Смекни!
smekni.com

Финансовые ведомства Римской империи в IV веке (стр. 2 из 5)

При Константине было введено в оборот значительное количество золота благодаря переплавке золотых статуй и других сокровищ, конфискованных у языческих храмов.

Кроме золотых, в IV веке чеканились и серебряные монеты – milliarenses. Первоначально, примерно до середины века, 96 таких монет приравнивались к одному золотому солиду, но позднее стоимость серебра стала падать, и к концу века от регулярного выпуска серебряной монеты вообще отказались[14].

Медные монеты в течении IV века постоянно обесценивались по сравнению с солидом. Номинальная стоимость солида в начале V векабыла в сорок пять раз выше, чем в начале IV века[15]. Один солид стоил теперь 7000 медных монет. Одной из причин инфляции, по мнению Джонса, было то, что правительство постоянно чеканило и распределяло большое количество медных монет, но не собирало их обратно в виде налогов[16].

Золото и серебро использовались преимущественно для сбора налогов, выплат донативов и для других государственных нужд, в то время как в повседневной жизни империи имела хождение главным образом медь. Золотые монеты воспринималось населением не как деньги, а скорее как драгоценность.

Традиционно чеканщиками монеты (monetarii) в империи были рабы или вольноотпущенники. Тем не менее, в первой половине IV века они считались свободными людьми, хотя и не имели некоторых гражданских прав. Впоследствии их положение вновь деградирует – так, женщинам более высокого ранга запрещено вступать в браки с чеканщиками монет (CTh ХХ,20,10)[17].

Несомненно, чеканщики монет, несмотря на низкое происхождение, были весьма состоятельными людьми, если более знатные женщины стремились к бракам с ними, и очевидно, что состояние они приобретали не вполне честным путем. Закрепляя их внутри корпорации, императоры таким образом усиливали свой контроль и не допускали утечки расхищенных монетариями денег.

Интересно, что лишь в 369 году было запрещено чеканить золото частным лицам (CTh IX,21,7). Часто у таких монет, выпущенных за пределами государственных монетных дворов, изображения на аверсе и реверсе не соответствуют друг другу[18].

Система монетных дворов поздней империи в общих чертах сложилась в эпоху Диоклетиана. С момента отречения Диоклетиана и до конца IV века как схема фискальной администрации, так и схема производства монеты претерпели лишь незначительные изменения[19].

Как правило, каждый диоцез имел один монетный двор, однако были и исключения. В Испании никогда не было двора, в Африке он существовал лишь короткое время на рубеже III-IV веков, тогда кок Галлия, северная Италия, Мезия и Восток имели по два монетных двора[20].

Наиболее крупные монетные дворы сопровождались сокровищницами (thesauri), где хранились запасы металлов, как в виде монет, так и в виде слитков[21].

С 313 года золото чеканилось за редкими исключениями на монетном дворе, расположенном ближе всех к местонахождению комитата[22]. Остальные дворы занимались преимущественно производством медной монеты, предназначавшейся главным образом для выплаты ежегодных стипендий солдатам.

Доходы и расходы.

Помимо новой монеты, Константин ввел новые налоги: «хрисаргир», или collatio lustralis, и особый поземельный налог – gleba. Хрисаргир, как видно из его греческого названия, собирался исключительно в золоте и серебре (позднее только в золоте). Латинское название указывает на срок сбора налога – раз в 5 лет (lustrum). Позднее его стали собирать уже раз в 4 года. Хрисаргир собирался со всех «торговцев» в понимании того времени, то есть почти со всех лиц ручного труда, продававших свой товар. Не затрагивал он только беднейших жителей городов и сельское земледельческое население. По мнению Джонса, налог этот был справедливым, так как других налогов городское население не платило[23].

Collatio glebalis, или follis собиралась ежегодно с сенаторов. Налог этот был небольшим, и размер его исчислялся в специальных единицах –follis, в зависимости от состояния сенатора. Беднейшие платили 2 folles, то есть примерно 10 солидов, а самые богатые – 8 (40 солидов).

Эти налоги попадали в казну «священных щедрот», что повышало значение этого ведомства. Помимо регулярных денежных налогов, или «титулов», таких как хрисаргир и gleba, в «священные щедроты» поступали и нерегулярные подношения – «коронное» и «дарственное» золото. Коронное золото (aurum coronarium) собиралось с городов по случаю восшествия на престол нового императора. Дарственное золото (aurum oblaticium) по этому же случаю преподносил сенат. Размеры этих добровольных пожертвований в отличии от налогов не были строго фиксированными.

