[102] Мнение, что сообщение Курция о трёх отрядах является переработкой версии Птолемея, где фигурировали пять отрядов до Мараканд и, якобы, два отряда (Гефестиона и Кена с Артабазом) – после, представляется не убедительным. См.: Пьянков И.В. Ук. соч. С. 48. Аристобул, безусловно, точно копирует сведения Птолемея о трёх отядах (считая и Александра) после Мараканд.
[103] См.: Он же. Ук. соч. С.45, 47-48. Мнение о принадлежности данного фрагмента Курция Аристобулу менее убедительно; см.: Hammond N.G.L. Op. cit. P. 144.
[104] Кратер не упоминается Аррианом в числе полководцев, оставленных Александром в Бактрии (IV, 16, 1). Судя по всему, ещё до второго похода в Согдиану Кратеру была поручена некая миссия за пределами Бактрии (ср. фраза, что Кратер и Фратаферн, сатрап Парфии, выполнили все задания Александра; IV, 18, 3). Возможно, что именно с этой миссией связано подчинение македонцами Маргианы и постройка Александрии Маргианы: Шахермайр Ф. Ук. соч. С. 208-209, 360 прим. 36; ср. иначе: Дройзен И.Г. Ук. соч. С. 376, прим. 57.
[105] И.В. Пьянков осторожно высказывается об источниках этого фрагмента. Он предполагает здесь тесное переплетение элементов версий Птолемея и Клитарха, которое должно было присутствовать уже в источнике Курция, причём версия Птолемея преобладает; см.: Пьянков И.В. Ук. соч. С.47. Н.Г.Л. Хаммонд наоборот возводит это сообщение целиком к Клитарху: Hammond N.G.L. Op. cit. P. 145.
[106] Ср.:Idem. Op. cit. P. 142.
[107] И,В. Пьянков полагает, что Кен был оставлен в Маракандах, что не логично; см.: Пьянков И.В. Ук. соч. С. 49.
[108] И.В. Пьянков считает это сообщение некой переработкой версии Птолемея; см.: Он же. Ук. соч. С. 44, 47, 49. Н.Г.Л. Хаммонд возводит его к Клитарху: Hammond N.G.L. Op. cit. P. 146.
[109] Так: Пьянков И.В. Ук. соч. С. 44, 46-47, 49.
[110]Там же. С. 49.
[111] Ср. также: Рахманова Р.М. Ук. соч. С. 262-263.
[112] См.: Григорьев В.В. Ук. соч. С. 191-192; Дройзен Г. Ук. соч. С. 377; Литвинский Б.А. Борьба народов Средней Азии против греко-македонских захватчиков // ИТН. Т. I. М., 1963. С. 266; Ртвеладзе Э.В. Ксениппа-Паретака // Кавказ и Средняя Азия в древности и в средневековье. М., 1981. С. 97-99; Пьянков И.В. Басисты (К истории Самаркандского Согда) // ИАН Тадж ССР, ООН. №3 (61), 1970. С. 44; Он же Бактрия в античной традиции (Общие данные о стране: название и территория). Душ., 1982. С. 26, 64 (карта).
[113] Ср.: Hammond N.G.L. Op. cit. P. 146.
[114] Ср. иначе: Пьянков И.В. Древний Самарканд (Мараканды) в известиях античных авторов (Собрание отрывков и комментарии). Душ., 1972. С. 46-47.
[115] Он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 46-47.
[116] Ср. так же: Он же. Хорезм в античной письменной традиции // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. Душ., 1983. С.50.
[117] Так, например, понял соответствующий фрагмент Аристобула Курций Руф.
[118] Видимо – Бактрии, хотя не исключено, что этот приказ распространялся и на согдийскую знать.
[119] Он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 37.
[120] О представлениях Ктесия: Пьянков И.В. Ук. соч. С. 26-27.
[121]Он же. Древний Самарканд (Мараканды) в известиях античных авторов (Собрание отрывков и комментарии). Душ., 1972. С. 41-43.
[122]Он же. Басисты (К истории Самаркандского Согда) // ИАН Тадж ССР, ООН. №3 (61), 1970. С. 42.
[123] Ср.: Gardiner-Garden J.R. Greek conceptions on Inner Asian geography and ethnography from Ephoros to Eratosthenes. Bloomingstone, 1987. P.34.
[124] См. напр.: Маринович Л.П. Греки и Александр Македонский (К проблеме кризиса полиса). М., 1993. С.50; Крюгер О.О. Арриан и его труд «Поход Александра» // Арриан. Поход Александра. М., 1993. С. 13.
[125] Об этом см.: Пьянков И.В. Античные авторы о Средней Азии и Скифии (Критический обзор работ Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994, №4. С.204-205; Он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 65-72, 232-234; Wolski J. Op. cit. S.209-215.
[126]Он же. Античные авторы о Средней Азии и Скифии (Критический обзор работ Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994, №4. С.205; Gardiner-Garden J.R. Apollodoros of Artemita and the Central Asian Skythias. Bloomingstone, 1987. P. 12.
[127] Большинство исследователей справедливо считают, что эти речи составлялись самими Курцием и Аррианом: Крюгер О.О. Ук.соч. С. 37-38; Tarn W.W. Alexander the Great. Vol. II. Sources and Studies. Cambridge, 1950. P. 286-296.
[128] И.В. Пьянков здесь и в предыдущем случае в упоминающихся вместе саках и индах видит некую реминисценцию географических представлений Гекатея: Пьянков И.В. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 19, 121. Однако при таком допущении нам остаётся непонятно, зачем бы Курций стал обращаться к сведениям архаической древности, когда аналогичная информация содержалась уже в его непосредственном источнике (у Клитарха). Такое предположение тем более сомнительно, что мы кроме него не располагаем свидетельствами о том, что Гекатей локализовал саков рядом с индами.
[129] Так: Он же. Хорасмии Гекатея Милетского // ВДИ. 1972, №2. С. 6; Он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 19, 121, 195.
[130] Судя по тому, что в данном фрагменте речь идёт именно о завоевании хорасмиев, он не может восходить к рассказу Аристобула о посольстве этого народа, где ничего не говорится об их подчинении Александру.
[131] В.В. Григорьев предполагает, что в данном случае Арриан намекает на битву у Танаиса, что являяется аргументом в пользу тождества саков и скифов из-за Танаиса. См.: Григорьев В.В. Поход Александра Великого в Западный Туркестан // ЖМНП. Ч. 217, отд. II, сент.-окт. 1881. С. 64. Это допущение представляется слишком произвольным, чтобы на его основании проводить подобное отождествление.
[132] Работа Дж.Р. Гардинер-Гардена на аналогичную тему является крайне поверхностной. Этот автор полагает, что и Курций и Арриан сообщали только о пяти кочевых народах Средней Азии: дахах (которых он почему то отождествляет с дербиками Ктесия), массагетах, саках, европейских скифах и скифах выше Боспора. См.: Gardiner-Garden J.R. Greek conceptions on Inner Asian geography and ethnography from Ephoros to Eratosthenes. Bloomingstone, 1987. P.33-39.
[133]Пьянков И.В. Общественный строй ранних кочевников Средней Азии по данным античных авторов // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л., 1975. С.84; Он же. Античные авторы о Средней Азии и Скифии (Критический обзор работ Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994, №4. С.203; Он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 47, 227-228.
[134]Он же. Хорезм в античной письменной традиции // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. Душ., 1983. С.50.
[135]IV, 12, 11; V, 7, 9; 8, 1; VI, 2, 12-14 (частично); 2, 15; VII, 7, 27 (частично); 10, 15-16 (частично)