"Трехгодичный акт" 1694 года предусматривал созыв парламента "по крайней мере, раз в три года" (ст. I) Им устанавливался также трехлетний срок полномочий парламента и членов палаты общин.
Правда, в 1716 году по предложению вигов был принят "Семилетний акт", согласно которому срок полномочий парламента увеличивался до семи лет.
Следующим важным конституционным законом явился "Акт об устроении" 1701 года. Вследствие того, что Вильгельм Оранский и его жена не имели детей, вопрос о замещении престола занял важное место в названном документе. Он устанавливал, что вступившие на английский трон обязаны присоединиться к англиканской церкви (протестантская церковь под главенством английского короля); так как при вступлении на трон иностранца можно было опасаться наплыва его соотечественников, постановлялось, что никакое лицо, рожденное за пределами Англии. Шотландии или Ирландии, не может стать членом Тайного совета, иди членом какой-либо из палат парламента, или занимать военную или гражданскую должность, соединенную с оказанием доверия.
Весьма важное место имело включение в Акт правила контрассигнатуры: согласно этому правилу, издаваемые королем акты были недействительны, если они не были скреплены подписью соответствующего министра.
Дополнение к этому правилу было принято аж в 1811 году; согласно ему король ни при каких обстоятельствах не может нести ответственность за действия своих министров. Последние отвечают сами, в том числе и тогда, когда скрепляют своей подписью королевский акт.
Важное конституционное значение имело провозглашение принципа несменяемости судей. Судьи, назначенные короной, могли отправлять свои обязанности до тех пор, пока "они ведут себя хорошо". (Эта дата не вполне поддается юридической расшифровке). Отстранение от должности судей могло произойти только по представлению обеих палат парламента (ст. 2)
Таким образом, в указанных актах подучили известное оформление важнейшие институты буржуазного государственного права:
а) верховенство парламента в области законодательства;
б) признание за парламентом исключительного права в решении бюджетных вопросов и в определении военного контингента;
в) принцип несменяемости судей.
Кроме того, были провозглашены некоторые буржуазно-демократические свободы: свобода слова, свобода выборов и пр.
Итак, в английской политической жизни важнейшую роль еще с ХVII века стал играть парламент. Верхняя палата английского парламента (палата лордов, буквально палата господ), как и в прежние времена, составлялась их лиц, которые занимали в ней места по наследству, по назначению короля и по должности.
По наследству места в палате лордов занимали потомки баронов - непосредственных вассалов короля. Чтобы заседать в парламенте, они должны были иметь документы, подтверждающие, что хотя бы один из их предков был назван в королевском приглашении заседать в палате общин. После смерти главы семьи соответствующее право переходило к старшему сыну (как майорат). За королем сохранилось право жаловать места в палате лордов по своему усмотрению. В дипломах, выдаваемых новым лордам, были записаны их права и содержалось указание о том. что они "призываются для подачи совета и для защиты короля."
По должности места в палате лордов занимали духовные лица. К ним относились два архиепископа и 26 епископов англиканской церкви.
С 1701 года аристократия Шотландии избирала в палату лордов на парламентский срок 16 своих представителей.
Нижняя палата английского парламента - палата общин - мало чем отличалась по своему классовому составу от палаты лордов, хотя формировалась путем выборов, а не назначений. Высокий имущественный ценз в размере определенного годового дохода от недвижимой собственности, установленный в 1710 году, обеспечивал представительство в палате общин за дворянством. Согласно акту 1710 года правом быть избранным в парламент наделялись лица, которые имели доход от недвижимой собственности в размере 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов в городах. По тем временам это были громадные деньги.
Засилию в палате общин представителей землевладельческой и финансовой аристократии не в меньшей степени, чем высокий имущественный ценз, содействовала унаследованная от эпохи феодализма избирательная система, сохранявшаяся без изменения вплоть до 1832 года. Суть этой системы состояла в том, что города и графства посылали в палату общин такое количество депутатов, которое было определено для каждого из этих городов или графств королевскими грамотами, но отнюдь не с количеством проживавшего населения или с числом избирателей. Более того, в течение 150 лет (с 1673 по 1830 г.г.) ни одному городу не было предоставлено право избирать своих представителей в парламент, хотя за это время в результате бурного экономического роста одни города и районы страны выросли, а другие пришли в упадок. Некоторые населенные пункты исчезли почти совсем, а в других количество жителей резко выросло, или же наоборот сократилось. Однако по-прежнему, как в средние века, населенные пункты с крохотным населением посылали своих представителей в парламент. Эти "карманные местечки", как их стали называть, принадлежали, как правило, богатым дворянам, и они там назначали депутатов. Местечко Олд Сарум, например, насчитывавшее всего 12 жителей, посылало двух депутатов. Эти жители, известные наперечет, избирали тех, кого приказывал избирать владелец местечка: голосование было открытым. Помимо местечек, находившихся в "кармане" крупного землевладельца, были еще и так называемые "гнилые местечки". В соответствии с их старинными привилегиями право голоса в этих местечках принадлежало только корпорациям или владельцам недвижимости.
