Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, стремилось представить себя защитником также и “всех крестьян царствия своего”. Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех “крестьян” прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую “всенародный” характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и “всех бояр” следующие вопросы (“Царские вопросы”):
О борьбе с местничеством.
О монастырских, княжеских и боярских слободах.
О пересмотре вотчин, поместий и кормлений.
О ликвидации мытов.
О ликвидации корчем.
О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту.
О заставах по рубежам.
Об упорядочении дела раздачи поместий.
Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин
О всеобщей переписи земель.
О порядке надзора за ногайскими послами и гостями.
О порядке обеспечения вдов боярских детей.
Главное место в программе правительственных мероприятий занимает земельный вопрос. Удельный вес земельного вопроса в разработанном правительством Ивана IV плане реформ выступает уже в том факте, что из 12-ти пунктов, из которых состоят “Царские вопросы”, пять, посвящены земельным делам. План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во владении служилых людей. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области землевладения, выражаемых в сосредоточении огромного количества земель, в сравнению с времена до смерти Василия III, в руках одних и в столь же больших масштабах обезземеления других. Задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать “недостаточного” за счет “лишков” земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы правления бояр.
РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО
1549 год созыв Земского собора. Создание единого государственного управления – приказ, во главе которых стоял приказный судья – бояре и дьячки. Полномочия приказов были четко разграничены.
1550 год принятие нового «Судебника», устанавливающего размеры судебных пошлин, вводящего контроль за деятельностью судебных властей. Впервые взяточничество признано преступлением.
1551 год по инициативе царя создан церковный собор для улучшения церковного порядка и благочестия. Царь представил собору список недостатков и непорядков в церковной жизни, изложив его в ста главах, поэтому собор вошел в историю как «Стоглав». На церковном соборе принят единый общерусский пантеон святых. Церковные земли передавались под контроль царя, был введен церковный суд, монастырям запрещено ссужать деньги в рост. Начало военной реформы.
1555 год реформа местного самоуправления (отмена «кормления»). Прежде в уезде на небольшой срок назначался наместник, обычно из числа родовитых бояр. Население платило в его пользу налоги и пошлины («кормило» его), а он правил суд. Теоретически наместник должен был заботиться об исполнении различных государственных задач, например, о состояние крепостей, дорог и о выплате жалованья служилым людям. На практике чаще всего «кормленщик» клал деньги себе в карман по принципу «после нас – хоть потоп». Теперь наместников сменили выборные органы местного самоуправления, а подати поступали прямо в казну.
1566 год принято новое «Уложение о службе», определявший порядок военной службы дворян. Служить можно было с 15 лет, она передавалась по наследству. «Уложение» определяло размер предоставляемых за службу поместий и количество ратников, которые должны были приводить с собой помещики. Появилось ан Руси и регулярное стрелецкое общество общей численностью 12 тыс. человек.
ВЗЯТИЕ КАЗАНИ И ИЗМЕНА
Уже в 1551 г. обновленное русское войско выступило в поход на Казанское царство. Операция была блестяще продумана в военном и политическом отношении и завершилась полным успехом. В октябре 1552 г. русские войска овладели Казанью. Спустя несколько лет русские войска практически без боя заняли Астрахань. Астраханское ханство было присоединено к Руси, и все Поволжье впервые оказалось под властью Москвы. Это было колоссальный успех – впервые восточная граница Руси, стала полностью безопасной. Иван IV доказал и себе, и всему миру, что он достоин царского титула. В стране начался экономический подъем, с ней стали считаться европейские державы. Однако бояре были недовольны: ведь теперь их исконные привилегии распространились на вчерашних «холопов» - дворян и высших чиновников.
Все шло прекрасно, пока мнение советников совпадало с точкой зрения Ивана Васильевича. Несколько раз это приводило к открытым конфликтам. Одно из таких столкновений, способное подорвать доверие к своим приближенным даже у не столь подозрительного и самолюбивого человека, как Иван Васильевич, произошло в 1553г. Царь тогда тяжело заболел и сам не верил в свое выздоровление. Он просил бояр присягнуть своему сыну, царевичу Дмитрию. Однако двоюродный брат Ивана Васильевича, князь Владимир Андреевич Старицкий, заявил, что по древнему обычаю, как старшей в роде, сам предъявит права на престол. Знать разделилась, причем Сильвестр и отец Алексея Адышева приняли сторону Владимира Андреевича. Причина была в неприятие советниками царицы Анастасии и её родственников. В конечном счете, уговоры и угрозы возымели свое действие – многие опасались, что Иван все же выздоровеет, и тогда гнев его будет страшен. Последним, чуть ли не насильно, был приведен к присяге Владимир Старицкий.
