Смекни!
smekni.com

Великий шелковый путь: формирование и основные этапы развития (стр. 4 из 7)

Большое военно-политическое и экономическое значение приобрели три города по нижнему течению Сырдарьи, довольно рано принявшие ислам, - Дженд, Хувара и Янгикент. Среди них выделялся Дженд, через который проходил караванный путь из страны кипчаков в Бухару. Отсюда набирались лучшие воинские части армии хорезмшахов и военачальники, отсюда происходило также высшее чиновничество. Достаточно сказать, что легендарный Текеш, до провозглашения его хорезмшахом, являлся наместником Дженда, а заняв престол государства, назначил сюда наместником “самого любимого своего сына” Насир ад-Дина Маликшаха. В указе Текеша говорилось, что Дженд является “основой и началом” государства и ему придавалось такое же значение, как самому Хорезму.

Предметом особых забот хорезмшахов была торговля. Сохранился указ Текеша, в котором предписывалось одинаково справедливо относиться ко всем купцам - дальним и близким, тюркам и иноземцам, не препятствовать торговым сделкам, обеспечивать безопасность на дорогах, защищать товары и жизнь купцов от грабежа и насилий (3. М. Буниятов. Государство хорезмшахов-ануштегенидов. М., 1986). Хорошо организованная охрана дорог и караванных путей стимулировала развитие внутренней и внешней торговли. Рассказывают, что хорезмийские купцы со своими товарами доходили до Андалузии и Китая.

Огромные выгоды приносила хорезмским купцам торговля с южно-русскими княжествами. Отсюда поступали меха (лисьи, волков и бобров), а также различные товары, производившиеся в русских городах. Выросла торговля с Китаем, особенно после того, как в XII в. на некоторое время был закрыт морской путь в Китай из Персидского залива, и весь поток товаров с запада хлынул в Китай через Хорезм. Практически лет на пятьдесят Хорезм стал важным этапом в торговле всего мира с Китаем. Хорезмские купцы захватили в свои руки всю торговлю с Монголией. Сюда они везли ткани, шитые золотом, хлопчатобумажные ткани и бухарскую ткань зендани (грубая хлопчатобумажная ткань). Монголы принимали хорезмских купцов с большим почетом и ставили для них шатры из белого войлока, считавшиеся знаком особого уважения.

Развитие международной торговли стимулировало рост городов и ремесленного производства. Благодаря своему выгодному географическому положению два города приобрели особую значимость - Гургандж и Дженд. Они располагались на пересечении важных путей сообщения и стали центрами международной торговли.

Развитие международной торговли стимулировало и развитие ремесленного производства. В Хорезме аккумулировалось искусство ремесленников самых различных стран, и в то же время появилось большое число собственных умельцев, изделия которых высоко ценились во всех уголках Востока. Гургандж стал средоточием самых искусных ремесленников Хорезма, Всего здесь набчитывалось 50 основных специальностей ремесла. Женщины Гурганджа были искусными вышивальщицами. А кузнецы, плотники, резчики по слоновой кости и дереву, швейники, производители шелка славились своим изящным искусством и тонким ремеслом. В городе было много базаров, и на каждом царил строгий порядок. Была введена специальная должность - мухтасиб, который наблюдал за их состоянием. Он проверял качество товаров, чистоту посуды, свежесть продуктов, следил за точностью мер и весов и пресекал обман и мошенничество.

В то время как сын Текеша хорезм-шах Мухаммед объединял земли Мавераннахра, Мангышлака и большей части Персии и включал их в состав Хорезмского государства, в далекой Монголии происходил процесс формирования кочевого феодального государства.

Объединив монголов, в 1209 г. Чингиз-хан совершил поход в страну Тангут (на северо-востоке Китая). В 1211 г. Чингиз-хан с огромным войском начал поход на Северный Китай, и в 1215 г. взяв Пекин, сверг цинскую династию и присоединил Северный Китай к монгольскому государству.

В этот период Хорезм-шах, заканчивая завоевание Мавераннахра, мечтал совершить поход в Китай. Но до него дошли слухи, что Чингиз-хан в 1215 г. взял Пекин. Чтобы проверить слухи, Мухаммед хорезм-шах послал к Чингиз-хану послов, которые нашли его в Китае. Чингиз-хан хорошо принял послов Мухаммеда и просил передать, что считает себя полновластным царем Востока, а Мухаммеда – владыкой Запада.

Через некоторое время из Хорезма было отправлено новое посольство к Чингиз-хану северным путем, минуя государство Кучлука. Посольство явилось с большим торговым караваном, во главе которого стояли Ахмед Ходженди и Ахмед Балчич. Купцы продали Чингиз-хану товары по сходной цене. В ответ Чингиз-хан отправил от себя караван с товарами и подарками, а также своих послов. Во главе их был хорезмиец Махмуд, богатый купец, известный под именем Ялавача-посла.

