Смекни!
smekni.com

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. (стр. 2 из 3)

Была ещё одна нить, которая связывала Новгород с другими русскими городами - хлеб. Своего хлеба в Новгороде никогда не хватало. Со временем установилась хлебная зависимость Новгорода от других русских городов. Обычно новгородцы приглашали князя из того княжества, откуда поступал хлеб.

Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других русских земель имела драматическое политическое последствие для самого города. К ХV в. власть окончательно оказалась в руки узкого круга новгородского боярства. Это вызвало недовольство широких кругов населения. В это время Москва начнёт вести борьбу за объединение русских земель. К ХУ в. под её властью окажется значительная часть русских земель, кроме основных противников, в том числе и Новгорода. К концу ХУ века натиск Москвы на независимость Новгорода усилился. Новгородские бояре обратились за помощью к правителям соседних католических государств - Литве и Польше. Узнав об этом, великий московский князь Иван III предпринял самые решительные меры - в 1471 г. собрал общерусский поход против новгородцев - "отступников к латинству". Бояре Новгорода обратились к населению с призывом оказать москвичам сопротивление. Но за 300 лет вольности население Новгорода устало от боярских усобиц. Новгородцы заняли пассивную позицию. Немногочисленные новгородские полки были разбиты. Независимость Новгорода была окончательно ликвидирована в 1478 г. - вечевой колокол - символ независимости Новгорода - был отвезён в Москву. Сотни новгородских боярских семей были переселены в Москву, а московские - в Новгород.

Таким образом, самая большая по территории и самая богатая русская земля периода феодальной раздробленности - Новгородская, из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.

Возвышение Владимиро-Суздальского княжества

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на северо-востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.

Между Волгой и Окой располагалась "Земля за великим лесом". Чтобы из Киева попасть в эти места, нужно было преодолеть" Лес", который таил много опасностей, начиная с обилия диких зверей до "лихих" людей. Поэтому первое историческое название междуречья Оки и Волги - "Залесская Русь". Долгое время в Залесской Руси просто текло время.

Но с IХ - Х вв. начинается славянская колонизация этих мест. Учёные полагают, что Залесская Русь стала привлекать переселенцев по следующим причинам:

здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгорода на Волгу;

земля здесь была богата в сельскохозяйственном отношении: множество рек, заливных лугов, богатые выходы чернозёма среди лесов; славяне могли здесь заниматься своими исконными занятиями - земледелием и скотоводством;

Северо-Восточная Русь не знала иноземных нашествий;

здесь не было княжеских усобиц.

И в ХI в. здесь уже стояли города - Ростов, Суздаль, Ярослав, Муром, Рязань. В ХII в. эти земли ещё не были самостоятельным владением, и киевских князей не привлекали.

В ХII в. начался очень важный в русской истории процесс - перемещение центра государства с юга - из Киева - на северо-восток - во Владимир.

Залесская Русь при Владимире Мономахе (1113 - 1125 гг.). Незначительной, в политическом отношении, получил эту землю в управление один из младших сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод. Но его сын - Владимир Мономах - смог разглядеть уникальность этих мест. К Залесской Руси он стал проявлять повышенный интерес. Несколько раз объехал свои владения, в 1108 г. на берегу реки Клязьмы основал город и назвал его своим именем - Владимир. Ростово-Суздальская земля становится наследственной вотчиной Мономашичей.

При Владимире Мономахе эта земля вошла в орбиту политической, экономической и культурной жизни Киева. В 1113 г. Мономах был приглашен на киевский престол как самый авторитетный на Руси князь.

Ростово-Суздальская земля при Юрии Долгоруком. В Ростово-Суздальскую землю Мономах послал одного из своих младших сыновей - Юрия. Юрий, как младший сын, не мог претендовать на киевское княжение. Но он оказался очень активным человеком и энергично занялся устройством своего княжества: поощрял переселенцев, строил города (Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Переяславль-Залесский), крепости, церкви, монастыри. 4 апреля 1147 г. состоялась встреча Юрия с черниговским князем Святославом Ольговичем в небольшом селении Москва. Описание этой встречи попало на страницы летописи. Это было первое упоминание в летописи о Москве. И дата - 4 апреля 1147 г. - считается датой основания Москвы.

Владение Юрия Владимировича ширилось, укреплялось и превратилось в самое сильное на всём Северо-Востоке. Это дало Юрию возможность начать борьбу за общерусское первенство. Юрий стал стремиться к киевскому престолу. За это его и прозвали "Долгоруким".

