Содержание
Введение
1. Отмывание денег
2. Терроризм
3. Кражи произведений искусства и предметов культуры
4. Кража интеллектуальной собственности
5. Незаконная торговля оружием
6. Угон самолетов
7. Морское пиратство
8. Захват наземного транспорта
9. Мошенничество со страховкой
10.Экологическая преступность
Заключение
Список литературы
На Десятом конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности отмечалось, что за последние десятилетия преступная деятельность приобрела высшую форму своего развития и стала носить транснациональный характер[1].
Суть данного процесса отдельные криминологи объясняют увеличением географической удаленности применительно к совершению преступлений, и частотой осуществления преступниками операций, выходящих за региональные и национальные границы. Другие криминологи считают, что юридической природой транснациональной преступности является тенденция глобализации современного социально-экономического развития мирового сообщества, при которой уровень взаимозависимости отдельных национальных хозяйств достигает уровня, при котором возникает качественно новый феномен - мировая или глобальная экономика, и что при этом процесс глобализации касается всех сфер экономических отношений, изменяя их количественные и качественные параметры. Процесс глобализации экономики качественно изменяет и характер преступности, которая все чаще связана с нарушением законов более чем одной страны.
Длительное время проблема транснациональной преступности не привлекала к себе достаточного внимания ни на политическом, ни на научном уровне. Считается, что интерес к ней проявился лишь в начале в 1970-х годов, когда вспышки международной преступности получили, благодаря средствам массовой информации, широкую огласку. Но полагаем, что не это явилось обращением внимания к этой проблеме, а то, что транснациональная преступность стала реальной угрозой для существования отдельных государств, их экономики и населения.
Для описания случаев и фактов данных видов преступлений, криминологами вводится термин "транснациональная преступность" (transnationalcrime). В специальной юридической литературе и международных документах используются различные подходы к определению данной категории. Полагаем, что одно самых корректных определений содержится в п.2 ст.3 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г) [2], где под преступлением транснационального характера понимается преступление, если:
оно совершено в более чем одном государстве;
оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;
оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.
Такой подход к определению "транснациональных преступлений" позволяет применять Конвенцию для правовой помощи либо сотрудничества оперативных подразделений различных государств в целях выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования всех представляющих достаточно высокую степень общественной опасности преступлений, затрагивающих юрисдикцию и интересы двух и более государств.
Конвенцией охватываются имеющие транснациональное значение и совершенные при участии организованной преступной группы серьезные преступления, т.е. деяния, наказуемые по уголовному законодательству государств лишением свободы на срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания, и так называемые конвенционные преступления, т.е. создание организованной преступной группы и участие в ней, отмывание денег, коррупция и воспрепятствование осуществлению правосудия.
Понятие "транснациональное преступление" представляет довольно широкую концепцию, включающую в себя различные виды преступлений. Организация Объединенных Наций опубликовала классификацию видов международной преступной деятельности, которая содержит семнадцать видов преступной деятельности, которые, по мнению экспертов ООН, сегодня оказывают наиболее негативное влияние на общество различных государств. В данную классификацию включены[3]:
Термин "отмывание" денег (money laundering) впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально и незаконно полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение".
В международном праве определение легализации ("отмывания") доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ[4], оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран. Однако развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться "отмыванию" и инвестироваться в легальную экономику. Конвенция "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности"[5] признала преступлением действия, связанные с "отмыванием" денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности.
В российском законодательстве[6] под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, - понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения какого-либо из преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Преступления, предусмотренные статьями 193 (Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте), 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), 198 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица), 199 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации), 199.1 (Неисполнение обязанностей налогового агента) и 199.2 (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов) УК РФ имеют самостоятельный состав и не относятся непосредственно к процессу легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Как показывают проведенные во многих странах мира исследования, тенденция увеличения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, прослеживается по всему миру. По данным Международного валютного фонда, сумма ежегодно обращающихся в мире "грязных" денежных средств в различных финансовых системах составляет от 590 млрд. долларов до 1,5 трлн. долларов США, что равно 2-5% валового национального продукта всех стран мира[7].
По мере роста оборотов транснациональных преступных групп, растет и количество "черных" денег. Их "отмывка" уже давно стала самостоятельным видом преступного бизнеса. И чем сильнее давят законодатели и правоохранители различных стран на "грязные деньги", тем больше зарабатывают те, кто их "отмывает". Развитие всемирной системы электронных платежей только облегчило им жизнь. За длинной цепочкой переводов денег из страны в страну трудно отследить реальный источник полученной суммы. Не менее активно используются и традиционные методы: многие казино и шикарные рестораны в странах Восточной и Центральной Европы явно излишни для редких клиентов, но по данным финансовой отчетности приносят учредителям довольно большую прибыль.
Сегодня многие специалисты говорят о том, что международный терроризм переживает период развития, сравнимый по своим масштабам разве что с 70-ми годами прошлого столетия. В большинстве случаев террористическая деятельность не предполагает получения денег - 95% террористов, по данным Интерпола, преследуют, прежде всего, цели политического или религиозного характера.
Время от времени происходят и четко спланированные террористические атаки, конечной целью которых является получение прибыли или смена политической ситуации в какой-то стране или регионе. Обычно в таких случаях террористов просто нанимают. Типичный пример - Сальвадор и Гватемала. Американская компания "UnitedFruits" - крупнейший в мире торговец фруктами, финансировала военные перевороты и партизанские войны, а также множество террористических актов сначала в Сальвадоре в 1979 году, а затем в Гватемале в 1982 году. В результате компания получила весьма выгодные условия при покупке дешевых тропических фруктов в этих странах, а заодно убрала оттуда своих более порядочных конкурентов.
Меры, принятые за последнее десятилетие спецслужбами различных государств, в целом уменьшило число "террористов-любителей", но заставили профессионалов и фанатиков придумывать все более изощренные акции. Сегодня большую тревогу экспертов ООН вызывает возможность попадания в руки террористов различных, созданных наукой, средств уничтожения человечества - расщепляющихся материалов, химических и биологических боеприпасов, ядов, современной боевой техники.