Основное внимание в деле индустриализации страны было направлено на ускоренное и преимущественное развитие тяжелой промышленности. Реконструкция старых предприятий и строительство новых приобрели еще больший размах. Началось строительство Магнитогорского и Кузнецкого металлургических заводов, строились автомобильные заводы (Москва, Нижний Новгород), заводы тяжелого машиностроения (Горловка, Краматорск, Свердловск), химические комбинаты (Березники, Соликамск), заводы по производству комбайнов (Саратов, Запорожье), строились домны, мартены, шахты, рудники. Такого размаха промышленного строительства история еще не знала.
Заметно выросла производительность труда в промышленности, значительно была укреплена трудовая дисциплина. В 1929 г. был осуществлен переход на непрерывное производство, когда предприятия и заводы стали работать непрерывно, в том числе и в воскресные дни, а рабочие и служащие получали каждый шестой день выходной.
Проведение индустриализации вызвало мощный трудовой подъем народа. 20 января 1929 г. в газете "Правда" была впервые напечатана статья В.И. Ленина "Как организовать соревнование?", которое вызвало небывалый отклик среди трудящихся. В конце января 1929 г. ЦК ВЛКСМ призвал рабочую молодежь развернуть социалистическое соревнование по улучшению качества продукции и снижению ее себестоимости. В конце января 1929 г. шахтеры Горловки вызвали на соревнование шахтеров Ирминского рудника. Вскоре социалистическое соревнование охватило все отрасли промышленности. Важнейшим результатом социалистического соревнования стал рост производительности труда с апреля по октябрь 1929 г. на 20%. Социалистическая идея стала раскрепощать духовную энергию народа. Трудящиеся стали проявлять невиданный трудовой энтузиазм. Многие надеялись, что они строят лучшую жизнь для своих детей.
В то же время были усилены репрессии против "капиталистических элементов". Началась кампания по искоренению "вредительства в народном хозяйстве". Репрессиям были подвергнуты десятки тысяч старых интеллигентов. В начале 1928 г. ряд специалистов был обвинен в разрушении угольной промышленности в Шахтинском угольном бассейне Донбасса ("шахтинское дело"). Большой резонанс получило "дело Промышленной партии", когда верхушка старой буржуазной инженерно-технической интеллигенции в промышленности была обвинена в срыве обороны СССР и стремлении облегчить международному империализму возможности для организации антисоветской интервенции.
После этих процессов руководство страны поставило задачу создать свою собственную интеллигенцию из рабочих и крестьян. В течение ближайших лет была реорганизована и значительно улучшена вся система подготовки специалистов, сотни тысяч коммунистов и комсомольцев были направлены на учебу, улучшено материальное обеспечение профессорско-преподавательского состава и студенчества высших технических учебных заведений, расширена сеть рабфаков, создана Промышленная академия.
План первого года пятилетки был значительно перевыполнен. В частности, продукция тяжелой промышленности выросла более чем на 30%, в 1928/29 г. внутрипромышленные накопления выросли на 30%. Важнейшим итогом первой пятилетки стало построение фундамента социалистической экономики.
Темпы индустриализации превзошли все ожидания. Руководство страны выдвинуло лозунг - в кратчайшие сроки догнать и перегнать в технико-экономическом отношении развитые капиталистические страны. Основываясь на достижениях первого пятилетнего плана, были составлены контрольные цифры на второй пятилетний план (1933-1937 гг.). Он был утвержден XVII съездом ВКП (б) в 1934 г. В нем была поставлена главная экономическая задача- завершение реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей, построение социализма в СССР.
В первые годы второй пятилетки завершалось строительство многочисленных строек, начатых в годы первой пятилетки. В 1933 - 1934 гг. вступили в строй десятки предприятий, оборудованных новейшей техникой: Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, Луганский паровозостроительный, Харьковский сверлильных станков, Челябинский тракторный завод и др. Была проделана большая работа по преодолению отставания черной металлургии и угольной промышленности, прежде всего Донбасса - главного угольного бассейна страны. В Донбассе были построены десятки новых шахт, в шахты направлялась новая техника, на шахты были направлены лучшие инженерно-технические работники, была перестроена система заработной платы. Вскоре перелом в угольной промышленности был достигнут: в 1934 г. Донбасс дал стране 60 млн. т угля вместо 45 млн. т в 1932 г.
В угольном Донбассе зародилось стахановское движение, названное так по имени А. Стаханова. В ночь на 31 августа 1935 г. забойщик шахты "Центральное Ирмино" Кадиевского района Алексей Стаханов за 5 часов 45 минут работы отбил 102 т угля, превысив техническую норму в 14 раз. Это был мировой рекорд производительности на отбойном молотке. Инициатива А. Стаханова была широко подхвачена рабочими всех отраслей промышленности. Кузнец Горьковского автозавода А. Бусыгин вместо 675 коленчатых валов по норме отковал за смену 1050, ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы в Вичуге вместо 16-24 станков по норме стали обслуживать по 70-100 станков, а затем по 144. Стахановское движение развертывалось все шире. Если к началу 1936 г. в промышленности, в строительстве и на транспорте среди рабочих было 3-4% стахановцев, то к январю 1937 г. - 22%. Широкое развертывание социалистического соревнования привело к мощному подъему производительности труда в промышленности и в других отраслях народного хозяйства. В общем, производительность труда за годы второй пятилетки выросла на 82% вместо 63% по плану.
