Таким образом, мы можем отметить, что на протяжении всей своей политической деятельности Катон придерживался определенной политической линии. Которая состояла в борьбе с неограниченной властью нобилитета, развитии собственной римской культуры, поддержки среднепоместного и крестьянского производителя в Италии, причем, по мнению Б.С. Ляпустина, создание крестьянского хозяйства не было самоцелью, а представлялось важным условием укрепления самой римской общины.[42]
По нашему мнению Катон нисколько не был консерватором во всем, который уживался с приверженностью новых форм хозяйства.[43] По сообщению Плутарха Катон вырос именно в отцовских поместьях, а не в крестьянском доме (Plut., Cato Mai., 1). А если еще помнить, что предки Катона были представителями всаднического сословия (Там же), а сам Катон ссужал деньги на заморскую торговлю, устраивал валяльные мастерские (Там же, 21), то мы вполне можем понять приверженность его передовым формам хозяйства, если конечно они и были для Катона новыми, а не начали складываться еще в середине III в. до Р.Х., хотя сам Катон является ярким примером «нового человека» (Там же, 1).Так же в связи с идеалом Катона Старшего, мы склонны не согласиться с утверждением М.Е. Сергеенко о том, что в понимании Катона «хороший человек и хозяин» обозначал жестокого стяжателя.[44] По нашему мнению советы в трактате Катона характеризует его как хорошего и рачительного хозяина. Хозяин в трактате Катона старается позаботится по мере своих возможностей о доходности поместья, не забывая, например, и о положении своих рабов. Причем мы знаем в это же время примеры жесточайшего обращения с рабами, например на Сицилии, и на фоне этих сообщений совет Катона о продаже дряхлого раба (Cat., 2) уже не выглядит таким жестоким. Причем такой раб, в описанном Катоном поместье мог, возможно, создавать значительные расходы, которые не могли, окупится, а это могло ударить по доходам хозяина. По нашему мнению идеал хозяина у Катона, это тот хозяин, который хорошо информирован в ведении хозяйства, устроивший свою усадьбу с тем, что бы она давала высокий доход.
Таким образом, можно видеть, что биография Катона Старшего не являет нам каких либо существенных противоречий. Катон являлся ярким представителем «новых людей» в политике Римской республики первой половины II в. до Р.Х. Он придерживается определенных идей присущих сначала той группе, в которую он вошел в начале своей политической карьеры, а потом возглавил.
Прежде чем рассматривать историю римско-италийского рабовладельческого поместья мы считаем необходимым подробно рассмотреть трактат Марка Порция Катона Старшего «Земледелие». «Земледелие» Катона является, чуть ли не единственным и полным источником по истории земледелия и землевладения в Италии II в. до Р.Х., а так же по истории рабовладельческих отношений в Римской республику в это время. Важными вопросами в исследовании трактата Катона для нашей работы являются проблема авторства, датировка трактата, а так же вопрос о цели трактата, то есть, для кого и зачем был написан трактат.
Говоря о структуре «Земледелия», сначала необходимо рассмотреть источники, которыми пользовался Катон при составлении своего трактата. Рассмотрев трактат Катона, мы можем выделить несколько групп источников, которыми пользовался автор для составления «Земледелия». Вне всяких сомнений, что Катон пользовался трудами своих предшественников. Так же можно указать на собственный опыт Катона, при ведении им своего хозяйства. При составлении «Земледелия», он пользовался находящимися под его рукой описями имущества, и юридическими документами (образцами договоров). Катон сам нигде не указывает на свои источники. Но там где он спорит с устоявшимися представлениями италийских земледельцев и предлагает новые способы ведения хозяйства (культивации масленичных культур и виноградников), то, скорее всего в этих местах он использовал передовой опыт ведения сельского хозяйства, который он мог почерпнуть как из трудов своих предшественников, а так же и личных наблюдений на Сицилии и Сардинии, в Греции Африке, Испании. Вопросы ведения сельского хозяйства интересовали ученых и философов в античности. Известен ряд трудов о сельском хозяйстве как греческих, так и негреческих авторов (из негреческих авторов большой популярностью пользовалось произведение карфагенянина Магона). Необходимо указать на большое количество греческих трудов, так или иначе повещенных сельскому хозяйству. Так, например Варрон в первой главе своего «Сельского хозяйства» дает обширную библиографию сельскохозяйственных трудов (Varr., De re rustica, I,1,8[45]). Он называет 50 имен. Среди них имена Демокрита, Ксенофонта, Аристотеля, Теофраста, Гиерона II, Аттала III и других (Varr., De re rustica, I,1,8-11). Особенно для нас интересны имена Ксенофонта, Аристотеля, Теофраста и Гиерона. Так Ксенофонт (430-354 гг. до Р.Х.) представитель довольно знатной афинской семьи, ученик Сократа, написал специальный трактат «Домострой» (или «Экономик») по управлению сельскохозяйственным поместьем. Сам он был знаком с хозяйственным опытом Аттики, Спарты и Элиды.[46] Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.) философ и ученый энциклопедист, основавший в Афинах философскую школу перипатетиков, занимался среди прочего и вопросами растительного мира и написал трактаты «Экономика», правда, не дошедший до нас и «О растениях». Теофраст (372-288 гг. до Р.Х.) философ, ученик и друг Аристотеля, после его смерти возглавил в Афинах перипатетическую школу. Его перу принадлежит множество сочинений на разные темы. Среди них есть дошедшее до нас произведение «О растениях», которое пользовалось авторитетом вплоть до XVI столетия. Гиерон II (306-214 гг. до Р.Х.) властитель Сицилии, при его правлении Сицилия превратилась в страну с развитым зерновым хозяйством. Его законами Сицилия управлялась при римском господстве. Нам известно, что Гиерон оставил сочинение по сельскому хозяйству. Но самым известным Варрон называет карфагенянина Магона, произведение которого было переведено на греческийКассием Дионисием из Утики (Varr., de r.r., I,1,8), а в 141 г. до Р.Х. по решению римского сената на латинский языки. Это произведение было очень популярно в греческой среде и переводилось не раз (Varr. De r.r. I,1,11). Но при всей своей популярности труд Магона до нас не дошел ни в одной из версий. Видимо большей популярностью пользовались небольшие руководства по ведению сельского хозяйства и управлению рабовладельческим поместьем наподобие трактатов Катона, Варрона и Колумеллы. Несомненно, что Катон хорошо знавший греческий язык, хорошо знакомый с греческими философскими школами (например, с пифагорейцами) бывавший в Греции, Сицилии, Сардинии, Африке, Испании, мог пользоваться всеми этими сочинениями. Источники такого рода можно предполагать тольков основном гипотетически. Сам Катон, как уже говорилось выше, не указывает на свои источники, и только однажды он называет ноланца Мания Перценния (Cat., 151), эллинизированного кампанца[47]. Скорее всего, он суммирует свои знания агрономической науки в советы, которые дает в своем трактате. В основном это советы в области ведения виноградарства и новых способов ухаживания за масленичным садом, а так же некоторые технические новшества и усовершенствования. Латинских трудов по сельскому хозяйству до Катона, по-видимому, не существовало. Это первая книга по сельскому хозяйству на латинском языке.[48]