В период возвышения Москвы бояре из других княжеств стали переходить на более перспективную службу к московскому князю. Они служили московскому князю и полностью от него зависели. В этот период отношения между московским князем и его боярами были полюбовные.
Но в конце ХV - начале ХVI в. складывается новая ситуация. Дед Ивана IV Иван III завершил объединение русских земель, удельные княжества активно ликвидировались. В Москву стали переезжать удельные князья и их бояре. Удельные князья, как Рюриковичи, заняли видные места в Боярской думе, приказах, войске. В правление Ивана IV они стали играть огромную роль в управлении государством. И у них был свой взгляд на своё положение в обществе. Они считали, что руководить - это их законная привилегия, не зависящая от воли государя. Поэтому правили они от своего имени, а не от имени царя, при этом не считаясь с мнением царя.
А у Ивана IV было своё понимание места и роли царя в обществе. Он был глубоко религиозным человеком. В соответствии с православным мировоззрением, для Бога - все равны. Ни у кого нет привилегий перед Богом, есть только обязанность - спасти свою душу. Только царь у Бога - на особом положении. Он - помазанник, т.е. избранник, Божий. Царя избрал Господь Бог для управления Русской землёй. Царь - наместник Бога на земле. Поэтому и для царя все равны, ни у кого перед царём нет никаких привилегий. Всесилие же бояр в государстве делало власть царя, наместника Бога на земле, призрачной.
Кроме того, имелись многочисленные свидетельства измены боярства. В 1560 г. умерла, как подозревают от отравления боярами, любимая жена царя Анастасия Романова; в самый разгар Ливонской войны на сторону поляков перешёл командующий русской армией А. Курбский. Ещё в 1553 г. царь тяжело заболел, и бояре отказались присягать сыну царя Дмитрию, а присягнули дяде царя Андрею Старицкому.
И в 1565 г. царь принял решение - покончить с всесилием бояр. Неожиданно для всех царь уезжает со своим ближайшим окружением в Александровскую слободу. Территорию страны он делит на две части - земщину и опричнину. В опричнине царь начинает править сам вместе с опричниками. Из опричнины он изгнал всех неугодных ему бояр. Начались казни бояр, уличённых в измене. Причём, казни бояр проводились на больших площадях при большом стечении народа, так как их основной целью было - запугать остальных бояр.
В 1572 г. Иван IV отменил опричнину. Боярская оппозиция и отдельные очаги сепаратизма были уничтожены.
Значение личности и деятельности Ивана Грозного.
В исторической науке существуют различные оценки личности и деятельности Ивана Грозного.
Одни учёные считают, что политика Ивана Грозного в исторической перспективе себя не оправдала. Она подорвала мощь страны, что предопределило дальнейшую Смуту в начале ХУII в. В начале ХIХ в. историк Н.М. Карамзин в своём труде "История государства Российского" создал противоречивый и зловещий образ Ивана Грозного. Карамзинский образ царя затем повторился в произведениях поэтов и писателей М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, в творениях скульптора П. Антокольского, художников И.Е. Репина, В.В. Васнецова и прочно вошёл в сознание народа.
Другие исследователи считают Ивана Грозного величайшим созидателем в истории России. Они отмечают, что в результате реформ Ивана Грозного Россия обрела государственную власть - сословно - представительную монархию, а русское общество - прочную внутреннюю структуру. Благодаря этому Россия смогла преодолеть тяжелейшие испытания, которые вскоре выпадут на ее долю. Деятельность Ивана Грозного следует оценивать с позиции его времени, то есть в XVI в. он был вынужден применить репрессии в отношении боярства, так как в то время верхушка боярства стала антигосударственной силой. По самым последним подсчётам учёных, за 37 лет правления Ивана Грозного было уничтожено от 3 до 4 тысяч человек, в том числе и уголовных преступников. Для сравнения, его современник французский король Карл IХ только за один 1572 г. с благословления папы римского уничтожил 30 тыс. гугенотов - католиков - протестантов. Поэтому жестокость Ивана Грозного не выходила за рамки того времени. Но почему именно репрессии Ивана Грозного получили столь широкий резонанс? На Западе репрессии в отношении огромных масс населения проводились с санкции папы римского и одобрения парламентов. Персонально ответственность за них возложить не на кого. В России репрессии были следствием личной воли царя. Поэтому в памяти народа ответственность за репрессии и легла на имя Ивана Грозного. Следует также не забывать и о том, что на Западе для многих русский царь был соперником: он был кандидатом на польский престол, пытался отобрать у Швеции выход к Балтийскому морю и т.д. Слава жестокого русского царя нужна была в Польше, Литве, Швеции, чтобы ослабить позиции русского царя и России вообще. Иван Грозный, несомненно, был деспотом. Но деспотизм царя был вызван теми внутренними и внешними обстоятельствами, в которых оказалась Россия в середине ХVI в.
Список литературы
Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. - М., 1982.
Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2-х тт. - Смоленск, 1996.
Флоря Б.Н. Иван Грозный. - М.: Мол. гвардия, 1999.