Иерархи Церкви потребовали, чтобы "Маринка" приняла православие. Невеста русского царя переходить в православие не захотела. Но она была венчана на русский престол и стала русской царицей. После этого состоялось бракосочетание Дмитрия и Марины.
Создалась неслыханная ситуация на русском престоле. Русские были очень щепетильны в вопросах престолонаследия и вероисповедания своих государей. А теперь на престоле оказались две царствующие особы - самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка - католичка. Сын католички мог стать русским царём. Этого терпеть бояре не захотели.
В 1606 г. в разгар свадебных торжеств Лжедмитрий I был убит.
Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась неудачей. Лжедмитрий I не вписывался в традиционные представления русских о богоизбранном государе, не нашёл опоры и понимания в русском обществе.
Правление Василия Шуйского (1606 - 1610 гг.).
Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царём был "выкликнут" Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, находившейся в очень тесном родстве с Рюриковичами.
1 июня 1606 г. В. Шуйский торжественно венчался на царство. Шуйский пришёл к власти при помощи бояр. Поэтому он поклялся, что будет править при помощи бояр и в интересах бояр. Это сразу вызвало раскол в обществе. Дело в том, что к этому времени в обществе уже значительным и влиятельным был новый слой феодалов - дворянство. Новым царём были недовольны и другие слои общества. Недовольство стало всеобщим и вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством И.И. Болотникова (1606 - 1607 гг.). В восстании приняли участие дворяне, посадские люди, крестьяне. Страна раскололась на два лагеря. Восстание охватило центр, юг страны. Москва оказалась в осаде. Но в решающий момент дворяне пошли на сговор с Шуйским. У села Коломенское И.И. Болотников потерпел поражение, снял осаду и ушёл к Калуге, затем к Туле. В 1607 г. восстание было разгромлено войсками Василия Шуйского.
А в это время в Польше объявился новый самозванец, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II. Его войска у границы перехватили Марину Мнишек, высланную в Польшу после гибели Лжедмитрия I. Марина Мнишек "признала" в новом самозванце своего мужа. После этого её стали звать "женой всех самозванцев". Снаряженный опять на польские деньги, новый самозванец в 1608 г. начал поход на Москву. Жители русских городов и его встречали хлебом - солью. Лжедмитрий II подошёл к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км. от Москвы у села Тушино.
В Тушине он стал создавать свои органы государственной власти: Боярскую думу, приказы, назначил своего патриарха Филарета, в провинцию стал назначать воевод. Он стал раздавать поместья, жалованье тем, кто переходил к нему в Тушино. Бояре и дворяне толпами переходили к нему на службу.
Лжедмитрий II стал одной из самых разрушительных фигур русской истории. Он расколол страну на две части. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине. Государственность "перетекала" из Кремля в Тушино. Самозванец как бы "воровал" власть у Шуйского. Зa это его прозвали "Тушинским вором".
Возникла пpямая угроза правительству Василия Шуйского в Москве. Тогда Шуйский обратился за военной помощью к Швеции. В 1609 г. русские войска под руководством племянника царя молодого воеводы М.В. Скопина - Шуйского вместе со шведами разбили войска Тушинского вора. Дальше шведы отказались воевать, так как им не выплатили денег.
Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Польские войска возглавил сам король Сигизмунд III. Поляки во главе с королём осадили форпост России на Западе - г. Смоленск. Но ещё Борис Годунов превратил этот город в неприступную крепость, и поляки не смогли взять его. Тогда по приказанию короля отряд поляков двинулся к Москве. Поляки подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит.
Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В Москве было образовано правительство из семи бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским - семибоярщина.
Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошёл.
Семибоярщина (1610 - 1613 гг.).
В России началось боярское правление - семибоярщина. А страна переживала наивысший момент разрушения. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Поляки подошли к самой Москве, шведы грабили северо-западные русские земли. Не прекращались народные выступления. По стране свободно рыскали шайки своих и иностранных разбойников и грабили местное население. Россию охватила всеобщая война: все воевали против всех.
