Часть IV
После завоевания Египта и похода к Халкедону, в войне наступила передышка. Отвлеченная отражением аваров в Европе, Империя была не в состоянии вести какие-либо операции на персидском фронте. Судя по молчанию хроник в Иране возобладало мнение о необходимости паузы в военных действиях. И действительно, когда же было готовиться к следующему туру войны, как не сейчас, когда греки были практически беспомощны.
Действия Ираклия поначалу не отличались особым успехом. В 619 г. он договорился с каганом аваров о личной встрече, но вовремя заметил засаду кочевников у места встречи, и спасся бегством. Погнавшись за ним авары дошли до предместий Константинополя основательно пограбив его. (Судя по этому неслыханному доселе факту можно смело сказать что войска Империи, имевшиеся в наличии, были полностью небоеспособны и прекрасно это сознавали).
В следующем, 620 г. мир был-таки заключен. На тяжелых условиях (увеличение количества ежегодной дани, к кагану были отправлены заложники из числа императорских родственников) Ираклий развязал себе руки для борьбы с персами. (5.стр.429)
Странное состояние "ни мира, ни войны" продолжалось до 622 г. Хосров II перешел к очередному туру военных действий. Как это показывают дальнейшие действия его армий, ближайшей целью было окончательное покорение Малой Азии. Возможно также и что наступление иранцев было вызвано вооружениями Ираклия, скрыть которые от персидской разведки, было разумеется невозможно.
Так или иначе, но днем 4 апреля 622 года Ираклий выступил в поход на Персию. Переправив свое войско в гавань Пилы (местоположение спорно, вероятно в заливе Астакос близ Никомедии (5.стр.406 и 7.стр.134) ), он устроил укрепленный лагерь и занялся обучением своего деморализованного и недисциплинированного войска.
Ибо одновременно перешли в наступление и войска противоборствующей державы - Персии. Шахрбараз взял Анкиру (Ангору). Одновременно были захвачены "много островов в море". Речь может здесь идти только о Эгейском море, полном островов. В любом случае дело не обошлось без персидского флота, вероятно отстроенного на захваченных византийских верфях в Финикии или Памфилии.
О силе их флота говорит занятие иранцами острова Родос, обладавшего мощными укреплениями (вероятно к VII в. и обветшавшими, но в свое-то время они выдержали натиск и Деметрия Полиоркета и Митридата Евпатора). От фронтальных столкновений регулярных воинских частей, персы старались, однако, воздерживаться, видимо помня несокрушимость греческой армии в укреплениях (сражение при Егеварде 604.), а соблазну вывести солдат в поле Ираклий пока не поддавался.
Дальнейшие события превосходно исследованы и изложены Я.А. Манандяном в его статье (ВВ. т.3. 1950). Поэтому я ограничусь лишь кратким и общим наброском.
Обучение греческой армии продолжалось почти до конца 622 г. Затем Ираклий двинулся в Понт. Его путь пролегал через Каппадокию, где в нескольких победоносных для Империи стычках был отброшен Шахрбараз, преграждавший путь. Проведя зиму 622-623 гг. в Понте византийская армия двинулась дальше на восток.
Маршрутом через Карин Ираклий прибыл к столице Персоармении - Двину, взял его и разрушил, после чего двинулся на юг. Участь Двина разделили города: Нахичеван и Урмия. Дойдя до Гандзака, византийцы вместе с городом разрушили и Храм Огня - главное святилище зороастрийского Ирана. Иерусалим был отомщен.
Несомненно, что падение Гандзака привело шаха в ярость. Все три полевые армии Ирана были приведены в движение. Первой в соприкосновение с греками вошла армия Шахраплакана, марзбана Армении. Ее нападениями было отбито у Ираклия, чье отягощенное добычей войско, медленно отходя на север, тянулось через Карадаг, ок. 50 тыс. пленных иранцев.
Ираклий планировал найти богатую местность для зимовки. Окрестности села Каганкатуйк и деревни Дютакан показались ему подходящими и он немедленно выстроил там укрепленый лагерь. Но на сей раз иранское командование оказалось на высоте. Первым делом всем окрестным агванским князьям было приказано укрепиться в стратегически важных пунктах, предотвратив их занятие греками. Затем прибыли части Шахраплакана, практически блокировавшего лагерь противника. И хотя нескольких стычках Ираклий потеснил армию Шахраплакана, но затем в зону боев вошли войска Шахрбараза, ставшего к северу от византийских палаток, в Гардмане и 30 тыс. корпус Шахина занявший позицию к южнее позиции Ираклия, в местечке Тигранакерт. Византийцы оказались в блокаде.
Критическую ситуацию в которую попала армия Византии, не могли исправить даже подкрепления от кавказских вассалов Империи - абазгов, лазов и иберов подошедшие весной 624 г.
Стремительным нападением на лагерь Шахина разбив и рассеяв его армию, Ираклий вырвался из окружения и двинулся на запад. Уходя форсированными маршами по обрывистым горным дорогам от преследующего по пятам противника имперская армия прошла Сюни, Шушу, Нахичеван, форсировало Аракс (причем расстояние между обеими войсками, Ирана и Империи составляло на момент перехода Аракса менее чем один дневной переход) и через области Багреванд и Апахуник подошло к Арчешу.
