У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.
Реформаторская деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно, целенаправленно и с крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".[3]
В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны, тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой — в духовной жизни народа отразился положительный образец Петра – преобразователя в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе. И т.д.
Рассмотрим идеи основных представителей политической мысли, обосновавших реформы.
Одним из горячих сторонников преобразований в России был Русский государственный деятель Ф.Салтыков. [4] Он обучался морскому делу в Голландии и Англии, создал два трактата о реформах: в 1713 году "Пропозиции", в 1714г. "Изъявления прибыточные государству". В этих сочинениях Салтыков разработал идею развития в кратчайшие сроки образования (в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур и расширения торговли. Трактаты обосновывали необходимость поиска северного морского пути в Индию и Китай, освоения средней Азии, Сибири и др. Салтыков - сторонник устройства купеческих компаний, расширения экспорта и сокращения импорта. Идеи Салтыкова были весьма близки к реальным мерам Петра I.
Значительный след в Русской экономической мысли и публицистике оставил один из идеологов петровского времени И.Т. Посошков. Это был разносторонне одаренный человек. Выходец из ремесленного сословия, он занимался различными ремеслами, стал купцом, предпринимателем, землевладельцем. Посошков написал несколько интересных произведений. Главным из них является "Книга о скудости и богатстве". Это разноплановое сочинение обосновывает необходимость реформ в различных областях жизни российского общества. Одной из важнейших мер преодоления скудости Посошков считал реформу управления.
Главнейшей причиной скудости в России он считал отставание сельского хозяйства, которое объяснял, прежде всего, жестокой эксплуатацией крестьянства, его предложение регламентировать крестьянские повинности носило прогрессивный характер. Сторонник преобразований Петра I, посошков выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить исследования месторасположения полезных ископаемых, расширить строительство мануфактур. Он предлагал взимать налоги со всех сословий, кроме духовенства, с учетом имущественного положения плательщика, выдвигал идею всеобщего просвещения населения, формального равенства всех перед судом. Идеи Посошкова не вызвали сочувствия у властей и после смерти Петра он был заточен в Петропавловскую крепость, где и умер в 1726г.
Крупнейшим идеологом петровской эпохи заслуженно считается Феофан Прокопович. Подлинное имя его Елеазар, а Феофаном он стал в память своего дяди. Это был неутомимый сподвижник Петра I, человек разносторонне образованный и много повидавший. Он окончил Киево-Могилянский коллегиум, переехал в Польшу, принял униатство, и отправился в Рим для продолжения образования. Вернувшись в Киев, возвратился в православие. Прокопович сразу и решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. В 1715 году он был вызван в Петербург, где стал помощником царя в управлении церковью, в уничтожении патриаршества и учреждении Синода.
Литературная публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена обоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. В "Слове о власти и чести царской" он защищал неограниченную самодержавную власть и правомерность суда над царевичем Алексеем.
В "Слове похвальном о флоте Российском" прославлял создание сильного военно-морского флота. В "Духовном регламенте" обосновал новую систему управления церковью во главе с синодом.
Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди — яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнить долг гражданский, служить государству, а не церкви. В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторических фигур.
Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Он оставил ряд исторических сочинений: "Истории императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, "Краткую повесть о смерти Петра Великого, Императора российского" и другие. В этих сочинениях он не только прославлял, но и идеализировал Петра.
2. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства.
2.1. Литература петровского времени.
Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иноземная культура масированно внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.
В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.
Читали крестьяне и традиционную для них литературу — учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.
Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях художественной литературы выводятся новые герои — энергичные и предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть о Фроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "Гистория о российском матросе Василии Кориотском". Герой последней повести по происхождению мелкий дворянин в совершенстве постиг опасное дело моряка и овладел необходимыми научными познаниями. Он заслужил признание и уважение австрийского императора, "флорентийского короля" и богатого купца. В тоже время герой наделен всеми качествами галантного кавалера.
В этот период заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, како пишутся комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.
А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.
Виднейшим представителем отечественной литературы того времени был Ф.Прокопович, о котором было сказано выше.
Литературное творчество петровского времени подготовило вступление России в эпоху классицизма.
2.2. Развитие театрального искусства.
В 1702 году открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.
Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".
Видными деятелями театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.
Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.[7]
Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I И.Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художник выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина "Полтавское сражение", "Куликовская битва с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков.