Браки совершались в осн. по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек. В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику тат. свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, к-рыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Оси. свадебные обряды, в т.ч. религ. обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфич. особенностью свадебны застолий казан. Т. являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин (иногда в разных помещениях). У др. групп Т. это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали спец. свадеб, песни, у мишарей существовало свадеб, причитание невесты. Во мн. р-нах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, кондомы указывает на их этногепетич. связь с шорскими племенами.
Постепенно стабилизировались этнич. терр. Т.е., хотя отдельные их перемещения наблюдались в коп. 19-20 вв. Несмотря на возникновение у них территориальной разобщенности в составе Рос. гос-ва, существовала взаимосвязанность тоболо-иртышских, барабин-ских и томско-обских тюркоязычных групп, к-рая создавала возможность для развития консолидационных процессов Т.е. В быв. СССР этпич. структура Т.е. мало изменилась. У барабинцев исчезло представление о делении их на группы и племена, лишь в отд. селениях сохраняются знания о тугумах - генеалогических группах. У тоболо-иртышских и томских татар ослабли, но полностью не исчезли представления о делении на субэтнич. группы. По мнению одних учёных, Т.с.-самостоят. народ, др. учёные указывают на незавершённость их консолидации в единый этнос, считая, что они представляют собой скорее всего не вполне сформировавшуюся этнич. общность. Сиб. бухарцы окончательно вошли в состав Т.е. к сер. 20 в. В 1960-80-е гг. имели место активные процессы сближения и частичного смешения Т.е. с волго-уральскими татарами.
В период Сиб. ханства существовала соседская терр. община, при наличии у барабинцев, ясколбинцев и др. традиций родо-плем. отношений, исчезнувших с присоединением Сибири к Рос. гос-ву. Осн. массу тат. нас. Зап. Сибири до реформы М. Сперанского, осуществлённой в конце 1-й четверти 19 в., составляли ясачные - рядовые общинники. Помимо них среди Т.е. были группы служилых татар-казаков, захре-бетных (зависимых) татар, оброчных чу-валыциков (платили подать с чувала-печи), а также категории дворян, купцов, мусульманских духовных лиц и др. По "Уставу об инородцах" 1822 почти все Т.е. и сиб. бухарцы были переведены в категорию оседлых инородцев. Осн. формой семьи у Т.е. в 18- нач. 20 вв. была малая семья (в среднем по 5-6 чел.). В последние десятилетия семья состоит из двух (реже из трёх) поколений и насчитывает 3-5 чел. Свои селения называли аулами или юртами, среди томских татар до революции сохранились термины улус и аймак. Для деревень Т.е. характерны приречные и приозёрные типы поселений. С сооружением дорог появились притракто-вые селения. В конце 19- нач. 20 вв. для большинства их поселений характерной являлась правильная прямолинейная планировка улиц. В иек-рых пунктах прослеживались и др. черты - кривизна улиц, повороты, закоулки, некоторая разбросанность жилищ и т.п. Дома ставили по обе стороны улицы, редко встречалась в прибрежных селениях односторонняя застройка. В 17 в. бытовали в качестве жилищ землянки и полуземлянки. Но издавна Т.е. известны были наземные срубные постройки, а также глинобитные, дерновые и кирпичные жилища. Срубные юрты в 17-18 вв. были низкие, имели небольшие двери (пролезали в них на корточках), без окон, дневной свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Позднее строили дома по образцу русских, нек-рые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники - каменные дома. В интерьере домов Т.е. в каждой группе были свои особенности, но центральное место в обстановке большинства жилищ занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. В домах были ещё столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых татар встречалась др. мебель -шкафы, стулья и т.п. Отапливались дома печами - чувалами с открытым очагом, но нек-рыс татары пользовались и рус. печами. Лишь немногие дома украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрии, орнамент, но иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, что запрещалось исламом. Чаще узорами украшали одежду, головные уборы и обувь.
