Смекни!
smekni.com

История правящих династий Великообритании (стр. 2 из 3)

Елизавета стала королевой Англии в 1558 году. Она хотела найти мирное решение проблемам английской Реформации. Она хотела объединить Англию единой верой и сделать ее преуспевающей страной. Вариант протестантизма, к которому наконец пришли в 1559 году, был ближе к католицизму чем к другим протестантским направлениям, но Церковь по-прежнему находилась под властью государства.

Административной единицей Англии теперь стал приход, обычно деревня, а деревенский священник стал чуть ли не самым могущественным человеком в приходе.

Противостояние между католиками и протестантами продолжало угрожать позиции Елизаветы I следующие три десятка лет. Могущественные Франция и Испания, а также другие католические страны, могли в любую минуту напасть на Англию. Внутри самой Англии Елизавете угрожали собственные дворяне-католики, которые хотели свергнуть королеву и возвести на трон Марию, королеву Шотландии, которая была католичкой.

Елизавета держала Марию пленницей почти двадцать лет, а когда та открыто назвала испанского короля Филиппа своим наследником английского престола, Елизавете пришлось отрубить королеве Шотландии голову. Это решение было одобрено населением. К 1585 году большинство англичан считало, что быть католиком - значит быть врагом Англии. Это неприятие всего католического стало важной политической силой.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Во времена правления Тюдоров, с 1485 по 1603 годы внешняя политика Англии менялась несколько раз, но к концу шестнадцатого века были выработаны некоторые основные принципы. Как и Генрих VII, Елизавета I считала торговлю самым важным делом внешней политики. Для них любая страна, которая была соперником в международной торговле, становилась злостным врагом Англии. Эта идея оставалась основой внешней политики Англии до девятнадцатого века.

Елизавета продолжила дело своего деда, Генриха VII. Она считала своим главным соперником, а, соответственно, и врагом, Испанию, которая в те годы воевала с Нидерландами, протестовавшими против власти испанцев. Испанские войска могли достичь Нидерланды только по морю, а это означало прохождение по проливу Ла-Манш. Елизавета позволяла датчанам заходить в английские бухты, из которых они могли атаковать испанские корабли. Когда же датчане стали проигрывать войну, Англия помогла им как деньгами, так и войсками.

Кроме того, английские корабли атаковали испанские, когда те возвращались из испанских колоний в Америке, нагруженные золотом и серебром, потому что Испания отказала Англии в праве торговать с их колониями. Хотя эти корабли и были пиратскими, часть их добычи попадала в казну. Елизавета извинялась перед испанским королем, но оставляла свою долю в казне. Филипп, конечно знал, что Елизавета поощряла действия "морских волков", самыми знаменитыми из которых были Фрэнсис Дрейк, Дон Хоукинс и Мартин Форбишер.

Филипп решил захватить Англию в 1587 году потому, что без этого, как он полагал, он не смог бы подавить сопротивление в Нидерландах. Он построил огромную флотилию, "Армаду", и отправил ее к берегам Англии. Фрэнсис Дрейк напал и уничтожил часть флотилии, заставив испанцев убраться восвояси.

Однако, испанский король построил новую флотилию, большинство судов которой были разработаны для транспортировки солдат, а не для морского боя. В 1588 году эта флотилия была разбита английскими военными судами, которым значительно помогла плохая погода, отбросившая большинство кораблей на скалистые берега Шотландии и Ирландии. Как бы то ни было, это не было концом войны между Англией и Испанией, которая закончилась только со смертью Елизаветы.

Тем временем торговля шла очень хорошо. К концу шестнадцатого века Англия торговала со скандинавскими странами, с Оттоманской империей, Африкой, Индией и, конечно, Америкой. Елизавета поощряла переселение англичан на новые земли и образование колоний.

УЭЛЬС, ИРЛАНДИЯ И ШОТЛАНДИЯ

Впрочем, Тюдоры стремились также навести порядок и контролировать земли, непосредственно окружающие Англию.

Уэльс

В отличие от Генриха VII, наполовину уэльсца, его сын, Генрих VIII, не разделял отцовскую любовь к этой стране. Он хотел полностью контролировать Уэльс и переделать его жителей в англичан.

Он провел реформу изменения имен уэльсцев, которые, в отличие от англичан, не пользовались фамилиями. В 1536-43 годах Уэльс стал частью Англии, объединенный центральной властью. Английский закон теперь действовал и на территории Уэльса, а он сам был разделен по системе английских графств. Представители Уэльса работали в английском парламенте, а официальным языком стал английский. Уэльский язык выжил лишь благодаря уэльской Библии и небольшому количеству населения, которое все еще использовало его в повседневной речи.

