Это разделение на трибы с трибунами во главе было не более, чем внутренней организацией плебса, аналогичной делению патрициев на 30 курий. Оно не предоставляло им никакого права принимать участия в руководстве общественными делами или в выборах, которые полностью оставались в руках Сената и курий. Эти права, однако, они получили в результате другой меры Сервия Туллия, которая никак не была связана с 30 трибами. Для этой цели он учредил ценз и разделил весь римский гражданский коллектив, как плебеев, так и патрициев, на пять классов в соответствии с размерами собственности. Налогообложение и военные обязанности были приведены в соответствие с этими классами таким образом, что более тяжелые повинности падали на более богатые классы. Весь коллектив граждан, разделенный таким образом, был включен в великое национальное собрание названное comitiatus maximus или comitia centuriata [COMITIA, p333, &c]. В этом собрании плебеи теперь были объединены с патрициями на основе равенства, но голоса распределялись таким образом, что у самых богатых классов, к которым естественно принадлежали патриции, всегда была власть решить вопрос до того, как как он передавался на голосование к более бедным классам. Множество таких знатных плебейских семей, которые не были допущены в курии Тарквинием Приском после подчинения латинских городов, теперь были включены Сервием в число всадников с 12 suffragia в центуриатных комициях [EQUITES, p471]. Наконец, Сервий Туллий, говорят, урегулировал отношения между обоими сословиями с помощью около 50 законов (Dionys. IV.13; cf. V.2, VI.22; Göttling, p240; Becker, l.c. p156).
В этой конституции плебеи как таковые не получили допуска ни в Сенат, ни к высшим магистратурам, ни к каким-либо жреческим должностям. Патриции одни были облечены божественным правом на эти должности. Плебеи также продолжали оставаться исключенными от оккупации общественной земли, которая как попала когда-то во владение патрициев, так и продолжала оставаться их общим пастбищем для выпаса скота, за что они платили государству определенную сумму. Правда, разбогатев плебеи могли стать членами первого класса собственников, и, таким образом, их голоса в комициях могли приобрести тот же вес, что и голоса богатых патрициев, но возможность приобретения такого богатства была ограничена отсутствием у них допуска к общественному полю (ager publicus). Нибур (Niebuhr I. p430, &c.) из природы Сервиевой конституции делает заключение, что она должна была предоставить плебеям более значительные преимущества, чем это упоминается нашими историками: он считает, что она предоставляла им право аппелировать к их собственному собранию и отвергать решения, которые чрезмерно ущемляли их свободы, короче, что Сервиева конституция ставила их на один уровень с патрициями, как это впоследствии было утверждено законами Г.Лициния и Л.Секстия. Нет сомнения, что это могло и должно было иметь место, однако аргументы, которые он приводит в поддержку своей гипотезы, не кажутся убедительными, на что было обращено внимание Готтлингом (Göttling p265, &c.). Все, что мы знаем определенно – это что Сервий придал сословию плебеев внутреннюю организацию посредством учреждения 30 плебейских триб, и что в центуриатных комициях он поместил их, по крайней мере так кажется очевидным, на один уровень с populus. Стремился ли он сделать больше, или сделал бы он больше, если бы это было в его власти, это другой вопрос. Но факты, подобные описанным выше, более соответствовали более позднему периоду, когда выгоды, реально полученные плебеями, были отняты у них, чтобы создать благодарный сословный взгляд на этого царя как на их великого патрона и даже описывать его как даровавшего все те права, которые, собственно, они приобрели после многих лет тяжелой борьбы. Таким образом, то, что он действительно сделал, было преувеличено до того, что он вероятно мог бы сделать, или хотел сделать. В этом свете мы должны рассматривать историю, что он стремился сложить свое царское достоинство и установить правление двух консулов, один из которых должен был быть плебеем.
Во время правления последнего царя плебеи не только потеряли все, что они приобрели благодяря законодательству его предшественника, (Dionys. IV.43, 44); но этот тиран также заставил их трудиться подобно рабам при осуществлении его великих архитектурных проектов, таких как cloacae и circus.
С установлением республики центуриатные комиции и, вероятно, вся конституция, в том виде в котором она существолвала перед правлением последнего Тарквиния, были восстановлены, так что патриции одни продолжали избираться на все общественные должности (Liv. IV.6; VI.40, &c.; X.8). То, что центуриатные комиции были восстановлены сразу после изгнания последнего Тарквиния, может быть выведено из слов Ливия (1.60), который говорит, что первые консулы были избраны ex commentariis Servii Tullii – под этими словами, вероятно, понимались центуриатные комиции, в которых, согласно установлений царя Сервия, эти выборы должны были осуществляться. Еще не существовало connubium между обоими сословиями, и populus еще очень сильно отличался от плебса. Принимая во внимание факт, что патриции сохраняли за собой все полномочия, которые прежде концентрировались у царя, и что эти полномочия были теперь переданы нескольким патрицианским должностным лицам, мы должны допустить, что плебеи с начала республики оказались в худшем положении, чем если бы царское правление продолжилось в соответствии с нормами, введенными Сервием. Они, однако, вскоре добились некоторых преимуществ. Вакансии, которые появились в Сенате во время правления последнего царя, были заполнены наиболее выдающимися из плебейских всадников (patres conscripti, Liv. II.1; Dionys. V.13; Festus, s.v. Qui patres; Plut. Public. 11, SENATUS), и Валерий Попликола провел несколько законов, с помощью которых отношения между патрициями и плебеями были определены более четко, чем это имело место до того, и которые также несколько укрепили защиту плебеев [LEGES VALERIAE]. Оба сословия выступали совместно только в армии и в центуриатных комициях, в которых, однако, патриции пользовались полным преимуществом благодаря многочисленности своих клиентов, которые голосовали за них; и вдобавок к этому все декреты центурий еще требовали санкции курий. Несмотря на все эти недостатки, плебеи занимали позицию, которая могла вскоре дать возможность им достичь полного равенства с патрициями, если бы великое несчастье не отбросило их назад и положило конец их политическому прогрессу. Это была неудачная война с Порсенной, в которой большое число (треть) плебеев потеряли свои поместья, оказались обедневшими и, вероятно, на время подчинились этрускам.