Техническая реконструкция народного хозяйства шла ускоренными темпами, промышленность, транспорт, сельское хозяйство получали огромное количество новейшей первоклассной техники. Новая техника вызвала к жизни новые профессии, потребовала общего подъема культуры работников. Встала проблема подготовки квалифицированных рабочих, техников, инженеров. ЦК ВКП (б) в 1935 г. выдвинул лозунг "Кадры решают все". Миллионы рабочих пошли на курсы, в производственно-технические школы, где овладевали сложнейшей техникой, повышали свою квалификацию. К середине 1935 г. 765 тыс. рабочих тяжелой промышленности сдали обязательный государственный технический экзамен, во второй пятилетке школы ФЗУ подготовили 1400 тыс. квалифицированных рабочих вместо 450 тыс. в первой пятилетке.
Социалистическая индустриализация проводилась исключительно за счет внутренних накоплений:
доходы от сельского хозяйства, а также от легкой промышленности перераспределялись в пользу тяжелой промышленности;
на доходы от монополии внешней торговли колхозным зерном, золотом, лесом, пушниной закупалось новейшее оборудование для строящихся предприятий;
мобилизация средств среди населения: займы, обязательные платежи, вклады в сберегательные кассы и т.д.
резко возросли налоги на городских предпринимателей, имущество которых при таком налогообложении фактически подвергалось конфискации / к 1933 г. частный сектор в промышленности и торговле был свернут.
В результате второй пятилетний план был выполнен за 4 года и 3 мес. За годы второй пятилетки было сооружено 4,5 тыс. крупных промышленных предприятий. В 1937 г. промышленность дала продукции в 2,2 раза больше, чем в 1932 г.; продукция машиностроения выросла в 3 раза вместо намеченных 2,1 раза; электроэнергии было выработано в 2,7 раза больше, чем в 1932 г.; продукция черной металлургии утроилась, выплавка меди удвоилась, выплавка алюминия выросла в 41 раз, продукция химической промышленности выросла в 3 раза.
Итогом индустриализации страны с 1926 по 1937 гг. стало превращение СССР в передовую, индустриальную державу. Страна обрела потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился на уровне передовых капиталистических стран. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. - пятое место).
Коллективизация сельского хозяйства.
В ходе индустриализации в промышленности темпы прироста продукции непрерывно росли. В тоже время в сельском хозяйстве происходил обратный процесс: темпы роста сельскохозяйственной продукции непрерывно сокращались. Все материальные средства и ресурсы направлялись в развитие тяжелой индустрии, а не на строительство предприятий, производящих товары народного потребления. В этих условиях крестьяне не были заинтересованы в поставках зерна на рынок, т.к. на вырученные деньги они не могли купить нужные им товары, и стали придерживать хлеб. В 1927-1928 гг. в стране развивался кризис заготовительной компании. К январю 1928 г. было заготовлено на 128 млн. пудов меньше, чем к январю 1927 г. Хлебозаготовительный кризис ставил под угрозу снабжение хлебом рабочих, Красной Армии, завозу хлеба в районы технических культур, возникла угроза срыва экспортного и импортного плана. Необходимо было решать аграрную проблему.
В декабре 1927 г. состоялся ХV cъезд партии, который провозгласил политику коллективизации сельского хозяйства очередной важнейшей задачей партии в деревне. Съезд наметил программу мер по подготовке массового движения крестьян в колхозы.
Началось усиление процесса ограничения и вытеснения кулачества. Этому должна была способствовать земельная политика государства. Так, в 1928 г. был утвержден закон "Общие начала землепользования и землеустройства", согласно которому преимущественное право на получение земли в трудовое пользование имели сельскохозяйственные коллективы, а также бедняки и середняки. Им же предоставлялось преимущественное право на лучшие и более удобно расположенные земли, обеспеченные необходимыми для ведения хозяйства угодьями, водой, дорогой. Закон запретил выделение на хутора кулацких зажиточных хозяйств, а также сдачу земли в аренду кулакам. В условиях, когда колхозы были еще экономически слабы и не располагали средствами для покупки тракторов и других машин, не имели квалифицированных кадров, способных управлять новыми машинами, государство стало создавать машинно-тракторные станции (МТС), которые на договорных началах должны были обслуживать колхозы машинной техникой. Первая из них была создана в 1928 г. на Украине на базе тракторной колонны совхоза им. Шевченко, через год их было уже более 100. С 1928 г. на целинных и залежных землях Заволжья, Северного Кавказа, Урала, Сибири, Казахстана были созданы новые крупные зерновые совхозы, которые должны были не только стать поставщиками зерна, но и школой организации коллективных хозяйств для крестьян. Делу коллективизации должна была помочь налоговая и финансовая политика государства. Колхозам предоставлялась налоговая скидка от 25 до 60 % по сравнению с единоличными хозяйствами.