В этих условиях московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава. На тот момент Речь Посполитая была в Европе могущественным государством и представляла для России большую опасность. Казалось, избрание польского королевича русским царём удобно для России: сама собой кончится война с Польшей.
Москва присягнула на верность Владиславу. Московские бояре совершили национальное предательство: тайно, ночью они впустили поляков в "святая святых" русской земли - Кремль. Возникла прямая угроза потери независимости страны.
В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В то время ни одно важное дело не начиналось без согласия главы Русской Церкви. Митрополит Филарет должен был получить благословление патриарха Гермогена. Гермоген стал патриархом в 1606 г. Он был в преклонном возрасте, но отличался твёрдостью духа и неуступчивостью характера. Твёрдость духа и неуступчивость патриарха и спасли государственность России в Смутное время.
Патриарх взял с митрополита слово, что менять условия договора можно, но непременным условием восшествия польского королевича на русский престол должно быть принятие Владиславом православия. Филарет поклялся патриарху, что этот пункт договора он будет отстаивать ценой собственной жизни.
Переговоры начались в Смоленске. Польский король отверг требование русской стороны о принятии его сыном православия. Филарет же клятвы, данной патриарху, не нарушил, договор не подписал. За это русское посольство было заключено под стражу. Митрополит Филарет пробыл в польском плену до 1619 г.
Между тем, в Москве было получено сообщение, что Тушинский вор, из - за которого приглашали на русский престол польского королевича, убит. Необходимость в приглашении Владислава на русский престол отпала.
А поляки в Кремле вели себя надменно. Москвичи слышали, как целыми днями из Кремля доносилась польская музыка. Поляки с пренебрежением относились к русским религиозным святыням: били старинные иконы, сдирали с них золото, серебро, жемчуг, разворовывали драгоценную церковную утварь.
Патриарх Гермоген занял самую непримиримую позицию к полякам и католичеству. Поляки заключили патриарха в темницу. Но патриарх нашёл способ и стал рассылать из заключения грамоты в монастыри, города с призывом подняться ради спасения родины и православия от иноверцев и идти к Москве. Тогда поляки ужесточили содержание патриарха и бросили его в каменный подвал Чудова монастыря. Там патриарх был уморен голодом.
Перед смертью патриарх узнал, что услышали его люди русские, и на очищение Москвы от поляков идут полки из Нижнего Новгорода под управлением Д.М. Пожарского и Козьмы Минина. Своим любимым образом Богородицы Казанской, который он всегда носил с собой на груди, патриарх благословил русские войска на борьбу с поляками.
Мученическая кончина патриарха за православную веру всколыхнула русское общество. Патриарх успел сформировать общественное мнение в пользу восстания против поляков. Смерть главы Русской Церкви дала толчок национальному самосознанию. Национальное самосознание народа "проснулось". Общество стало восстанавливаться. Спасение России пришло из провинции.
Первое земское ополчение было создано в Рязани дворянином П. Ляпуновым. Основой ополчения стали дворяне. Кроме того, в него вошли ополчения дворян и горожан Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, Суздаля, Вологды, Ярославля, Костромы и других городов. Влились в ополчение казаки-тушинцы во главе с Иваном Заруцким. Весной 1611 г., когда ополчение подступило к Москве, в городе вспыхнуло восстание против поляков.
Но вскоре между руководителями ополчения начались разногласия. Руководители казацких отрядов противились попыткам П. Ляпунова наладить военную организацию ополчения. П. Ляпунов был разрублен казаками, и дворянские отряды ушли из-под Москвы. Первое земское ополчение распалось.
Между тем грамота патриарха Гермогена была получена в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин зачитал её после богослужения в одном из храмов. Тут же было принято решение - на организацию ополчения собрать со всех нижегородцев и жителей окрестных деревнь 1/3 имущества. Сборщиком средств был назначен Козьма Минин. Воеводой был выбран князь Д.М. Пожарский, как человек с незапятнанной репутацией: он не был замечен в сговоре ни с поляками, ни со шведами. Современники говорили о нём, что он "муж честен и знал ратное дело и не был в измене".