Смекни!
smekni.com

К истории русских в Монголии (до 1917 г.) (стр. 4 из 4)

Тесное общение, строительство церкви в Урге, деятельность православных миссионеров приводили к тому, что некоторые монголы принимали православие. В письме на имя генерал-губернатора Восточной Сибири Н. П. Синельникова кяхтинский пограничный комиссар Е. Пфаффиус сообщал, что "в Урге и Маймачэне есть несколько китайских подданных (монголов Н. Е.), принявших христианство". Их было бы намного больше, если бы договоры "между нашим и китайским правительством разрешали свободный переход в подданство всех желающих" *36, а так монголы опасались преследований. Опасения высказывали и священнослужители. Енисейский епископ сообщал генерал-губернатору, что многие монголы просятся креститься со всем семейством, но священники не знают, есть ли об этом договоренность между правительствами России и Китая. Из канцелярии генерал-губернатора ему отвечали, что в договорах с Китаем нет препятствий к этому, что китайское правительство совершенно индифферентно относится к делам религии, "а католики свободно проповедуют слово божье" *37. Этим генерал-губернатор разрешил сомнения православных священнослужителей, по-своему благословив их на миссионерскую деятельность. Однако массового характера это явление не приняло. Трудно сказать, что заставляло монголов креститься. Одни, видимо, искали в этом защиту, поддержку, особенно в приграничных районах, другие начинали искренне верить в другого бога.

Отмечались и браки между русскими и монголами. Дед Я. П. Шишмарева монгол, был женат на русской казачке. Брали монголок в жены и русские. Развивался межкультурный обмен. Русские учили монголов сеять хлеб, косить сено, носить валенки зимой. Монголы научили русских пить особый чай, приготовляемый по следующему рецепту: в котел, всегда стоящий на огне у кочевников, всыпают накрошенный зеленый кирпичный чай; когда он закипит, вливают молоко, кладут гуджир (соду) и, хорошо размешав, разливают по чашкам. В Забайкалье такой чай называли "сливанным" и редко, но употребляли еще в 50-е гг. ХХ в.

В монгольском характере русские подмечали любопытство и беспечность, гостеприимство, честность, кротость и хитрость. По их наблюдениям, на поведении монголов сильно сказывалось маньчжуро-китайское влияние. Я. П. Дуброва, например, считал, что воровать монгола заставляют чрезвычайно тяжелые условия жизни, созданные маньчжурскими властями. По воспоминаниям Я. П. Шишмарева, вялые и молчаливые при маньчжурах, монголы общительны и разговорчивы без них. Нерчинские купцы братья Бутины отмечали, что с приближением к Великой китайской стене "монгольский народ делается все более испорченным из-за влияния китайцев, которые его постоянно обманывают и надувают" *38. Итак, несмотря на длительное соседство, русские начали оседать в Монголии только во второй половине ХIХ в. Решив проблемы границ и торговли в серии договоров с Пекином, русское правительство долгое время не уделяло серьезного внимания Монголии, поэтому проникновение туда русских и их деятельность носили стихийный характер, были результатом частной инициативы купцов и предпринимателей. Основная работа по обеспечению их интересов, а также по наблюдению и контролю за ними легла на плечи консульства, созданного для поддержания престижа Российской империи. Только в начале ХХ в. Россия начала заниматься Монголией, вступив в борьбу за влияние на нее не только с Китаем, но и с Японией. Россия постепенно начала проявлять не только политический, но и экономический интерес к этой стране, что способствовало росту численности русских и расширению видов их деятельности. Тем не менее, их было здесь куда меньше чем китайцев. Взаимоотношения русских с монголами очень часто зависели от маньчжурских чиновников, китайских купцов или от тех и других, действовавших сообща. Поэтому очень сложно определить, каковы были эти контакты в "чистом виде". Кто-то из монголов был тесно привязан к маньчжурскому Китаю, кто-то явно или тайно тянулся к русским, к России. В отношениях между русскими, жившими в Монголии, и населением этой страны присутствовали все краски человеческого общения: обман и хитрость, враждебность и злобность, доброжелательность и радушие, сострадание и взаимовыручка и т. д. Но преобладали, судя по многочисленным фактам, которые сохранила для нас история, доверительность и дружелюбие.

Единархова Нина Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений в Иркутском государственном университете.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мясников В. С. Договорными статьями утвердили. Хабаровск, 1997. С. 174.

2 Сладковский М. И. Очерки экономических отношений СССР с Китаем. М., 1957. С. 32.

3 Сборник договоров России с Китаем. Иркутск, 1881. С. 9.

4 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 24, оп. 11/3, д. 121. Отчет о 25-летней деятельности Ургинского консульства (18611886 гг.). Л. 4.

5 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 292. Консульство в Урге, 1865. Ед. хр. 2, л. 14.

6 ГАИО. Ф. 24, оп. 11/2. Ед. хр. 22. Докладная записка Ургинского консула. Л. 5.

7 ГАИО. Отчет о 25-летней деятельности .., л. 7.

8 ГАИО. Ф. 24, оп. 11/2, д. 20/9. Об учреждении в Урге Российского императорского консульства. Л. 10.

9 Там же. Л. 11.

10 ГАИО. Отчет о 25-летней деятельности ..., л. 8.

11 Там же. Л. 15.

12 Там же.

13 Там же.

14 АВПРИ. Ф. МИДа. Консульство в Урге, 1866. Д. 3. Л. 3.

15 Сандорж М. Проникновение китайского торгово-ростовщического капитала в Халха-Монголию и расширение его деятельности (ХVIII в.). Дисс. канд. ист. наук. Л., 1961. С. 62.

16 ГАИО. Отчет о 25-летней деятельности .., л.13.

17 Там же.

18 Там же. Л. 30.

19 Там же. Л. 34.

20 Дуброва Я. П. Поездка в Монголию // Известия ВСОРГО. Иркутск, 1886. Т. 16, 13. С. 37.

21 Боголепов М. И., Соболев М. Н. Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1911. С. 60.

22 ГАИО. Отчет о 25-летней деятельности .., л. 31.

23 Там же. Л. 21.

24 АВПРИ. Ф.143. Китайский стол. Оп. 491, ед. хр. 576, л. 3.

25 Единархова Н. Е. Русские купцы в Монголии // Восток. М., 1996. 1. С. 86.

26 Даревская Е. М. Сибирь и Монголия. Очерки русско-монгольских связей в конце ХIХ начале ХХ в. Омск, 1994. С. 138142.

27 ГАИО. Докладная записка Ургинского консула. Л. 7.

28 Даревская Е. М. Указ. соч. С. 117.

29 Единархова Н. Е. Русские купцы... С. 79.

30 ГАИО. Докладная записка Ургинского консула. Л. 8.

31 Даревская Е. М. Указ. соч. С. 120121.

32 Кузьмин Ю. В., Дэмбэрэл К. Русская колония в Урге (18611920 гг.) в российской историографии // Диаспоры в историческом времени и пространстве Иркутск, 1994. С. 118.

33 Даревская Е. М. Указ. соч. С. 1848.

34 АВПРИ. Ф. 292. Консульство в Урге. Оп. 732, ед. хр. 23, л. 2.

35 ГАИО. Ф.24, оп.11/1, д.161, л. 1.

36 Там же.

37 Там же, оп. 11/2, д.82, л. 1317, 2527.

38 Братья Бутины. Описание пути с границы Нерчинского округа в Тяньцзинь // Известия СОРГО. Иркутск,1871. Т. 2, 12. С. 19.

Список литературы

Единархова Н.Е. К истории русских в Монголии (до 1917 г.)