Другим важным источником доходов «священных щедрот» являлись многочисленные таможенные пошлины. Существовала еще одна статья доходов этого ведомства – aurum tironicum, то есть денежная компенсация, платившаяся вместо рекрутов. За одного человека платили от 25 до 30 солидов[24]. Кроме того, со времен Принципата сохранился небольшой земельный налог, который продолжали собирать в золоте.

Из всех этих поступлений складывался значительный фонд, находившийся в распоряжении этого ведомства. Основными статьями расходов ведомства были ежегодные военные стипендии, а также донативы, платившиеся солдатам при восшествии каждого нового императора и затем каждые 5 лет. Донатив составлял в первом случае 5 солидов и фунт серебра на каждого солдата, во втором – только 5 солидов. Кроме того, «священные щедроты» должны были выдавать драгоценные металлы на общественные нужды[25].

Согласно закону Валента от 10 ноября 366 г., адресованному преторианскому префекту Руфину, все собранные в золоте налоги должны были переплавляться в слитки, прежде чем они поступят в казну: «Никакого не может быть повода, чтобы солиды, собранные из какого-либо «титула», как мы уже раньше предписывали, не обращались вновь в слиток чистого золота. И так пусть будет со всяким налогом, чтобы преградить доступ хищениям чиновников и охранников со сборщиками» (CTh XII.6.12)[26].

Интересно, что закон этот обращен к преторианскому префекту, собиравшему изначально только натуральные подати. По мнению Дельмера, речь здесь идетисключительно о «священных щедротах»[27]. Однако в то время уже появилась тенденция переводить аннону также на денежную основу, и возможно, император намеревался переплавлять золото преторианской префектуры также, как и золото «священных щедрот». Во всяком случае, вскоре вышел закон аналогичного содержания, обращенный к комиту священных щедрот (CTh.XII.6.13).

В дальнейшем золото, собранное для «священных щедрот», действительно переплавлялось в слитки. Несколько таких слитков сохранилось, их список приводит Дельмер[28]. Что же касается золота, предназначавшегося для преторианской префектуры (arca), то, по видимому, оно использовались в первоначальном виде[29], хотя это явно противоречило букве закона.

Если для «священных щедрот», заведовавших всеми монетными дворами империи, подобная процедура была хотя и сложна, но выполнима, то для преторианской префектуры и «частного дела», не имевших собственных монетных дворов, такая переплавка золота была бы весьма затруднительна.

Помимо цели, указанной в тексте закона – борьбы с хищениями, эта мера могла иметь и другую цель. Таким образом можно было поставить под дополнительный контроль государства качество золотой монеты. Собранное и переплавленное в очищенные слитки золото вскоре поступало на монетные дворы, где из него вновь чеканилась монета.

Кроме того, со времени Константина, когда были введены новые налоги, в казну «священных щедрот» стали поступать золотые монеты разного времени и качества, что безусловно создавало некоторую путаницу. Таким образом, тотальная переплавка и очистка собранного золота, видимо, стала для империи насущной необходимостью. Монеты, изготовленные из очищенного золота (obryza) имели особый знак – «OB», свидетельствующий об их происхождении.

Чиновники «священных щедрот» сами не имели права собирать налоги, это входило в юрисдикцию местной администрации. Контроль над сбором налогов осуществляли так называемые миттендарии – представители «священных щедрот» на местах, своего рода налоговая инспекция. В их обязанности входил и контроль над доставкой собранных средств в казну. Миттендарий не мог направляться в ту провинцию, из которой он происходил, и не мог два раза посылаться в одну и ту же провинцию (CTh VIII, 8, 4; VIII, 8, 9)[30]. Видимо, таким образом власти заботились о беспристрастности миттендариев и стремились не допустить злоупотреблений.

Собранное и переплавленное в слитки золото отправлялось в комитат, то есть в то место, где в данный момент находился император со своими приближенными.

Структура ведомства.

Комит «священных щедрот» был крупной фигурой, хотя и уступал в важности преторианскому префекту. О значении этой фигуры свидетельствует следующий рассказ Аммиана Марцеллина, связанный с казнью комита Урсула: «Когда Юлиан был послан в западные области в звании Цезаря, причем его желали всячески ущемить и не предоставляли никакой возможности делать подачки солдатам, и тем самым солдаты скорее могли пойти на всякий бунт, тот самый Урсул дал письменный приказ начальнику галльской казны выдавать без малейших колебаний суммы, каких бы ни потребовал Цезарь»[31] (22. 3. 7).

Следовательно, от лояльности комита «священных щедрот» к тому или иному полководцу зависела в большой степени и лояльность к этому деятелю солдат.