1) ликвидация политического влияния старой имперской столицы, выражавшегося, в частности, в сохранявших ещё силу договорах с территориальными наместниками;
2) массовый вывоз и уничтожение имперских архивов.
1571 год. Набег крымского хана, сожжение Москвы.
Представляется неслучайным, что наиболее сокрушительный удар на Москву за весь XVI век был нанесён именно в это время. И нанёс его представитель старой ордынской династии крымский хан Девлет-Гирей (напоминаю, что во всех русских летописных и актовых источниках он называется просто "крымской царь"). Не исключено, что удар этот был нанесён по согласованию с султаном Османской Порты, и был адекватной реакцией союзного государственного образования на политику московских узурпаторов.
И не является ли в таком случае основное событие следующего, 1572 года, закономерным следствием этого удара?
1572 год. Указ об отмене опричнины.
Согласно Г.В.Носовскому - А.Т.Фоменко54 власть Захарьиных была пресечена и на имперский трон был возведён младший сын Ивана III, известный в исторической литературе под именем "Симеон Бекбулатович".
На сравнительно короткое время в Империи воцарились мир и стабильность. Но уже в начале следующего, XVII века, со смертью последнего ордынского царя-хана, Бориса "Годунова" и его малолетнего сына Фёдора смута разразилась вновь, приобретя необратимый характер и закончившись развалом Империи.
Итак, подведём некоторые итоги.
Группа, пришедшая к власти в имперской метрополии в результате опричного переворота 1564 года, сумела разрушить оба основных механизма управления - разделение властей и договорную систему.
Основная цель проводимых во время опричнины политических мероприятий - укрепить узурпированную власть.
Основной избранный способ отправления власти - централизация вместо договоров, концентрация власти вместо её разделения. Обычно от опричнины отсчитывают такое понятие, как русское самодержавие. Т.е. опричный террор - это первая в истории человечества попытка сосредоточить всю полноту государственной власти в руках узкой группы лиц.
Методы, которыми достигалась поставленная цель:
1) Военный разгром.
Преимущественно этим методом были достигнуты перечисленные выше политические результаты опричного террора.
2) Замена идеологии.
В конце концов это вылилось в никонианский церковный раскол XVII века, заменивший децентрализованную веротерпимую конфессию нынешним ортодоксальным православием с иерархической структурой, напоминающей строение тоталитарного государства.
3) Разрыв связей.
Как известно, власть легче удержать на небольшой территории (как это происходило, например, в России 350 лет спустя, после падения монархии и прихода к власти большевиков), а потом уже, удержав и укрепив власть, распространить её сколь угодно далеко.
И, наконец, перечислим основные результаты этого ключевого эпизода русской и мировой истории:
1) Разрушение идеи единства человечества.
Это самый главный и самый глобальный по своим долгосрочным последствиям результат. Человечество перестало восприниматься населением Ойкумены (и прежде всего территориальными властными и другими элитами) в качестве единого социального организма, в качестве единого всечеловека Адама.
С точки зрения автора, библейская легенда о Вавилонской башне - это философское осмысление того, что же реально произошло с человечеством в XVI веке.
2) Потеря управляемости.
Разрушив коммуникационную систему Империи и разорвав договорные отношения с имперскими наместниками (которые не могли да и не должны были признавать власть узурпационной клики), Захарьины утратили ресурс управления отдалёнными территориями, спровоцировав тем самым мятежи и сепаратизм практически по всей Ойкумене.
3) Мятежи наместников.
Вполне естественно, что, обнаружив отсутствие в центре законной власти, многие наместники-короли решили властвовать самостоятельно, подняв тем самым мятежи против Империи. Наместники же, сохранявшие верность имперской идее несмотря на узурпацию власти в метрополии, зачастую свергались мятежными группами формирующихся сепаратистских элит55.
4) Зарождение идеи суверенизации.
Понятие суверенного государства в том виде, в каком оно нам известно сейчас, очень долгое время вообще не приходило ни в чью голову жителя Земли. Люди не могли подумать, что можно жить отдельным, не зависимым ни от кого образованием. Человечество было единым, и единство человечества обеспечивала Империя и в том числе имперская система управления.
Массовое образование суверенных государств подтолкнуло их правителей к выработке сепарационных управленческих механизмов. А поскольку сразу выяснилось, что управлять небольшими государствами гораздо проще, остановить процесс суверенизации уже было невозможно.