Ирландия

В Ирландии дела обстояли гораздо хуже. Генрих VIII стремился завладеть властью в Ирландии, как он это проделал в Уэльсе, и убедил ирландский парламент признать его королем. Ошибкой Генриха было то, что он пытался навязать ирландцам и Реформацию, однако, в отличии от Англии, монастыри и церковь в Ирландии были до сих пор важными социальными и экономическими объектами, и ирландские дворяне опасались отбирать церковные земли.

Ирландия была лакомым куском для других католических стран, и Англия не могла позволить себе оставить ее в покое. За период правления Тюдоров Англия воевала с Ирландией четыре раза, и в конце концов победила и привела Ирландию под контроль английского парламента. Особенно сильным эффект от власти англичан был на севере Ирландии, в Ольстере, где ирландские племена особенно отчаянно воевали. Здесь после победы земля была продана англичанам, а ирландцы были вынуждены переселяться или работать на новых хозяев. Это положило начало войне между католиками и протестантами во второй половине двадцатого века.

Шотландия

Шотландские короли пытались создать такую же централизованную монархию, какая существовала в Англии, но это было не так просто, потому что Шотландия была беднее, а шотландско-английская граница и горы практически не контролировались правительством.

Шотландцы, зная о своей немощи, избегали конфликтов с Англией, но Генрих VIII был неумолим в своем желании завоевать Шотландию. В 1513 году английские войска разгромили шотландские, но король Джеймс V, как и многие шотландцы, по-прежнему хотел находиться на католической, более могущественной, стороне Европы.

Генрих VIII послал новую армию в Шотландию, чтобы заставить Джеймса V принять власть английского короля. Шотландия понесла большие потери, а ее король вскоре умер. Генрих хотел женить своего сына Эдуарда на Марии, королеве Шотландии, но шотландский парламент не одобрил этот брак и Марию выдали за французского короля в 1558 году.

ШОТЛАНДСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

Мария, королева Шотландии, вернулась вдовой в свое королевство в 1561 году. Она была католичкой, но за время ее пребывания во Франции Шотландия стала официально и всенародно протестантской.

Шотландские дворяне, которые поддерживали идею союза с Англией, одобряли протестантизм как по политическим, так и по экономическим причинам. Новая религия сближала Шотландию с Англией и отдаляла от Франции. Шотландский монарх мог забрать собственность Церкви, которая была в два раза больше его собственной. К тому же, он мог отдать часть земель дворянам. В отличие от англичан, шотландцы не дали монарху полностью контролировать Церковь после Реформации. Это было возможно потому, что Марии не было в Шотландии во времена шотландской реформации, и она не могла вмешаться. Новая шотландская церковь была гораздо более демократичной организацией, чем аналогичная в Англии, потому что в ней отсутствовали епископы. Церковь учила важности личной веры и изучения Библии, что привело к распространению грамотности в Шотландии. В результате, шотландцы были самой образованной нацией Европы до конца девятнадцатого века.

Мария была католичкой, но не пыталась вернуть католицизм назад к власти. Она скоро снова вышла замуж за лорда Дарнли, шотландского католика. Когда же он ей надоел, она согласилась на его убийство и вышла замуж за убийцу, Ботвелла. Шотландское общество было шокировано, и Мария была вынуждена сбежать в Англию, где она оставалась пленницей почти двадцать лет, прежде чем ее наконец казнили.

ШОТЛАДСКИЙ КОРОЛЬ НА АНГЛИЙСКОМ ТРОНЕ

Сын Марии, Джеймс VI, стал королем в 1578 году в возрасте двенадцати лет. Он обладал высоким интеллектом с раннего возраста. Он знал, что, как единственный родственник Елизаветы, он мог унаследовать английский трон после ее смерти. Он также сознавал, что союз католических Франции и Испании может привести к их вторжению в Англию, так что он должен был сохранять дружбу и с ними. Он умудрился сохранять мир и там, и там, оставаясь официально протестантским союзником Англии.

Джеймса VI помнят как слабого и непроницательного правителя. Однако, он не был таковым, когда он правил только Шотландией. Он более или менее управился как с протестантами, так и с католиками и стал частично сдерживать власть Церкви. Как и Тюдоры, он верил в единоличное правление короля, поэтому принимал решения с помощью своих близких советников, а не парламента. Но он не обладал богатством и военной мощью Тюдоров.

Величайшей победой Джеймса VI было его восхождение на английский трон после смерти Елизаветы I в 1603 году. Мало кто в Англии восторгался идеей короля - выходца из дикой северной провинции. Факт, что его приняли, доказывает, что никто не сомневался в его способностях дипломата и правителя.

ПАРЛАМЕНТ

Тюдорам не нравилось управлять страной с помощью парламента. Генрих VII использовал парламент только для создания новых законов. Он редко его созывал, и только в том случае, когда у него было для него дело. Генрих VIII использовал парламент сначала для того, чтобы собрать деньги на свои войны, а затем на войну с Римом. Он хотел быть уверенным, что могущественные представители городов и сел поддерживали его, потому что те, в свою очередь, контролировали общественное мнение.