Смекни!
smekni.com

История создания краеведческого музея (стр. 11 из 14)

В течении более 35 лет (с 1880 по 1917 год) основным направлением деятельности было формирование коллекции: сбор различных предметов и комплектования их в фонды. В результате, к началу 1917 года Музей обладал богатой и ценной коллекцией, которая была разобрана и распределена по отделам.

Кроме того, Музей имел прочные научные и культурные связи со многими музеями страны, научными обществами, университетами и другими научными организациями.

В 1898 году Самарский Городской Публичный Музей приступил к выполнению своих непосредственных целей и задач. С 1898 года, когда Музей был открыт для посещений, началась его культурно-просветительская деятельность. Она заключалась в основном в экскурсиях, публичных чтениях и в решении некоторых вопросов, связанных с народным образованием.

Поэтому, можно сказать что в итоге 35-летнего существования Самарский Городской Публичный Музей превратился в крупное, значительно научное и просветительское учреждение, которое отвечало целям, задачам и принципам. заложенным в проекте П.В. Алабиным.

Глава III. Самарский Музей в годы гражданской войны

В предыдущей главе уже упоминалось, что с началом Первой мировой войны «Музей фактически закрылся»1. В 1914-1917 годах завершается в целом дореволюционный период развития Самарского Городского Публичного Музея. Хотя Музей продолжал свою деятельность, но затишье в его работе граничило с закрытием. Очевидно, что с февраля 1917 года в жизни Музея начинается новый период.

Однако о Музее в 1917 году практически ничего не известно. Единственный источник, в котором упоминается о деятельности Музея в феврале 1917 года – краткая справка по истории Самарского музея, содержащаяся в путеводителе «Средневолжский государственный краевой музей». Здесь, в частности, сообщается: «В начале февральской революции в Музее почувствовалось оживление. Монархический характер Музея стал шокировать его создателей. Портрет Александра Второго со всеми орденами, лентами и венками был перенесён на чердак, а образовавшуюся пустоту попробовали заполнить материалами «революционного» содержания: воззваниями земства, портретами Керенского А.Ф. и других общественных деятелей».2

Однако уже в мае, то есть через 3 месяца, в Музее вновь наступило затишье.

К 1917 году Музей обладал богатой и ценной коллекцией, имел научные связи с университетами, научными обществами и музеями, занимался активной культурно-просветительской деятельностью. Иными словами, к началу 1917 года Самарский Городской Публичный Музей был именно тем учреждением, каким он и задумывался в 1880 году.

Совершенно естественно, что революционные события 1917 года отразились и на Самарском Музее. Изменения коснулись почти всех сторон жизни музея: от управления, формирования коллекции до экспозиции. Следует заметить, что изменения произошли не в один момент, фактически все годы гражданской войны происходило преобразование Музея. В первые годы после гражданской войны преобразования Музея продолжались. Это полностью изменило его облик. Поэтому период с 1917 по 1922 год в жизни Самарского Музея можно считать переходным периодом.

Что касается управления, то начиная с 1880 года до 1919 года управлением Музея продолжал заниматься Комитет по заведованию, во главе с заведующим. Нужно заметить, что ещё до революции, 7 мая 1916 года при Самарском Городском Публичном Музее было создано Самарское Археологическое Общество, целью которого являлось «археологическое, историческое и этнографическое исследование Самарского края, собирание и охрана памятников древности и ознакомление с ними населения».3 Таким образом, Самарское Археологическое Общество во многом дублировало цели и задачи Самарского Музея по археологическому, историческому и этнографическому исследованию Самарского края. Во время Первой мировой войны и в последующие годы Самарское Археологическое Общество всё своё внимание сосредоточило на Самарском Городском Публичном Музее, то есть члены САО входили в комитет по заведыванию.

После февральской революции 1917 года в комитет вошли также и представители Самарской Учёной Архивной Комиссии.

1 октября 1917 года инициатор создания Самарского Археологического Общества археологолюбитель Ф.Т. Яковлев стал заведующим Самарским Городским Публичным Музеем.

В течение 1918 и 1919 годов в комитет по заведованию вошли также преподаватели Самарского государственного университета – академик В.И.Перетц, профессора А.В. Багрий, А.П. Башкиров, В.В. Гольмстен, А.В. Колышкин, П.Ф.Фридолин и другие.

В этот период руководство Музея проводило работы по реорганизации с целью открытия Музея, которое и состоялось в мае 1919 года. В эти же годы Самарский Городской Публичный Музей сменил своё название: 21 мая 1918 года в Музей пришло постановление Самарского Совета Рабочих и Красноармейских депутатов №1312 с предложением «изменить название Городского Александровского Музея … на «Самарский Городской Музей».4 Однако уже в сентябре 1919 года Музей был вновь закрыт, а Комитет по заведованию был отстранён от руководства Музеем.