5) Дробление имперской идеи.
Разумеется, идея единого человечества и Империи как инструмента её реализации не могла умереть в одночасье. Суверенизация в сочетании с восприятием рядом властных элит имперского пути развития в качестве наиболее естественного привела к такому интересному феномену, как попытки восстановить Империю из других центров. Подробнее об этом - в следующем разделе.
Распад Империи
Для окончательной иллюстрации глобального характера происшедших в середине XVI века в имперской метрополии политических событий рассмотрим очень коротко основные исторические вехи последующего развития человечества в контексте вышеперечисленных результатов опричного террора.
Со смертью Бориса "Годунова" древняя ордынская династия пресеклась окончательно, и после кровавых событий Смутного времени на московском троне утвердилась новая царская династия - Романовых (бывших Захарьиных).
Управляемость восстановить так и не удалось. Разбитый сосуд Империи склеить обратно не удалось также. Территория, которой владела Московская Русь при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче, как уже говорилось выше, умещалась между Можайском на западе, Нижним Новгородом на востоке и Доном на юге.
Не дожидаясь Смуты на Руси, Западная Европа погрузилась в кровавые религиозные войны, одним из следствий которых явилась Реформация - децентрализация конфессиональных структур и идеологическое обеспечение происходящей суверенизации.
В течение XVI-XVII веков стремительно оформляется большое число суверенных государств. Особенно в этом смысле "повезло" Европе - к концу XVII века на континенте было уже несколько десятков независимых государственных образований.
Естественно, имперская идея пропасть не могла. Но одним из следствий опричной катастрофы стало дробление имперской идеи, что выразилось в появлении новых имперских центров.
Во-первых, функции Империи попыталась взять на себя Османская Порта. Но против неё ополчились практически все остальные государства Европы. Почти триста лет сосредоточенного всеобщего противодействия, сопровождавшиеся непрерывной чередой тяжёлых военных поражений, вынудили турецкие власти в конце концов отказаться от имперского пути и перейти к началу XX века к строительству национального государства.
Другой пример - Манчжурия. Имперскую идею попытались осуществлять там, и тоже без особого успеха.
Наиболее могущественные западноевропейские осколки: Британия, Испания, Португалия, Нидерланды. Имперская экспансия этих государств была направлена в основном на колониальное освоение американского, африканского и азиатского континентов.
Более поздние образования (это уже XIX век): Австро-Венгерская империя, Франция (империя Наполеона).
Во второй половине XIX века после успешной объединительной политики канцлера Бисмарка, сумевшего создать из разрозненных земель мощное государство, на имперский путь развития вышла Германия.
Здесь уместно напомнить, что основной смысл имперской идеи - это неограниченная экспансия и, в идеале, установление контроля над всем миром. С этой точки зрения наиболее успешными европейскими империями следует признать империю Наполеона и третий рейх продолжателя дела Бисмарка Адольфа Гитлера.
Нельзя, впрочем, не отметить весьма относительную "успешность" всех упомянутых империй. Все они в конце концов разделили судьбу Великой Орды. В результате тяжёлых военных поражений Наполеона и Гитлера завоёванные было огромные территории восстановили свою независимость, а крах колониальной системы в середине XX века привёл к образованию большого числа новых суверенных государств и к переходу великих колониальных империй Европы на путь национального развития.
Перечислим также наиболее реальные попытки восстановить имперскую идею в России.
Это прежде всего так называемые крестьянские войны под руководством Разина (XVII век) и Пугачёва (XVIII век). В книгах Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко56 приведены убедительные соображения, позволяющие трактовать их как войны, носящие династический характер, как попытки младших представителей старой ордынской династии свергнуть Романовых с престола бывшей столицы Империи.
Это, во-вторых, многочисленные русско-турецкие войны XVII-XIX веков, которые также являлись ни чем иным, как войнами за имперское наследство.
Несмотря на локальные успехи в этих войнах, романовской России очень долго не удавалось изменить своё захолустное положение на мировой геополитической арене. Такая ситуация сохранялась вплоть до восшествия на императорский престол Екатерины II и появления во главе русской армии непревзойдённого полководческого гения - Александра Суворова.
Благодаря заслугам этих двух выдающихся деятелей российской истории бывшая метрополия Великой Орды сумела вновь выйти на имперский путь развития.
В состав Российской Империи при Екатерине II вошли обширнейшие территории от Польши и Кавказа до Аляски и калифорнийского побережья.