В 1155 г. он захватил киевский престол. Но Юрий Долгорукий в Киеве не прижился, киевские бояре его не приняли. Через два года после одного из пиров он умер. Предполагают, что он был киевлянами отравлен.

Юрий Долгорукий всю свою жизнь мечтал о Киеве, но прославился другим - как основатель Москвы.

При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальская земля стала ведущей среди всех русских земель.

Владимиро-Суздальское княжество при Андрее Боголюбском. Юрий Долгорукий очень хотел передать киевский престол своим детям. Поэтому, став киевским князем, он передал своим сыновьям в управление земли близ Киева. Старшему сыну - Андрею - передал Вышгород - пригород Киева. Андрею Владимировичу было уже 30 лет, все эти годы прожил в родной Ростово-Суздальской земле, которую очень любил и считал своей опорой. Киева и киевлян он не любил. Андрей был сыном половецкой княжны, может быть поэтому был очень упрямым. Однажды ночью, против воли отца, он покинул Вышгород и отправился в родную Ростово-Суздальскую землю.

Уход Андрея из Киева сыграл судьбоносную роль в русской истории. По преданию, Андрей тайком увёз с собой местную религиозную святыню - икону Богоматери. Когда конь, вёзший эту икону, оказался рядом с Владимиром, то вдруг встал и не хотел идти дальше. Андрей посчитал это особым знаком: значит, сама Богородица захотела пребывать здесь. На том самом месте Андрей заложил село, назвал его Боголюбово. Боголюбово сделалось его любимым местом пребывания. Сам же он на века получил прозвище "Андрей Боголюбский".

Напористый, энергичный, Андрей Боголюбский резко отличался среди остальных русских князей. После смерти отца бояре Ростова и Суздаля выбрали Андрея Боголюбского своим князем. Бояре не хотели, чтобы к ним присылали князя из Киева. Так, Ростово-Суздальская земля стала самостоятельным княжеством. Бояре надеялись, что в благодарность, Андрей будет править вместе с ними. Но Андрей сразу же стал укреплять в княжестве свою собственную власть: отдалил от власти старых, влиятельных отцовских бояр, согнал с ростово-суздальских столов всех своих братьев и племянников, и никому, даже своим сыновьям, не давал уделов в Ростово-Суздальской земле. Андрей Боголюбский не хотел дробления своей земли. Он также пытался подчинить своей воле других русских князей. В 1169 г. он со своей дружиной взял Киев, подверг его страшному разгрому, но править в нём не стал, вновь ушёл на север. Столицу своего княжества он перенёс из Ростова и Суздаля в молодой Владимир. После этого княжество стало называться Владимиро-Суздальским.

Андрей Боголюбский стал возвышать свою столицу. Он построил, как в Киеве, парадный въезд в город - Золотые ворота. Он стал показывать всем, что находится под особым покровительством Богородицы: для привезённой иконы Божьей Матери выстроил Успенский собор. В честь Богородицы организовал новый религиозный праздник - Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), который со временем стал одним из самых любимых на Руси. Во Владимире началось "житие", прославление иконы из Вышгорода. Она получит название "Владимирская". Икона Владимирской Богоматери сыграет колоссальную роль в становлении русской государственности. В критические моменты русской истории русский народ всегда будет просить её заступничества.

Андрей Боголюбский попытается учредить свою церковную митрополию, независимую от Киева. Но константинопольский патриарх не дал своего согласия на учреждение во Владимире, но уже брат Андрея - Всеволода Большое Гнездо - великим владимирским князем киевский митрополит назвал во Владимире.

Религиозный центр Руси стал перемещаться во Владимир. История Киевской Руси закончилась. Началась история Руси Владимирской.

Во Владимире Андрей пережил страшный удар - кончину своего совсем ещё молодого сына Изяслава после ранений в боях с половцами. Летописец назвал сына Андрея "вишенкой, срубленной в цвету". В память о сыне безутешный отец решил построить храм. И в 1165 г. руки человеческие сотворили чудо - возник самый поэтичный храм русского средневековья - Церковь Покрова на Нерли. Этот храм считается архитектурным совершенством: мастерам удалось передать глубокую печаль, смирение перед Судьбой, простоту, созерцание. В своём княжестве Андрей вёл себя как суровый и властный хозяин. Это вызвало недовольство боярства. Возник заговор, и июньской ночью 1174 г. Андрей был заколот кинжалами.