Это было связано с созданием в сентябре 1919 года Губернским Отделом Народного Образования ревизионной комиссии, которая получила название Коллегия по делам Охраны Памятников Искусства и Старины. О конкретных мерах и об итогах деятельности этой комиссии можно судить по некоторым документам, хранящимся в архиве Самарского Областного Историко-Краеведческого Музея имени П.В. Алабина.5

Очевидно, что Коллегия по делам Охраны Памятников Искусства и Старины имела своей целью проверку и учёт того, что находилось к этому времени в Музее, так как в своём докладе Хованский С.А., председатель общества Истории, Археологии, Этнографии и Естествознания, называет Коллегию ревизионной комиссией.

Комиссия состояла из трёх человек: К.П. Васильева, А.М. Гинцбурга и Идлиса. То есть в неё входили лица, неизвестные членам Комитета по заведованию Музеем, за исключением А.М. Гинцбурга. По мнению С.А. Хованского, выраженному в том же докладе, «в комиссию по учёту музея должны войти представитель Государственного Контроля, представитель Отдела Народного Образования, члены Комитета по заведованию Губернским Музеем, но не в коем случае платные служащие музея, как сейчас товарищ Гинцбург». Однако из того же доклада ясно, что другой член Коллегии … К.П. Васильев 23 сентября (то есть через три дня после назначения Коллегии) вручил Хованскому С.А. приглашения членам комитета по заведованию Музеем «присутствовать и принимать активное участие в работе по ревизии». Несмотря на это Хованский С.А. и его коллеги по работе в Музее «заявили, что Губернский Отдел Народного Образования не нашёл нужным заявить Комитету о назначении ревизионной комиссии, а также не нашёл нужным пригласить членов Комитета присутствовать при работе Комиссии, поэтому они считают совершенно излишним их участие в Комиссии».6 Таким образом, из доклада С.А. Хованского можно сделать вывод, что многие члены Комитета по заведованию Музеем самоустранились от работы ревизионной комиссии. Узковедомственные интересы победили интересы дела.

Что касается итогов деятельности этой комиссии, то прежде всего следует сказать о том, что в ноябре 1919 года практически все члены Комитета по заведованию Музеем были арестованы. 1 ноября 1919 года «музейная тройка» составила соответствующее постановление. О причинах этих арестов в статье В.А. Черновой приводится следующее сведение: ”Губернский же музей был закрыт в результате погрома и смены руководства, связанных с тем, что сотрудники Археологической комиссии, пытаясь спасти бумаги Полицейского архива, привезли их в одно из помещений музея. «Действия товарищей», недовольных тем, что сохраняется такой архив и пытавшихся его уничтожить, сказались плачевным образом на состоянии Музея».7

В дальнейшем с ноября 1919 года до января 1921 года Музей находился в ведении Коллегии по делам Охраны Памятников Искусства и Старины. «Кроме приведения Музея в полный беспорядок, вышеупомянутая Коллегия … никакой деятельности не проявила».8

«После самовольного отъезда заведывающего Музеем и его помощника в неизвестном направлении»9 в 1921 году 15 марта была создана Музейная Коллегия (из бывших членов Комитета по заведыванию Музеем) для приёма, учёта и управления Музеем.

В Музейную Коллегию под председательством профессора А.С. Башкирова входили академик В.Н. Перетц, профессор Голухатый С.Д., научный сотрудник Губархива и лектор Высших Археологических курсов Н.Ф. Лавров, учёный-архевист П.Н. Ефимов, уполномоченный главархива С.А. Хованский, научный сотрудник Этнографической Комиссии общества Археологии, Истории и Этнографии Н.С.Лыкошин, заведующий реорганизацией Библиотеки имени Октябрьской революции А.Г. Гарпф.

В тот же день, то есть 15 марта 1921 года, Музейная Комиссия вместе с Ревизионной Комиссией (В.А.Волкова и Д.Л.Колобов) произвели подробный осмотр Губернского Центрального Музея, в ходе которого были обнаружены многочисленные пропажи из музейной коллекции, порча и вследствие этого утрата многих ценных экспонатов, и вообще, хаотическое состояние Музея. Всё это было зафиксировано в обширном акте.10

В дальнейшем руководство Музеем было поручено Самарскому Обществу Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания, хотя кадровый состав, в принципе, остался тем же, что и был до сентября 1919 года. Ещё в мае 1920 года члены этого общества ходатайствовали о передаче Самарского Губернского Музея в ведение этого общества.