Церковь пыталась противостоять процессу "обмирщения" в искусстве. Патриарх Никон в 50-х гг. запретил возводить шатровые покрытия, выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. Патриарх попытался использовать искусство для утверждения могущества Церкви в обществе. Он пытался возродить строгий монументализм. По его велению в 1656 по 1694 г. под Москвой на р. Истра архитекторами А. Мокеевым, Я. Бухвостовым был построен комплекс зданий Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. По замыслу Никона, в постройках храма должны были повториться главные христианские святыни. Воскресенский собор строился по образцу Иерусалимского храма "над гробом Господним", были использованы его чертежи и модель, которые привезли из Святой Земли особые послы. Однако строители собора придали ему специфические русские черты, использовав при этом "дивное узорочье". Многоцветное изразцовое украшение храма было невиданным по своей роскоши.
По инициативе патриарха Никона в Кремле архитекторами Д. Охлебининым и А. Мокеевым были построены Патриаршие палаты с Крестовой палатой, в которой размещался приёмный и церемониальный зал московских патриархов. Пол Крестовой палаты был выстлан чудесными разноцветными изразцами, в окна были вставлены оконницы из переливающейся слюды, украшенной разноцветными цветами. Современник писал: "Это здание поражает ум удивлением, так что быть может нет подобного ему в царским дворце". Роскошью и красотой убранства Патриаршие палаты соперничали с Теремным дворцом Алексея Михайловича.
Стремление к украшению, нарядности заметно нашло отражение и в архитектуре кремлей и монастырей, прежде всего Московского Кремля. Ещё в 1624 г. - 1625 гг. русский зодчий Б. Огурцов и англичанин Х. Головей сделали высокую кирпичную надстройку над Спасской башней, богато украсив её белокаменными узорами. Вскоре украшенные белокаменной резьбой шатры появились и на других башнях Кремля.
Обновлённый Кремль засиял золотом куполов и многоцветьем дворцов. В это же время богатой и нарядной отделкой были украшены стены и башни Донского, Данилова, Ново-Девичьего, Троице-Сергиева монастырей.
Богатые горожане также начинают сооружать для себя жилые дома из камня с богато декорированными фасадами. Памятником архитектуры ХVII в. в Москве стали палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке.
После воссоединения Украины с Россией начинается интенсивное расширение культурных связей России с Западной Европой. Там в это время главенствовал стиль барокко с его пышностью. Родственники Петра I по матери Нарышкины строили роскошные здания, стиль которых вошёл в русское искусство как "нарышкинское барокко". Характерными чертами его стали чёткость, симметрричность, подчёркнутая устремлённость ввысь, многоярусность. Самым прекрасным памятниками этого стиля стала церковь Покрова в Филях, построенная в 1690-1693 гг. братом царицы Л.К. Нарышкиным. Храм словно вырастает из земли. Открытые галереи, живописные лестницы, гладкие стены из красного кирпича в сочетании с белокаменными наличниками, тонкие колонны, ажурные кресты легки, воздушны, сказочны. В таком же духе выполнены церковь в селе Уборы под Москвой, сооружённая зодчим Я. Бухвостовым, трапезная Троице-Сергиевого монастыря, многоярусная колокольня Ново-Девичьего монастыря.
Одной из последних несказанных высот древнерусского зодчества стал знаменитый на весь мир двадцатидвуглавый Преображенский храм на погосте Кижи на острове в Онежском море. Храм был возведён в 1714 г. из брёвен без единого гвоздя. Русь уже стремительно менялась, становилась иной. Древняя Русь словно посылала прощальный привет и хотела показать грядущим поколениям красоту, высоту, чистоту, гений русской души.
Изобразительное искусство. В первой половине ХVII в. единственным жанром в изобразительном искусстве была иконопись. Но постепенно процесс "обмирщения" искусства затронул и её. Новые тенденции в живописи стали проявляться с середины ХVIII в., главной из которых стала реалистичность. Художники этого времени стремились донести до сознания современников радость земного бытия.
В это время основным художественным центром всего Русского государства становится Оружейная палата. Мастера Оружейной палаты заново расписывали дворцовые палаты, церкви, пишут иконы, создают рисунки для полковых знамён, хоругвий, ювелирных изделий. Всей работой живописцев руководил С.Ф. Ушаков (1626-1686 гг.) в качестве главного художника и главного эксперта по вопросам искусства. Он и его окружение в Оружейной палате и стали проповедниками новых реалистических тенденций в живописи. Они стали выступать против слепого подражания старине и утверждали, что искусство должно быть близким по природе и радовать человека, а не подавлять его. Они резко выступали против канонической регламентации в искусстве вообще и живописи в частности. В 1676 г. С.Ф. Ушаков пишет одну из лучших своих работ - икону "Архангел Михаил, попирающий дьявола" (Третьяковская галерея). У него архангел Михаил не бесплотный ангел, он наделён чертами земного человека, твёрдо стоящего на земле. Чертами земного человека у художника наделён и Иисус Христос в своём самом известном произведении - "Спас нерукотворный". В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет "Троицы", в которой передал красоту не духовную, как у А. Рублёва, а земную, изобразив ангелов земными, полными здоровья.
Реалистические тенденции всё глубже укоренялись в церковной живописи, вместе с тем Церковь всё решительнее вела борьбу против новых веяний в искусстве. Патриарх Никон даже устраивал публичные расправы над иконами нового письма.
Тем не менее, творчество С.Ф. Ушакова и его сторонников оказало большое влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства - было положено начало портретной живописи ("парсуны" от слова "персона") - первому светскому жанру в живописи. Изображения отдельных личностей стали принимать всё более реалистический характер, передавая индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича конца 70-х гг. и царя Фёдора Алексеевича 1686 г. Живописцы тали писать портреты по западному образцу - масляной краской на холсте. Так, в конце ХVII в. были написаны портреты князя Б.И. Репнина, стольника Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина и др.
Театр. Возникновение русского театра относится ко второй половине ХVII в. Царь Алексей Михайлович в 1672 г. поручил организацию театра пастору лютеранской церкви из Кокуя И. Г. Грегори. Пастор набрал в труппу 70 иноземных актёров, но вскоре в труппе появились и русские актёры. В театре ставились пьесы на немецком и русском языках на библейские сюжеты. После кончины Алексея Михайловича театр был закрыт, а новые театральные представления появятся только при Петре I.
В ХVII в. русская культура сделала большой шаг вперёд. В ней отчётливо проявились новые веяния. Они создали предпосылки того перелома в русской культуре, который совершился в начале ХVIII в. в результате преобразовательной деятельности Петра I.