Смекни!
smekni.com

Спарта (стр. 1 из 3)

§1. Образование государства

Среди полисов Древней Эллады Спарта занимает особое место. Ее общественная система и политический режим уникальны и даже загадочны. До сих пор не выяснены причины и обстоятельства формирования здесь специфических устоев общества, его весьма своеобразных традиций.

Название государства произошло от города, основанного в Х в. до н.э. на левом берегу р. Ефрот. Во внешних сношениях Спарту называли Ла-кедемон. Судя по всему, в архаическую эпоху, до начала VII в. до н. э., спартанская община находилась в стадии военной демократии и развивалась, как и другие дорийские племенные образования. В каждой из трех ее фил были свои базилеи, народное собрание, Совет старейшин.

Территория Спарты находилась на юге полуострова Пелопоннесс, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконию. Коренное население, ахейцы, оказалось под властью спартанцев. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью спартанцев, вошла в общину победителей. Завоевание Лаконии сопровождалось массовым грабежом коренного населения. Это ускорило разложение общинного строя спартанцев, а появление частной собственности на землю и рабов содействовало процессу классообразования. Косвенно формирование государства подтверждается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным. Появилось 5 областей. Спартанские деревни из резиденции родовых общин превратились в подобие мелких административных центров.

Разбогатевшая знать, верхушка спартанцев и ахейцев превращалась в господствующее сословие, приобретая все новое имущество - в виде земли, скота, денег. Развитие товарно-денежных отношений создавало почву для эксплуатации и закабаления общинников. Процесс классообразования и формирования государства здесь почти не отличался от процессов, подобных тем, что имели место в Афинах перед реформами Солона. Но в Спарте все осложнялось аграрным перенаселением. В VII в. до н.э. нехватка плодородных земель стала ощущаться особенно заметно.

Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полуострова. В результате 2 мессенских войн под властью Спарты оказалась весьма обширная территория с многочисленным населением. Здесь проживало 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. периэков. Спартанцев - мужчин-воинов - было только 10 тыс. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты, среди общины начались раздоры, аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, самоуправства приняли широкие масштабы. Демос и аристократия обособились и противостояли Друг другу. Межплеменной антагонизм усиливал социальную напряженность. Спартанская община была на грани развала. Диагноз ее состояния определил легендарный Ликург: «Спарта - это больное тело, пораженное всяческими болезнями»,

Спартанцы в Мессении поработили население, большинство которого принадлежало к дорийскому народу; победители и побежденные говорили на одном языке, имели одну религию. Находясь в явном меньшинстве, в окружении огромной массы населения, которое люто ненавидело поработителей, спартанцы жили в вечном страхе, почти не снимали военные доспехи, не расставались с оружием. Доведенные до отчаяния рядовые спартанцы могли пойти на крайние меры. Знать об этом догадывалась и, вероятно, предвидела опасность ее физического истребления, как это было в других полисах, при ранних тираниях. Чрезвычайно сложная и опасная обстановка вынудила ее в начале VII в. до н.э. провести серию радикальных преобразований.

По преданию, перепуганные правители Спарты несколько раз обращались за помощью и советом к мудрейшему Ликургу, который состоял в должности опекуна царя. Ликург уже тогда считался знаменитым ученым-законоведом, якобы был лично знаком с Гомером, имел славу способного государственного деятеля и блестящего организатора

§3. Государственный строй

Вняв просьбе правителей Спарты, многоопытный правовед на всякий случай посетил главный храм греков в Дельфах, принес соответствующую жертву богам и попросил согласия богов на реформы. Очарованная им главная жрица, пифия, аттестовала Ликурга как «любимца богов» и даже «скорее бога, нежели человека». Надо полагать, после такого благословения все сомнения у Ликурга отпали. Если основания верить источникам, которые сообщают, что Ликург штудировал законы критских царей о государственном устройстве. Убедив народ, царей и геронтов принять его законы, их автор по преданию, уморил себя голодом, сочтя свою задачу выполненной.

Реформы, которые по традиции приписывают Ликургу, относятся к первой половине VII в. до н.э. За короткий срок Ликург навел образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью. В самом деле, четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, смут, заговоров. Мелкие интриги между царскими семьями в счет не идут.

Иностранцев поражало общественное спокойствие, безопасность, беспрекословное подчинение младших старшим, законопослушание спартанцев, их немногословие, враждебная скрытность в государственных делах. Они удивлялись рьяной приверженности спартанцев к военным занятиям и атлетическим упражнениям, их замкнутости, равнодушию к наукам и искусству. По каким-то причинам правители стремились полностью изолировать государство, своих сограждан от общения с другими полисами и народами. Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запрещалось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Выезд за границу разрешался только военачальникам, послам и проксенам.

Ю. А. Андреев полагает, что Ликург вообще не совершал переворота, а приписываемые ему античной традицией реформы есть длительный прогресс перестройки общественной системы дорийцев. Само же «Ли-кургово законодательство» было якобы продуктом коллективного творчества нескольких или даже многих реформаторов. Основная цель преобразований - сплотить коллектив граждан в критической обстановке после второй Мессенской войны. Такова была задача, политическая цель элиты, ее общественный стереотип. С течением времени эта политическая доктрина персонифицировалась и обрела самостоятельное существование в образе Ликурга. История стала легендой. В исторической науке имеют хождение и другие гипотезы о легендарном основателе спартанского государства.

Реформы Ликурга - это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера. Их антиаристократическая направленность очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса.

По реформам все спартанцы, призываемые в ополчение, были наделены земельными участками (клерами). В Лаконии и Мессении их насчитывалось около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследственным владением, а так как земля почиталась собственностью государства, то участок нельзя было продать, подарить, -оформить как наследство. Размеры участков были одинаковы для всех, тем самым как бы утверждалась экономическая основа «общины равных». Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью.

Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделен от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении.

Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности. Многие ученые отнесли их к категории рабов. Ф. Энгельс был склонен считать их античными крепостными. Спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела своих илотов, но последние отвечали своей жизнью за несвоевременную уплату натурального оброка или подати. Илотов нельзя было отпускать на свободу, продавать за пределы государства. Клеры и илоты считались общинно-государственной собственностью. Такая форма экономически и юридически укрепляла «общину равных», завершала трансформацию полиса из общины в рабовладельческое государство с учетом специфики Спарты. Жизненный уклад демоса, его традиции, обычаи стали законом.

Участки земли получали периэки - ремесленники, торговцы. Таких наделов насчитывалось около 30 тыс. Периэки были свободными, но не имели политических прав. Они платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях.

Полноправные спартанцы между собой считались равными, большая ретра Ликурга предусматривала довольно жестокий кодекс их поведения от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу.

Дети с 7 лет воспитывались в гимнасиях, под наблюдением наставников-педагогов. Мальчики содержались в суровых условиях, их подвергали свирепой муштре; основная цель обучения - воспитание выносливости, умения беспрекословно повиноваться. Они спали на непокрытом сухом тростнике, ходили босые, прикрытые одним плащом, хламидой, каждый день купались в холодных ручьях.

По ночам юноши делали засады на дорогах и убивали запоздавших илотов. Их приучали к жестокости.

Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями, с тем, чтобы стать здоровыми матерями. Они прыгали как лани, в быстроте бега не уступали лошади, учились метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимнасиях обычно ходили нагие, реже в коротких туниках.

Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого - усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал одну цель - иметь хороших воинов. Обучению грамоте и другим наукам не придавалось большого значения. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выходцы из низших слоев общества, в частности мофаки - дети от смешанных браков между спартанцем и илоткой.