Утверждение республиканского строя происходило постепенно и иногда ценой серьезных конфликтов: так, семьи, представители которых могли претендовать на звание консула в первые годы существования республики, очень быстро составили касту патрициев. Патриции стремились властвовать в государстве. В ответ на это плебеи, к которым относился остальной народ, решили уйти на гору Авентин: патриции вынуждены были пойти на уступки, и тогда народ получил своих магистратов-трибунов. На ассамблеях, называемых комициями, собирался весь римский народ - и патриции, и плебеи. Не допускались туда лишь женщины. Комиции принимали законы и ежегодно выбирали магистратов. Значительная доля власти находилась в руках сената, состоявшего из трехсот членов - выходцев из аристократии, людей с огромным авторитетом, среди которых были и бывшие консулы.
Легко узнаваемые по тогам, окаймленным широкой пурпурной полосой, сенаторы обязаны были воздерживаться от коммерческой деятельности. Заседая в здании курии, расположенном в центре города, сенаторы определяли бюджет государства, устанавливавши, сколько легионеров нужно было набрать на службу, принимали иностранных послов, объявляли войну и подписывали мирные договоры. Они рассматривали проекты всех законов прежде, чем вынести их на народное голосование. Как и в комициях, на заседании сената председательствовавшие по очереди высшие магистраты-консулы. Консулы выбирались на народных собраниях; для решения вопросов о финансах или наборе в армию им требовалось согласие сената. Консулы обладавши значительной самостоятельностью при ведении переговоров с иностранными державами и при командовании армией. Участвуя в военных компаниях, консулы часто бывавши далеко от Рима; в таких случаях сенат на какой-то срок назначал диктатора, заменявшего консулов, и обладавшего особыми полномочиями. Диктатора всегда сопровождал всадник.
3. Основные аспекты возникновения и эволюционного усложнения Римской рабовладельческой республики
История Древнего Рима восходит к VII или началу VI века до н. э. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты - плебеи.
Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией).
Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.
Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от “сенекс” - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.
Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий “царю”, которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима).
Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.
Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.
Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. По своим основным принципам реформа Сервия Туллия обнаруживает полнейшую параллель с реформой Солона в Афинах. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее всего это VI век до н. э.
Римским племенам и родам, реликтам ушедшего в прошлое родового строя, пришлось потесниться. Подобно афинскому демосу, плебейский элемент был допущен в народное собрание, сделался частью “римского народа”.
Вместе с тем было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов.К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось в 100 тысяч ассов (асе - мелкая римская монета); ко второму разряду - в 75 тысяч ассов, к третьему - в 50 тысяч ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тысяч ассов (18 центурий).Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен): первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30.
Одну единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями (от римского “пролес” - потомство: те, у которых нет ничего, кроме детей).В народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Разряды поделили на неравное число центурий. Всадники и самые богатые имели 98 центурий (18+80) из 193, то есть располагали абсолютным большинством. Если эти центурии выступали совместно, мнение остальных не имело значение. Голосование прекращалось, как только солидарно высказывались первые 98 центурий. Во всем этом виден тонкий политический расчет, великолепное понимание действительных целей создающейся государственной организации.
Город был разбит на четыре территориальных округа -трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление. Старые роды и курии потеряли прежнее значение. Вместе с ними уходил в прошлое первобытнообщинный строй.
Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства. Но до уравнения с патрициями было еще далеко. Потребовалось, по крайней мере, два столетия, чтобы допустить плебеев к завоеванной земле, к замещению должностей, к выработке законов, к браку с патрициями и патрицианками,
Заслуживает особого упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю, Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров (125 га).
Так, не скоро и цепляясь за прошлое, сходит со сцены родовой строй и возникает разумно устроенное государство.
Завоевание значительной части Италии много способствовало изживанию родового строя. Массы рабов попадают на римский рынок, распределяются по жребию. Рабовладение принимает классические формы.
Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.
Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. Другие случаи, например усыновление чужеземца, отпущение раба на волю, пожалование гражданства за заслуги и пр., были первоначально явлением редким.
По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершался суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента гражданин становился политически полноправным.
Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания.
Политическое полноправие не означало еще полноправия “гражданского”, то есть права распоряжения имуществом. Пока был жив отец - и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца.
Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины “вследствие присущего им легкомыслия” не могли совершать сделок с вещами и деньгами, а тем более участвовать в политической жизни.
Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делан семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города - с того легендарного дня, когда вмешательство женщин прекратило пагубную битву римлян и сабинян, позволив двум соседним общинам слиться воедино.
По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.
Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы. По отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник становился клиентом, обязанным лицом. Обязанности эти заключались в особом уважении, материальной помощи и т. п.
По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромной территории, состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами.
В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. Соответственно с тем во всех спорах, в которых так или иначе выступает перегрин, участвует перегринский претор.