Из нар. праздников ежегодно отмечают сабантуй. Из мусульманских праздников наиболее широкое распространение имеют Ураза (рамазан) и Курбаи байрам. В нек-рых деревнях Т.е. ещё во 2-й пол. 19 в. действовали служители древних языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до 1920-х гг. встречались шаманы (камы), к-рые лечили больных и камлали во время жертвоприношений. Из домусульманских верований сохранялись культ предков, культ животных, тотемизм, вера в духов - хозяев явлений природы, жилищ, усадеб, астрально-мифологич. представления, вера в духов-идолов (покровителей семьи, общины, личных покровителей).
Образование вXIX веке
В послереформенные годы развития народного образования в Казани произошли заметные сдвиги. Утверждение капиталистического хозяйства, развитие промышленности и торговли настоятельно требовали повышение образовательного уровня городского населения, увеличивали спрос дипломированных специалистов, грамотных и обученных рабочих. В пореформенные годы увеличилось число городских учебных заведений и количество учащихся. Если в 1882 г. в Казани было 59 русских учебных заведений всех форм и типов, в которых обучалось 7843 учащихся, то в 1904 г. – 102 учебных заведения с 14330 учащимися. Таким образом, за 22 года количество учебных заведений и учащихся в них увеличилось почти в два раза. Иными словами, вся система народного образования в Казани в среднем каждый год пополнялась 2-мя учебными заведениями и 313 учащимися. Такой темп роста для Казани – крупного промышленно-торгового центра – был явно недостаточен и далеко не все дети могли получить даже начальное образование. Сама система народного образования, сложившаяся после буржуазных реформ 60-х годов XIX века, была довольно сложной. В конце прошлого – начале нашего века она выглядела следующим образом. В городе функционировали начальные школы (училища) нескольких типов: 27 наземных трехклассных училищ (среди них 12 мужских, 10 женских и 5 смешанных), 3 приходских двухклассных училища, одно четырехклассное, 3 земские начальные школы, 15 церковно-приходских школ, несколько училищ при детских приютах, 5 русско-татарских школ, ряд татарских мектебе, медресе и новометодных школ. Кроме этих школ, существовали частные начальные школы, в задачу которых входила подготовка для поступления в младшие классы средних учебных заведений и репетиторство младших классов средних школ.
В начальных русских школах (училищах) преподавали закон Божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики. Таким образом, школы не давали учащимся необходимых знаний. Они не предусматривали преподавание таких важных предметов как естествознание, география, история. Отсюда резкое несоответствие между школьными программами и требованиями к жизни. Несмотря на увеличение числа школ, большинство детей рабочих и других трудящихся оказывались вне школы. В 1898 году, например, в Казани детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) насчитывалась немногим более 15 тысяч человек, а училось в начальных городских школах менее 3-х тысяч. Велик был и отсев учащихся. Причины этого заключались в тяжелых материальных и бытовых условиях жизни трудящихся.
Городские власти не проявляли большой заботы о состоянии и дальнейшем развитии начальных школ. В 1898 году, например, на их содержание было израсходовано всего лишь 7.3 % от общего городского бюджета. В Казани первые новометодные школы появились в конце 80-х годов. Объективно они сыграли положительную роль в деле светского просвещения татар, хотя во многих таких школах и продолжали преобладать теологические дисциплины.
Подготовка учителей для начальной школы
Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительском семинарии, крещено-татарской учительской школе, татарской учительской школе. Открытие учительского института произошло в 1876 году. Казанская учительская семинария была открыта в 1872 году по инициативе миссионера Н.И. Ильминского. Она ставила своей главной задачей подготовку учителей русского языка из нерусского населения для нерусских школ с «воспитательно-миссионерскими» целями. С 1872 года школа находилась в ведении директора учительской семинарии. Она готовила учителей для начальных татарских школ главным образом в сельских регионах Среднего Поволжья и Приуралья. В первые четыре десятилетия своего существования в школе обучалось в общей сложности 3390 мальчиков и 1415 девочек. Окончило же курс со званием учителя 486 человек, учительниц 186 человек.