ОПРИЧНИНА; ЭПОХА ТЕРРОРА.
В неудачном исходе Ливонской войны и разорении страны немалую роль сыграла и знаменитая опричнина Ивана Грозного.
Отношения с боярством начали портиться еще в период «избрания рады». В 1553г. царь тяжело заболел и, ожидая смерти, потребовал, чтобы бояре присягнули его малолетнему сыну Дмитрию. Но бояре начали смуту: одни присягнули, другие не захотели присягать, говоря, что Дмитрий еще младенец. К удивлению, Иван узнал, что против его сына высказались и члены его избранной рады и то, как бояре, так и Сильвестр желали бы воцарить двоюродного брата государя, князя Владимира Андреевича Старицкого. С большим трудом удалось царю настоять на своем требовании и заставить всех своих бояр поцеловать крест Дмитрию. Затем он сам выздоровел, а его сын вскоре же скончался. Все это происшествие потрясло Ивана и очень настроило его против Сильвестра и рады, в душе его возросло чувство недоверия и неприязни к своим советникам. Однако по внешности хорошие отношения сохранились до 1560г.; в этом году скончалась царица Анастасия, оставив государю двоих сыновей: Ивана и Федора. Со смертью жены царь круто изменился около него появились новые любимцы, с которыми он начал вести недостойную жизнь, а старых советников Иван отдалил от себя. Сильвестр был отправлен в монастырь, Адашев – в Ливонию, где он и умер, а в 1563г. умер митрополит Макарий, который был последним нравственным авторитетом и нравственной сдержкой для царя
Действия свои против бояр царь открыл невиданным поступком. В декабре 1564г. он со всем своим семейством и имуществом выехал из Москвы, не сказав куда. Царь поселился в Александровской слободе, откуда 3 января 1565г. отправил в Москву грамоту, в которой известил всех, что оставил столицу из-за боярской измены. Эти письма произвели действия, на которые царь и рассчитывал. Москва, брошенная на произвол судьбы во время тяжелой и опасной войны, пришла в смятение и отправила к царю многолюдное посольство с духовенством во главе, с просьбой не покидать царства. Иван согласился остаться у власти с условием, что ему не будут мешать вершить свое правосудие над изменниками, как ему угодно. При этом он установил для себя особый двор, знаменитую опричнину, для которой сначала набрал одну, а затем и еще пять тысяч человек. Они были одеты в черную одежду, ездили на черных конях, к седлу которых были привязаны символы их власти и деятельности – метла и собачья голова в знак того, что они выметают измену из Русской земли и грызут царских недругов.
На содержание своего нового двора царь забрал около 20 городов с уездами и отдельных волостей, преимущественно в центральных и северных областях государства и несколько улиц в самой Москве, а также несколько подмосковных слобод. В тех уездах, которые он забирал в опричнину, он забирал поместья и вотчины у прежних владельцев и раздавал их своим опричникам, а старым помещикам и вотчинникам давал земли в иных уездах, производя таким образом полную ломку и перетасовку землевладельческих отношений в «опричных» областях.
Когда опричнина устроилась, она начала действовать. Цель опричнины состояла в том, чтобы отнять всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовывалась в Москве из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей государя. Испытав на себе властолюбие своих бояр, царь Иван счел их «изменниками» и задумал обезвредить все боярство. В своем новом «дворе», куда он не пустил «изменников-бояр», он получил силы и средства для действий против них. Он брал к себе в опричнину один за другим те города и уезды в которых были старые удельные вотчины бояр и применял к ним тот порядок, который применялся Москвою в завоеванных областях (Новгороде, Пскове, Рязани). Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и подозрительные для Ивана IV люди, обыкновенно потомки удельных князей. Их переселяли на окраины государства, на новые земли, где не было никаких удельных воспоминаний, и где эти люди не могли быть опасны. Старые же их земли отбирались «на государя» и шли в раздачу. Вместо удаленной знати царь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и зависевших только от него. Он делал это до самой смерти, в течение почти 20 лет, и понемногу забрал в опричнину половину своего государства. Остальная половина оставалась в старом положении, управлялась боярскою думой и называлась «земщиной».
Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только бояр, но и многих других людей, - всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого отнимали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была возбудить ненависть гонимых, но действия опричнины сопровождались еще чрезвычайными зверствами. Царь Иван не только выгонял знать из ее вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По царскому велению рубили головы «изменникам» не только десятками, но и целыми сотнями. В 1570 году царь подверг разорению Великий Новгород. Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он ходил на них войною, как на настоящих врагов.
Страна стояла на грани катастрофы.
Как же и почему русский народ молча терпел эту бессмысленную вакханалию убийств и грабежей? Прежде всего, конечно, действовала долгая привычка беспрекословно подчиняться воле и приказаниям государя-царя, но кроме того, надо иметь в виду, что эпоха террора совпала с периодом тяжелой и кровопролитной войны на западе.
И, наконец, не все молчали! В 1568г. митрополит Филипп, после долгих и бесплодных увещеваний наедине перед всем народом в Успенском храме обличил жестокого царя и, угрожая ему гневом Божьим, требовал, чтобы он перестал проливать кровь невинных… В результате Филипп был свергнут с митрополии и сослан в Тверской монастырь, где в следующем году он был задушен царским опричником Малютой Скуратовым.
Цель, которую поставил себе Иван Грозный, устраивая опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена, старые удельные вотчины перешли к государю и были обменены на другие земли. Но опричнина, несомненно, повела к разорению государства, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных областях. Когда Грозный выселял крупных помещиков из их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а затем стали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться у новых владельцев. Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины.
Общий результат опричнины можно коротко описать как введение анархии и при защите государя, колебания самих основ государства. Направленная против воображаемой измены, она подготавливала действительную.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
… 18 марта 1584 года. Царь Иван IVумер. В свои неполные 54 года этот человек, исключительно одаренный, жестокий и маниакально подозрительный выглядел глубоким стариком. Сказались долгие годы борьбы, страха, расправ и покаяний.
Не только в русской но и во всей нелегендарной истории человечества, образ царя Ивана Грозного является одним из самых непонятных и разнотолкуемых, а период его правления вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков.
Все почти, кто не особенно подробно знакомился с историческим обликом царя Ивана, представляют его себе жестоким по природе тираном, больным, безумным и бесчеловечным. Даже все доброе, чем отмечена "светлая пора" его царствования, общее мнение приписывает это заслугам Сильвестра и Адашева. Врожденное людям стремление к прекрасному присвоило этим двум деятелям сияние безукоризненных правителей народных, умевших управлять даже таким "нечеловеком", как Иван IV. Между тем это не совсем так. Реформы, проводимые Иваном Грозным в период его царствования, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно способствовали его централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи державы.
Подводя итог эпохе Грозного , можно сказать, что при всех ее успехах она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества "Смутному времени"
Список литературы
1. Жданов Л. Царь Иоанн Грозный // Современник 93.
2. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории // Наука 91. С. 137-147.
3. Платонов С.Ф. Учебник русской истории // Наука 94. С. 126-139.
4. Ключевский В.О. Курс русской истории // Просвещение 93. Т.2 С.145-165.
5. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861г. // Просвещение 1989г. С. 121-153.
6. Сахаров А.Н., Буганов В.И История России // Просвещение 95. Т.1 С.200-235.