Невероятными усилиями продравшись через горы, Шахрбараз подошел к Арчешу ранее Ираклия. Поставив передовой отряд у перевала Али, он расположился в Арчеше, готовя грекам засаду. Но Ираклий не стал ждать.
С быстротой молнии он прошел перевал Али, уничтожил стоявший там отряд и обрушился всеми силами на персидские отряды в Арчеше. Город был атакован греками с трех сторон и подожжен. Шахрбараз с трудом спасся. Его армия была истреблена в Арчеше "огнем и мечом" почти полностью.
Избавившись таким образом от угрозы преследования, Ираклий перезимовал у оз. Ван и с наступлением весны (625 г) двинулся далее в западном направлении. Перейдя через покрытый снегом хребет Тавра его армия отбила между Мартирополем и Амидой нападение Шахрбараза (очевидно собравшего новую армию) пытавшегося перехватить ее, и через Амиду, Самосату и Германикию проследовала в Понт, где и зазимовала зимой 625-26 гг.
Год 626 рассматривался обеими сторонами как решающий. Заключив союз с Персией, авары разорвали мирный договор и летом 626 обложили Константинополь. Со стороны Азии как наглядное подтверждение действенности союза под Халкедон стала армия Шахрбараза. Иран пошел ва-банк. В Малой Азии полководец Шахин должен был противодействовать греческим соединениям Ираклия.
План этот затрещал по всем пунктам когда 6.07.626 при решающем штурме Константинополя авары потерпели сокрушительное поражение, и вынуждены были "снять осаду и отойти". Шахбараз "не пошел на огромный риск переправы через Босфор и осады огромного хорошо укрепленного города, имея в тылу армию Ираклия, и тоже отступил" (6.стр.138).
Ираклий, оставив в Малой Азии значительные воинские соединения во главе со своим братом Феодором (последний нанес окончательное поражение армии Шахина еще в том же 626 г.), двинулся с остальными войсками на Кавказ. Послав посольство к хазарам (т.е. к тюркам Западного каганата), он добился союза с ними. Прямым следствием было вторжение в 627 г. хазар в Иран: предводимые Зиевилом, вторым человеком государства после кагана, они взяли Дербент (город не спасли десятилетиями возводимые Сасанидами укрепления) и подошли к Тифлису, начав его осаду.
Под стенами Тифлиса произошла встреча хазар с Ираклием, подошедшим туда из Лазики. Однако ожесточенная оборона города сильно затянула осаду и союзники приняли решение о ее прекращении. Хазары вернулись в свои степи, а Ираклий, усиливший свою армию 40 тыс. хазарских всадников, направился прямо на юг, к Двину и далее, в исконные персидские земли.
Противодействие ему должны были оказывать войска под командованием Рахзада, дислоцированные на путях в Ктесифон.
Обе армии начали маневрировать, и в какой-то момент Рахзад воспринял движения Ираклия как отступление, начав его преследование. Этим он потерял время и позволил Ираклию обойти себя. Видя что Ираклий идет прямо на Ктесифон, персидское войско пустилось вдогонку и ценой невероятных усилий догнало ромеев (хазарские контингенты уже покинули Ираклия) у развалин Ниневии.
Отчетливо сознавая слабость своей армии, Рахзад не решался давать битву. Но Хосров II был другого мнения. Согласно его личному приказу, Рахзад 12.12.627 вступил в сражение и проиграл его. Персидская армия была разбита, сам полководец погиб в бою.
Военной силы, способной задержать Ираклия на пути к вражеской столице - Ктесифону, не существовало. Армия Шахрбараза была еще на пути из Малой Азии (хотя нет сомнений, что она-то торопилась), армии Шахина и Рахзада разбиты и сильно ослаблены.
Единственной мерой по защите столицы был отвод остатков разбитой при Ниневии армии в направлении столицы, разрушая за собой все и прикрывая дорогу от неожиданного маневра ромеев.
В январе 628 г. Ираклий перешел р. Торна и разграбил шахские дворцы Беклал и Бебдах. Разграблению подверглась также и резиденция Хосрова II - Дастгард. Помимо других драгоценностей там были найдены 300 римских и византийских знамен, захваченных Сасанидами за четыре столетия войн. Дальнейшее движение на Ктесифон окончилось у канала Нахраван (19 миль от Ктесифона) мосты через который были разрушены, а на другом берегу стояло готовое к бою персидское войско, составленное шахом из отрядов дворцовой гвардии.
Ввиду больших трудностей, непременно возникших бы при форсировании канала (обойти каковой не представлялось возможным, ибо с другой стороны была река), Ираклий решил отвести войска.
Нещадно разоряя округу, он прошел на север: в феврале он был в городе Шахризур, в конце месяца - в местечке Барза, а к 11 марта был достигнут Гандзак. Там он узнал о произошедшем в Иране государственном перевороте (шах Хосров II был убит 28.02.628 в результате заговора придворной аристократии, возведшей на престол его сына, Кавада (6.стр.138) и там же он принимал посольство нового шаха, привезшее с собой мирные предложения.