Чтобы стало ясно, насколько мало было избирателей в английский парламент в ХVIII веке, укажем на те, что из 240 городов, посылавших депутатов в палату общин, только в 22 было более одной тысячи избирателей.
Особое значение для английской государственности ХVIII века играло возникновение и развитие такой политической структуры как кабинет министров. Странно, что Англия и до ныне являющаяся конституционной монархией, не имеет в чистом виде конституции, какая она, к примеру, есть в ФРГ, США или России. А кабинет министров появился лишь в ХVIII веке и король играл очень большую роль.
К началу ХVIII века возник и оформился новый для Англии орган - кабинет министров, деятельность которого желали контролировать как король, так и парламент.
Прерогатива английского короля, несмотря на её ограничения актами парламента, изданными после "славной революции", оставалась весьма обширной. Король принимал участие в издании законов. Без его согласия никакой акт парламента не становился законом, назначения на все административные и судебные должности в государстве производились или лично королем или от его имени. Он представлял Великобританию за границей, посылал послов в другие страны. Король имел право заключать договоры с другими государствами. Командование вооруженными силами страны принадлежало ему же. Он являлся верховным судьей и обладал правом прекращения процесса и правом помилования. Но, понятно, король не непосредственно осуществлял все эти полномочия, а через министров. Поэтому вполне естественно, что с появлением кабинета министров борьба парламента за ослабление роли королевской власти находит свое выражение в стремлении подчинить своему влиянию новый орган.
Кабинет министров возник не на основе какого-либо закона.
Вначале из Тайного совета (ближайшего совещательного органа при короле) выделилась коллегия из пяти-семи его членов. Она состояла из наиболее влиятельных людей, которым король поручал фактическое управление. Впоследствии эта коллегия стала составляться из лиц, возглавлявших основные министерства, и превратилась в "правительство его величества."
С формальной точки зрения английский король продолжал сохранять за собой право избирать министров по своему усмотрению. Однако уже в начале ХVIII века состав кабинета министров стал все более зависеть от соотношения сил партий в парламенте. В конце концов стадо обычаем, что кабинет составляется из лидеров победившей на выборах партии. Иначе говоря, определяется состав ответственного кабинета. В соответствии с этим король был вынужден поручать формирование правительства лидеру партии, подучившей большинство мест в парламенте.
Постепенно утверждается и другой важный принцип - солидарная ответственность кабинета перед палатой общин. Практически это заключалось в тем, что в своих публичных выступлениях члены кабинета не должны были высказывать мнения, расходящиеся с политикой кабинета в целом, а свою конкретную деятельность осуществлять в соответствии с этой политикой. Ответственность кабинета министров перед парламентом, подкрепленная правом палаты общин предавать любого министра суду, обеспечивала установление полного контроля парламента над правительством. Король теряет и другие свои полномочия. Право "вето" (право отвергать законопроекты, принятые парламентом) английский король перестал использовать с 1707 года. Право объявлять войну и заключать мир перешло от короля к парламенту. Право помилования по политическим преступлениям также перешло фактически к парламенту и правительству. Ослабление влияния короля на кабинет министров способствовало и те, что оказавшиеся на английском престоле в силу "Акта об устроении" короли Георг I и Георг II, будучи весьма посредственными людьми, больше интересовались немецкими (будучи немцами), чем английскими делами. К тому же плохо знали по-английски и не участвовали в заседаниях кабинета министров. Поэтому сложилась традиция - кабинет заседает без короля. С течением времени прежние коронные должности были преобразованы в министерства, ведавшими отдельными отраслями управления. За министрами, правда, сохранились старые (со времен феодализма) названия должностей: лорд-казначей, лорд-канцлер, лорд адмиралтейства и т.д., фактически же лорд-казначей являлся первым министром и осуществлял руководство кабинетом в делом и министерством финансов в особенности, лорд-канцлер возглавлял судебную систему государства и председательствовал в палате лордов и пр. В конце ХVIII века в Великобритании возникли три новых самостоятельных министерства: министерство внутренних дед, министерство иностранных дел и военное министерство.