Государь действительно выздоровел. Адашев и Сильвестр сохранили свое положение, реформы продолжались. В1560г. они были удалены от престола. Говорили, что царь заподозрил их в том, что они отравили его любимую жену. Но Анастасия долго болела и скончалась уже после того, каксоветники попали в немилость. Вероятнее всего, истинной причиной опалы стали глубокие расхождения между государем и его приближенными из-за начавшейся в 1558 г. Ливонской войны.
Иван Грозный начал ее за право торговли на Балтике. Росси принадлежало в те времена устье Нева и южное побережье Финского залива вплоть до реки Нарвы, за которой начиналась Ливония. Несмотря на то, что летом 1557г. дьяк Иван Выродков построил в устье реки Нарвы, ниже Ивангорода, морской порт, иноземные корабли туда не заходили. Купцам препятствовала Ливония и Швеция. Царь предполагал, что слабая Ливония не выдержит первых ударов русского войска. В результате побед в Прибалтике добиться не удалось
Война между тем продолжалась. Зимой 1563г. русская армия под командованием самого царя взяла Полоцк, ключевую крепость на пути к столице Литвы Вильно. Но кто-то выдал литовцам замыслы русского командования, и часть русских войск была разгромлена. К 1564г. Россия окончательно увязла в войне. Польско-литовские войска всеми силами стремились отбить Полоцк, и туда была стянута почти вся армия. В это время с юга ударил крымский хан Девлет-Гирей. От катастрофы страну спас Алексей Басманов, отдыхавший в своем поместье неподалеку от Рязани. Отныне война шла на два фронта. Пожалуй, с этого времени Иван Васильевич уже вполне оправдывает свое прозвище – Грозный.
КРОМЕШНИКИ
Иван Васильевич избрал необычайный путь решения проблемы. В декабре 1564г. они вместе со своей семьей, самыми почитаемыми иконами, казной и приближенными покинул Москву. Он остановился в Александровской слободе (ныне г. Александров) и объявил о своем отречении. В послании к
Боярской думе государь сообщал о царской опале на изменников-бояр, граждан же заверил в том, что никакого зла на них не держит. Народ растерялся и стал требовать возвращение государя, да и бояре не могли помыслить себе без царской власти. Толпа готова была расправиться с «изменниками», и тем ничего не оставалось делать, как уговорить Ивана Васильевича вернуться на царство. Тот согласился, но с условием: но учреждает опричнину – особый государев удел. Итак, государство было разделено на две части – опричнину и земщину.
В земщине, по мысли Иван IV, все должно было оставаться по-прежнему. В государевом же уделе начиналась новая жизнь. Прежде всего, сформировалось войско, в которое записали самых нищих и худородных дворян – всего около тысячи человек. Опричники служили царю и за страх, и за совесть. Терять им было нечего, получить они могли все, а любое прегрешение против нового порядка могло их погубить. Первой задаче опричников стала конфискация земель опальных бояр в пользу государя. Репрессии коснулись прежде всего самых радовитых вотчинников – почти две трети ссыльных носили княжеский титул.
От опричнины страдали и те, кого опала не коснулась, - например, дворяне, не принятые в опричную службу, чьи поместья оказались в государевом уделе. Им должны были предоставить равноценную землю, но таковых не хватало. На земском соборе 1566 г. представители дворянства, бюрократии и даже купечества потребовали отменить опричнину. Царь сделал свои выводы и еще больше укрепил опричнину.
Одновременно царь попытался учредить в опричнине нечто вроде монашеского ордера. Отныне опричники становились не просто царскими слугами, но рыцарями веры, которые железной рукой искоренить измену в Московском царстве. В Александровской слободе установили моностырские порядки. Опричники обрядились в монашескую одежду, служили многочасовые службы. Сам Иван усердно молился и пел в хоре. Ходили слухи, что царь желает удалиться в монастырь. Противники Ивана Грозного надеялись, что в этом случае трон займет Владимир Старицкий, и они смогут вернуть себе былое влияние. Царь знал об этих настроениях. Особенно беспокоило его, что литовские агенты, которые уже пытались поднять в России вооруженный мятеж, могут использовать их в своих целях.