Фашизм, напомню, - это идеология и практика господства международного империализма над миром. Господство классового, олигархического, опирающегося на “избранную” нацию или расу. Достижение такого господства возможно лишь при диалектическом единстве двух основных факторов: субъективного и объективного. Субъективно фашизм это звериный эгоизм людей, их стремление к глобальному господству. Объективно возможность установления такого мирового тиранического режима создало объединение наций и народностей в единый социальный организм.
Научно-техническая революция и международное разделение труда привело к слиянию национальных производственных комплексов в международные со своей многоплановой глобальный инфраструктурой. Транснациональные компании стали экономически наиболее эффективными, начали поглощать предприятия слаборазвитых стран, формировать становой хребет мировой экономики. Впервые заявили о себе и негативные (экологические, демографические, энергетические и иные) последствия НТР. Как формирующийся единый организм человечество нуждалось в единой системе информации и руководства, в регуляторах своего численного роста, динамики производства и потребления, в обустройстве своей колыбели – земли. Человечеству представилась, наконец, возможность избавить миллионы людей от нищеты и гнета, покончить с войнами и иными социальными катаклизмами, создать общество подлинно свободное, общество высокой материальной и духовной культуры. Радио, телеграф, телефон, кино, другие средства информации образовали ту общественную “нервную систему”, которая позволяла каждому человеку повседневно видеть и слышать мир, со знанием дела участвовать в руководстве обществом.
Однако век моторов и стремительных скоростей, век электричества и радио, век фантастического взлета науки и техники создали также опасность порабощения и геноцида народов теми нациями, которые вырвались вперед в научно-техническом направлении, оставаясь нравственно на уровне стада питекантропов. Эта дисгармония интеллекта и нравственности вызвала у прогрессивных мыслителей эпохи обоснованную тревогу. Александр Блок отмечал:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный,
Беспечный брошен человек!
… Век буржуазного богатства
(Растущего незримого зла!)
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела … (13.484)
Скрытые в офисах монополий и государственных департаментах, эти темные дела толкали мир к апокалипсису. Человечество подходило к грани самоистребления. Проблема его выражения, его духовной и материальной консолидации встала на повестку дня. И две основные советские идеологии в мире начали решать ее по принципиально несовместимым сценариям.
Создание новейшей техники и технологии, писал ведущий теоретик революционного крыла марксизма В. И. Ленин, призван сделать труд миллионов простых людей интересным, творческим, высокопроизводительным, позволит обеспечить им высокий материальный достаток, явится решающим фактором построения социализма. “… Если Россия покроется сетью электрических станций и мощных технических оборудований, - заявил он в декабре 1920 г., - то наше коммунистическое хозяйственное строительство станет образцом для грядущей социалистической Европы и Азии”. (42.161)
Основатели марксизма еще в середине XIX в. возвестили миру: “Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Метерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские”. (72.423) Коммунизм, идущий на смену капитализму, станет продуктом революционного творчества международного рабочего класса. Отсюда клич: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. Сплачивайтесь во всемирную ассоциацию свободных и равноправных людей, основанную на общественной собственности на средства производства, политической власти народа, перерастающей в общественное самоуправление, на всестороннем гармоничном развитии личности. Сказочная Эльдорадо, казалось, уже где-то рядом, за горизонтом. Надо только убрать с пути к нему эксплуататорские классы, захватившие собственность и власть.
Первый факел революции, предвещали корифеи марксизма, вспыхнет в индустриально наиболее развитых странах. Ее очистительное племя перебросится затем на все континенты, утверждая повсеместно свободу, равенство, братство, отправляя архив истории бедность, бесправие, вражду. Поэтому пролетарии – ударная сила революции – “не имеют отечества”, их отечество – весь мир. Здесь достаточно четко обозначены и два основных лагеря начавшегося глобального противоборства, и исторические цели коммунизма.
Социалистическое движение международного пролетариата раскололось на два крыла – реформаторское и революционное. Центром второго, революционного, крыла стала Россия. Главная причина в этой кажущейся аномалии (ведь Россия только вступала на путь капитализма) не в марксизме, а в той социальной почве, на которую упали его идеи. “После народа европейского, - констатировал Н. А. Бердяев, - русскому народу наиболее свойственно мессианская идея, она проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма… Миссия России быть носительницей и хранительницей истинного христианства, православия” (9,81), передатчиком традиций раннеапостольского христианства и вселенского братства. Общинная земля, сельское самоуправление, аграрный социализм всегда был присущ русским крестьянам.