Тем временем патриции, не удовлетворенные приобретением всей власти в государстве, разворачивают натиск на права, данные плебеям законами Валерия (Liv. II.27). Такие процессы, и беспощадная суровость и угнетение со стороны правителей не могли не возбудить возмущение и не вызвать силы сопротивления у плебеев, которые постепенно стали убеждаться, что невозможно удержать то, чем они владели, не приобретая большего. Борьба, которая таким образом возникла между двумя партиями, явилась, насколько она касалась всей общины, одним из самых замечательных столкновений между угнетателями и угнетенными. С одной стороны мы видим заносчивую и лживую олигархию использовавшую все средства, которые может выработать любовь к господству и эгоизм; с другой стороны – общину, доходящую до крайности в ее оппозиции и сопротивлении, даже оставаясь в границах существующего права, и стремясь к власти не с целью простого удовлетворения амбиций, а что обеспечить людям защиту себя против обмана и тирании. Детали этой борьбы принадлежат истории Рима и не могут быть изложены здесь; мы можем только обратить внимание на то, каким способом плебеи постепенно достигли доступа ко всем гражданским и религиозным должностям, пока наконец два чуждых элемента не объединились в одну великую общину римских граждан с равными правами, и положение вещей стало совершенно иным по сравнению с тем, что существовало до того.
После первой сецессии 494 г. до н.э. плебеи достигли нескольких крупных успехов. Во-первых, был проведен закон, удерживавший патрициев от требования чрезмерного интереса за деньги, которые они часто ссужали обнищавшим плебеям (Dionys. VI.83); во-вторых, были избраны трибуны для защиты плебеев [TRIBUNI]; и наконец, были выбраны плебейские эдилы [AEDILES]. Вскоре после этого они добились права вызывать в свои собственные трибутные комиции каждого, кто нарушал права их сословия (Festus, s.v. Sacer mons; Göttling, p300, &c.), и издавать декреты (plebiscita), которые, однако, не были обязательны для всего народа до 449 г. до н.э. [PLEBISCITUM] Несколько лет после этого (445 до н.э.) трибун Канулей установил, посредством рогации, коннубий между патрициями и плебеями (Liv. IV.44; V.11, 12; Dionys. X.60, XI.28; Cic. de Re Publ. II.37). Он также стремился разделить консульство между обоими сословиями, но патриции расстроили реализацию этого плана назначением шести военных трибунов, которые были выбраны из обоих сословий [TRIBUNI]. Но поскольку плебеи не могли принять участие в цензорской власти, которой были наделены консулы, военные трибуны не получили этой власти, а была установлена новая курульная должность, цензура, которой облекались одни только патриции [CENSOR]. Вскоре после захвата Рима галлами мы находим плебеев снова в немного лучшем положении, чем они были перед первой сецессией на священную гору. В 421 г. до н.э., однако, они были допущены к квестуре, которая открыла им путь в сенат, где с этих пор их число стало расти [QUESTOR, SENATUS]. В 367 г. до н.э. трибуны Луций Лициний Столон и Луций Секстий поставили себя самих во главе общины и возобновили борьбу против патрициев. После яростной борьбы, которая продолжалась несколько лет, они провели рогацию, согласно которой, следуя Сивиллиным книгам, должны были быть назначены децемвиры вместо дуумвиров, половина из которых должна была избираться из плебеев (Liv. VI.37, 42). Следующим крупным шагом было восстановление консулата на условиях, что один консул должен всегда быть из плебеев. Третья рогация Лициния, которая имела целью только укрепить сиюминутное положение бедных плебеев, регулировала расчет интереса. С этого времени и впредь плебеи также приобрели право оккупировать участки общественного поля (ager publicus) (Liv. VII.16; Niebuhr, III. p1, &c.). В 366 г. до н.э. Л.Секстий Латеран стал первым плебейским консулом. Патриции, однако, которые всегда уступали не более, чем это было абсолютно невозможно, лишили консулат части его власти и передалии ее двум новым курульным магистратурам, преторам и курульным эдилам [AEDILES, PRAETOR]. Но после того как плебеи добились такого крупного успеха, было уже невозможно остановить их движение в направлении полного равенства политических прав с патрициями. В 356 г. до н.э. Г.Марций Рутил стал первым плебейским диктатором; в 351 г. до н.э. и цензура оказалась открыта для плебеев, а в 336 г. до н.э. и претура. Закон Огульниев 300 г. до н.э. открыл им также должности понтифика и авгура. Эти достижения были, как можно предполагать, добыты не без ожесточенного сопротивления со стороны патрициев и даже после того как они были достигнуты и санкционированы законом, патриции использовали все средства, чтобы вопрепятствовать действию закона. Такие мошеннические попытки привели в 286 г. до н.э. к последней сецессии плебеев, после которой, однако, диктатор Кв. Гортензий успешно и окончательно примирил оба сословия, обеспечив плебеям все права, которые они приобрели перед этим, и предоставив их плебисцитам полную власть законов, относящихся ко всему народу в целом.