга второй половины XVIII - начала XIX века. Он был директором петербургской Публичной библиотеки, в 1758 г. стал почётным членом только что созданной Академии художеств, с 1801 г. был назначен её президентом. в своём дворце на Невском проспекте он создал библиотеку, открытую для публики. Там же разместилась знаменитая строгановская картинная галерея, помещение которой, специально оформленное архитектором Воронихиным, стало одним из первых руских музеев. Коллекционерской деятельностью А.С.Строганов занялся с самых юных лет, когда в 1752 г. отправился за границу.

Интерес к искусству возник у Строганова в Италии, где ему удаётся приобрести работу Корреужо.

Побывав в 1756 г. в Париже Строганов обогатился картиной Д.Фетти из знаменитой коллекции Таллара. Пребывание за границей позволило ему не только приобрести первоклассные произведения, но и воспитать в себе подлинный вкус знатока, изучить знаменитые коллкции, приобщиться к европейской культуре собирательства, пережившей во второй половине XVIII века свой расцвет. Во время второй заграничной поездки (1771-1778) Строганов выступает уже в роли авторитетного знатока живописи. Он покупает призведения из самых знаменитых парижских коллекций - Шуазеля, принца Конти, Рандона де Бауссе, Блонделя де Ганьи, Мариетта.

Вернувшись в Россию в конце 70-х годов Строганов продолжает активно пополнять своё собрание.

Одной из важнейших заслуг Строганова перед потомками является строительство под его руководством Казанского собора. Известно, что создатель Казанского собора - А.Н.Воронихин, был крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. Заметив талант мальчика, Строганов берёт его под свою опеку и помогает ему получит образование. а в 1786 г. даёт ему "отпускную". В 90-х годах Воронихин вместе с сыном А.С.Строганова Павлом совершает путешествие в Швейцарию и во Францию. Работы Воронцова 90-х годов связаны с заказами Строгановых.

Выдающимся человеком был также младший сын А.С.Строганова - Павел.

Он родился в Париже в 1772 г. Его крестный отец - будущий царь Павел I. С 1784 по 1786 г. - путешествовал по России. В 1787 г. - уезжает за границу: Женева, Париж. Под именем Павла Очера (Очер - завод Строгановых в Перми) - становится членом якобинскго клуба "Друзья закона". По приказу Екатерины II возвращается в Россию. До 1796 г. он находится под Москвой. Он был инициатором создания "Негласного комитета". Цель:"Прежде всего узнать действительное положение дел, затем реформировать различные части администрации и, наконец, обеспечить государственные учереждения конституцией, основанной на истинном духе русского народа". П.А.Строганов был противником крепостного права. Ненавидел Наполеона как душителя свободы. С 1807 г. он находился в армии: командир казачьего полка, гренадёрского полка. Он участвовал в войнах с Францией, Швецией и Турцией.

В войне 1812 г. генерал-майор П.А.Строганов был командиром 1-ой гренадёрской дивизии, третьего пехотного корпуса. В день Бородинского сражения он героически сражался на Утицком кургане. Под прикрытием дыма гренадёры Строганова в решаущий момент битвы в районе Утицы - начинают отход к Утицкому кургану. Когда гренадёры укрепились на кургане по ним был открыт французами ураганный огонь. "В сие время, - рапортует Строганов, - открылась жесточайшая канонада, но несмотря на превосходство неприятельского огня, наша батарея неумолимо действовала, пока, потерявши почти всех людей и расстрелявши большую часть своих зарядов, принуждена была уменьшить свой огонь и уже только действовать из 4 орудий". Никакие усилия французов не смогли заставить защитников Утицкого кургана отступить. Это было особенно важно, что Утицкий курган прикрывал старую Смоленскую дорогу. Как сообщал П.А.Строганов, "продолжался сей кровопролитный бой до самых сумерек, который, несмотря на превосходство неприятеля, совершенно остался для него безуспешным и давал новое доказательство мужества войск..."

Трагическую роль в его жизни сыграла преждевременная гибель его 19-летнего сына Александра, в ходе заграничного похода русской армии.

Чтобы не дать угаснуть знаменитой ветви Строгановых, заканчивающихся на Павле Александровиче, графское достоинство было передано, женатому на дочери графа П.А.Строганова Натальи, сыну Григорию Александровичу, тогда ещё барину, Сергею Григорьевичу.

Григорий Александрович был внуком Николая Григорьевича Строганова и сыном Александра Николаевича; действительного тайного советника времён Екатерины II и Павла I. Григорий Александрович был членом государственного совета и послом в Швеции, Испании и Турции. Когда он был послан в Константинополь, он много содействовал улучшению положения в Сербии. Выступал в защту христианских подданных Турции. В 1812 г. в Петербурге была опубликована на французском языке брошюра испанца П.Севальоса, вступительная статья была написана Г.А.Строгановым. В ней он писал:"Исландцы предприняли войну, сущесвенно отличающуюся от всех других войн... При завоевательной войне, когда идёт речь о защите очагов, храмов, могил и свободы, войну ведёт каждый человек, ведут женщины и подростки, другими словами, все враждебны завоевателю, любой ущерб, который можно нанести тирану и его сообщникам, является священным долгом. Все чувства преследуют одну цель - уничтожить завоевателя... Речь идёт о том, чтобы или всё потерять и согнуться перед врагом, бога и рода людского, или защитить свою религию, свою страну, семью и свободу". Таковы были взгляды на патриотизм выдающегося представителя рода Строгановых.