Началом русской революции было стихийное восстание народа против насилия и эксплуатации. Поджог помещичьих усадеб на селе, забастовки и демонстрации в городах, кровавое воскресенье 1905 года в Петербурге, расстрелял рабочих на Ленских золотых приисках в Сибири, бессмысленная бойня в русско-японской и особенно в первой мировой войне породили в России ненависть к царскому режиму, голод и хаос. Буржуазия, понудившая царя Николая II отречься от престола и получившая власть в феврале 1917 года, не смогла погасить революционный взрыв, ибо отказалась выполнить основные требования рабочих и крестьян. И тогда на волне народного гнева к власти пришли большевики. “Народные массы были дисциплинированны и организованны в стихии русской революции через коммунистическую идею, через коммунистическую символику. В этом бесспорная заслуга коммунизма перед русским государством. России грозила полная анархия, анархический распад, он был остановлен коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться” (8,109).
Великая Октябрьская революция потрясла всю мировую систему капитализма, расколола человечество на два полярных по своим стратегическим целям мира: мир труда и мир капитала. “Уничтожение капитализма и его следов, ведение основ коммунистического порядка составляет содержание начавшейся теперь новой эпохи всемирной истории”, - торжественно провозгласил Ленин (65,425).
Вслед за российским пролетариатом на борьбу против всевластия империалистической буржуазии поднялись миллионы трудящихся Запада, народы ряда стран Востока. Однако их разрозненные революционные выступления разбились о коллективный отпор международного капитала. Превратить Великий Октябрь в пролог мировой пролетарской революции большевикам не удалось. Однако от своей мессианской идеи Россия не отказалась. Изменилась лишь стратегия и тактика – Россия превратилась в лидера не только революционного крыла международного пролетариата, но и национально-освободительного движения колониальных народов. Еще летом 1921 года Ленин пришел к выводу: большинство рабочих Запада находятся под влиянием соглашательских профсоюзов. Между тем в колониях революционное движение набирает силу. “И совершенно ясно, что в грядущих решающих сражениях мировой революции движение большинства населения земного шара, первоначально направленное на национальное освобождение, обратиться против капитализма и империализма, и, может быть, сыграет гораздо большую революционную роль, чем мы ожидаем” (69,38).
Спад революционного движения на Западе коммунистические лидеры России считали явлением временным, победу коммунизма во всех странах в исторической перспективе – неизбежной. Сталин, сменив в 1924 году на посту лидера ВКП /б/ своего великого предшественника, тотчас повторил его заветы: победивший пролетариат России, “организовав у себя социалистическое производство, стал … против остального, капиталистического мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран, поднимая в них восстание против капиталистов, выступая в случае необходимости даже с военной силой против эксплуататорских классов и государств” (109,104). В июле 1927 года Сталин заявил на Пленуме ЦКВКП /б/, что “наша революция является частью мировой революции, базой и орудием мирового революционного движения” (110,152). На состоявшемся в августе 1928 года VI конгрессе Коминтерна Н. И. Бухарин прямо назвал программу Коминтерна программой мировой диктатуры пролетариата. “Наша программа составляется и разрабатывается в совершенно особую эпоху, когда проблема диктатуры пролетариата, проблема революции, проблема завоевания власти и пр. носит уже не академический, а актуальный характер, когда эти проблемы в плотную и остро встают перед как задачи наших дней, нашей эпохи, нашего времени”. Наша программа есть “документ, намечающий путь непосредственно идущий революционной борьбы пролетариата за его мировую диктатуру” (18,189).
Вера в приближение мировой пролетарской революции была присуща всем лидерам ВКП /б/. Жаркие дискуссии вспыхнули лишь о методах и сроках ее победоносного шествия по странам и континентам. Л. Д. Троцкий объявил “построение самостоятельного социалистического общества невозможным ни в одной из стран мира”, в том числе России без победоносных пролетарских революций в других, прежде всего, западных странах, поэтому призывал к переходу от внутренней к внешней революционной войне. “Социалистическая революция, - писал он, - начинается на национальной арене, развивается на интернациональной и завершается на мировой. Таким образом, социалистическая революция становится перманентной в новом, более широком смысле слова: она не получает своего завершения до окончательного торжества нового общества на всей нашей планете” (119,286-287).