Мухаммед принял купцов, по видимому, в Бухаре, выслушал послание монгольского хана, в котором говорилось, что Чингиз-хан слышал о могущественном Мухаммед-хане, желает заключить с ним мирный договор и почитает его наравне с лучшими из своих сыновей. Последенее на языке дипломатии означало, что Чингиз-хан намерен относиться к хорезм-шаху, как к своему вассалу. Это унижало достоинство хорезм-шаха. Такая перспектива не могла ему понравиться – он считал себя вторым Александром, вторым султаном санджаром. И ночью, тайно Мухаммед-шах призвал к себе Махмуда Ялавача, напомнив ему, что он хорезмиец и должен служить ему, а не Чингиз-хану. Потребовал рассказать ему о силах монгольского хана, о его завоеваниях и дальнейших намерениях. В конце разговора Мухаммед предложил Ялавачу стать его шпионом при дворе Чингиз-хана. Махмуд согласился или сделал вид, что согласился.

Хорезм-шах отпустил послов, обещая подписать договор с Чингиз-ханом. Последний остался доволен и в 1218 г. снарядил огромный торговый и посольский караван из 450 человек и 500 верблюдов. Караван вез огромные ценности и подарки. Во главе каравана стояли мусульманские купцы. Караван направился в столицу Хорезма Ургенч, где находился Хорезм-шах, но был задержан по пути в пограничном городе Отраре, где стоял хорезмский гарнизон.

Источники не сохранили нам ясной картины происшедших в Отраре событий. Известно только, что Инальчик - комендант крепости Отрара, отдал распоряжение разграбить караван, а всех людей его перебить. Спасся только один человек - погонщик верблюдов. Ему удалось добраться до ставки Чингиз-хана и рассказать о трагической судьбе каравана.

Чингиз-хан был крайне оскорблен, но сдержал свой гнев и отправил Хорезм-шаху послом ибн-Кефрадж Богру в сопровождении двух верных ему лиц с требованием наказать виновных и наказать Инальчика. Хорезм-шах в ответ на это приказал убить посла, а товарищей отпустить, предварительно сняв с них бороды. Все это обозначало полный разрыв торговых и дипломатических отношений.

Во II половине XII в. Хорезм стал крупнейшим центром международной торговли. Сюда приезжали купцы из Поволжья, Индии, Ирана, отсюда шли торговые караваны на Ближний Восток, в Восточный Туркестан и Китай. Из Ургенча - столицы Хорезма, шли пути в Монголию, через половецкие степи - в Саксин (портовый город в устье Волги), в русские княжества и в Европу.

В 1970-е годы каракалпакские геологи после раскопок на плато Устюрт обнаружили остатки средневековых караван-сараев Белеули, Кос-Булак, Булак, открыли развалины пограничных крепостей и сторожевых сигнальных башен XII - начала XIII в. Особенно интересна крепость Пульжай, развалины которой находятся на юге, Восточном подъеме, на плато, в старинных летописях называемом “Ворота народов”. Открыты “мертвые” города крепости, с развитой системы фортификации, стенами из каменных блоков и с башнями, с караван-сараями, мавзолеями и родовыми усадьбами. Только от побережья Мангышлака с северо-востока и юго-востока Каспия протянулось около десяти крепостей.

Развитие системы коммуникаций подтверждает рассказы очевидцев о том, что в конце XII - начале XIII в. купцы Хорезма держали в своих руках большую часть товарооборота в Средней Азии и имели хорошо укрепленные города.

К началу XIII в. кочевое феодальное государство монголов достигло своего могущества. Имя Чингиз-хана стало известно не только Центральной, но и Средней и Передней Азии.

Разгром каравана в Отраре и убийство посла Чингиз-хана ибн-Кефраджа Богры ускорило решение Чингиз-хана начать поход на культурные и богатые земли Мавераннахра, который он намечал на более позднее время.

До лета 1220 г. монголы захватили всю восточную и центральную части современного Узбекистана. В 1221 г. Чингиз-хан взял Балх, затем г. Мерв. После падения Ургенча на территории Средней Азии уже не было никакой другой власти, кроме монгольской.

Для управления областями Средней Азии монголы прибегли к помощи купцов.

Чингиз-хан, а затем Угедей отдали области Средней Азии, которые входили в улус Чагатая, в частности Маверанахр, на откуп в управление одному из богатейших купцов - Махмуду Ялавачу.

Махмуд Ялавач вследствие столкновения с Чагатаем вынужден был покинуть Мавераннахр в 1238 г., но Угэдей в знак признательности за его заслуги назначил его губернатором Пекина, и в этой должности он пребывал вплоть до своей смерти в 1254г.

Ему наследовал его сын Масудбек, который сохранил эту должность до 1289 г., ему затем наследовали три сына, последний из которых вступил в эту должность в 1303 г. Масудбеку удалось благодаря дипломатическому лавированию продержаться довольно долго и добиться ряда сдвигов в отношениях со своими господами. В Бухаре было построено крупное медресе, восстановлен Отрар, как крупный торговый центр, по его инициативе было начато строительство нового города - Андижана, который оставался до начала XVIII в. главным городом Ферганы. В Хорезме недалеко от прежнего Гурганджа был построен новый город - Ургенч, превратившийся в важный торговый центр, связавший шелковый путь с Золотой Ордой и русскими княжествами. Восстанавливается его значение как одного из главных центров развития тюркской литературы и культуры.