С установлением рыночных отношений ситуация усложнилась как для мужчин, так и для женщин. Тем не менее, снова женщины оказались наиболее страдающей частью общества частично по причинам, перечисленным выше, частично благодаря новой реальности, к которой оба пола были не готовы, но которая оказывала большее влияние на женщин по причине того, что именно они несли бремя ответственности за семью . Экономические проблемы привели к недостатку рабочих мест, и в этой конкуренции у женщин оказалось меньше шансов найти работу и сохранить ее. Протекционистская, "защитная" идеология привела к тому, что женщины стали рассматриваться как невыгодные работники, которые являются бременем для предприятий и фирм благодаря различным привилегиям. Стала очевидна тенденция возвращения женщин к домашнему очагу. В средствах массовой информации все больше стал эксплуатироваться образ женщины-домохозяйки. Идеалом женственности стала заботливая жена и мать. Наступил "период пост-социалистического патриархатного ренессанса". Женские проблемы снова рассматривались как второстепенные, которые будут автоматически (снова!) решены, когда улучшиться ситуации в целом.
В семейных вопросах государственную политику в Российской Федерации можно рассматривать как дискриминирующую женщин, так как она с одной стороны отказывает женщинам в работе и таким образом делает их зависимыми от мужей, а с другой стороны, не в состоянии расследовать заявления женщин о домашнем насилии и сексуальных нападениях.
В политической сфере доминируют мужчины и не только благодаря запрещению "патерналистских" квот, но благодаря отсутствию опыта политической борьбы у женщин, благодаря их безразличию к "согласительной" политике, которая не соответствует их интересам, благодаря гендерным стереотипам, недоверию женщин к политике и властным институтам и т.п. Но эта проблема здесь не является объектом моего анализа.
Все вышеизложенное показывает, что даже сейчас, когда в России все делается во имя развивающейся демократии, женщины отстранены от принятия решений, оказывающих влияние на их жизнь и будущее. Равенство результатов в прежнем виде имело отношение только к мужчинам и опасность сейчас заключается в том, что, признавая равенство возможностей, мы предоставим эти возможности только мужчинам.
В заключение мне хотелось бы вернуться к теоретической части моего доклада. Концепция равенства действительно является проблематичной. Даже это утверждение имеет различные перспективы. Например, по утверждению Кэрол Баччи "репрезентация проблемы" одна из них. Эмпирический анализ показывает, как употребляются категории, каким образом категоризация реальности определяет получаемые последствия. Этот подход показывает, что применение концепции равенства к российскому контексту обнаруживает понимание равенства в терминах "одинаковости" между полами и на индивидуальном уровне. Более того, в обществе, где коллективные интересы с доминируют над индивидуальными, ликвидируется не только индивидуальная, но и гендерная идентичность. Не "женщины" и "мужчины", а "рабочие", "матери", "граждане" и "члены партии" были употребительными категориями в советский период. Изменения, произошедшие в переходный период поставили вопрос о способности асексуального/безгендерного общества построить демократию. Задача, поэтому, состоит в восстановлении и одновременно, в развитии, гендерной идентичности на более эгалитарной основе, создании новых парадигм эгалитарного сосуществования всех разнородных общественных групп и обеспечении всего этого в политике.
1. Айвазова С. Женщины в российском обществе:/Гендерные различия в политическом процессе. Диссертация на соискание степени доктора политологических наук. Москва, 1996
2. Айвазова С. 1991. Идейные истоки женского движения в России // "Общественные науки и современность" N4, с. 125-132.
3. Воронина О. 1988. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1988. N2.