Около 2300 г. до н.э. погибли в пламени пожара цитадель Лерны и некоторые другие поселения раннеэлладского времени. Становление цивилизации в материковой Греции было сложным процессом . В первые века 2 тыс. до н.э. замедление темпов социально-экономического и культурного развития. Культура так называемого среднеэлладского развития в целом заметно уступает культуре раннеэлладской эпохи.Лишь в конце среднеэлладского перио- да положение в Балканской Греции начало постепенно изменяться. Подъём экономики и культу- ры , возобновился процесс классообразования. В различных районах Пелопоннеса, Средней и Северной Греции возникают первые и примитивные государственные образования.
Начиная с 16в. до н.э. Греция вступила в микенский период своей истории. Временем расцвета можно считать 15-13 вв. до н.э., существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Основными центрами культуры были дворцы. Архитектура имеет ряд особенностей , почти все дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Вся земля делилась на :
1) землю дворца , или государственную (распределялась на правах условного содержания)
2) землю, принадлежавшую отдельным общинам (делилась на наделы с приблизительной доходностью , остававшаяся земля сдавалась в аренду )
Основанное на принципах строжайшего учёта и контроля дворцовое хозяйство
нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате.(писцы, чиновники)
Вся территория делилась на 16 податных округов , главе которых стояли наместники-коретеры, в подчинении у них находились басилеи, управлявшие отдельными поселениями.
Население делилось на :
· военно-жреческая знать во главе с царём и военачальником
· чиновники, действовавшие на местах и в центре ( мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения )
· крестьяне и ремесленники
· рабы
Успешно совмещая занатия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре становятся одной из самых заметных политических сил Восточного Средиземноморья.
В конце 13 в. племенной мир всего северобалканского региона пришёл в движение. На своём пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений.Таким образом, на рубеже 13-12 вв. микенская цивилизация перенесла страшный удар от которого уже не смогла оправиться.
Причины упадка :
· внутренняя слабость раннеклассовых отношений в целом
· истощение внутренних ресурсов( материальных и людских ) в результате Троянской войны и конфликтов между ахейскими царствами и внутри правящих династий.
4. Причины и основные направления
Великой греческой колонизации
Рассматривая вопрос о греческой колонизации, отметим прежде всего то, что на ее развитие оказало влияние знакомство с областями Средиземноморья - Черноморья в предшествующий период. Одним из наиболее ранних направлений колонизации стало Малоазийское побережье. В течение XI-VIII вв. до н.э. происходило освоение Ионии и Эолиды. В VIII в., вероятно, когда были исчерпаны территориальные возможности в Малой Азии, колонизационный поток направился на запад - в Сицилию, юго-западное побережье Апеннинского полуострова. Говоря о территориальных ресурсах Малой Азии, следует учитывать наличие здесь таких сильных государств, как Фригийское и Лидийское царства, что не могло не оказать влияния на процесс освоения греками побережья.
В VII в. до н. э. появляются поселения эллинов в Северной Африке, Северной Эгеиде и на побережье Понта (Черного моря). Предварительное знакомство с землями, куда направлялись колонисты, происходило во время полупиратских-полуторговых экспедиций.
Освоение новых земель, установление контактов с туземным населением послужили толчком к более быстрому экономическому развитию новых поселений, что в свою очередь повлияло и на развитие материковых центров - метрополий.
Производство массовых товаров, предназначенных для торговли с туземцами, а также удовлетворение внутренних потребностей жителей колоний сопровождались развитием морской торговли и сельского хозяйства.
Типологически древнегреческие колонии условно можно разделить на колонии с преимущественным развитием земледелия и поселения с торговой ориентацией. Среди последних имелись колонии, расположенные на территории суверенных государств. Например, выходцами из Гераклеи, расположенной на южном побережье Понта, образован Херсонес Таврический.
Итак, одной из причин развития колонизационного движения являлось появление в обществе тех, кто лишился земельного надела; в составе поселенцев были и те, кто у себя на родине в силу каких-либо причин не мог его иметь.
Таким образом, в новых поселениях смешивались выходцы из различных полисов. Великая греческая колонизация высвобождала личность из-под контроля рода, способствуя разложению родовых традиций. Во вновь созданных поселениях сосредоточивались энергичные и предприимчивые люди, утратившие связь со своим родовым коллективом, полагавшиеся только на себя.
Другой причиной колонизации являлась социальная борьба, которая сопровождала процесс рождения нового вида государственности - полиса. Борьба между родовой знатью и рядовыми общинниками приводила иногда к тому, что побежденные вынуждены были покидать родину. К освоению новых земель приводила и необходимость получения сырья -железа. Многие из новых поселений возникали там, где по соседству имелись залежи железа.
Колонизационный процесс оказал большое влияние на развитие торговли и ремесла в материковых центрах.
5. Роль театров в жизни граждан полиса
Среди литургий, которые должны были исполнять граждане, неоднократно называлась хорегия - постановка хоров, сопровождавших театральные представления. И в каждом греческом городе имелся театр. Размеры греческих театров должны были соответствовать величине гражданского коллектива, ибо все граждане и девушки до замужества имели право его посещать. Начало театральных представлений, истоки театра относятся к песнопениям в честь бога виноградарства и виноделия. Такие песнопения назывались “дифирамбами”.
Корни культа Диониса - Вакха уходят в глубокую древность. Жители Фракии и Фригии, Лидии поклонялись божеству, свиту которого составляли обитатели гор, лесов - менады, вакханки, сатиры. В честь этого божества исполнялись коллективные танцы, но бог становился видимым только тогда, когда его почитатели впадали в экстаз. Со временем этот культ распространился по всей Элладе. Под громкие звуки тимпанов и флейт чествовали свое божество, окруженное жителями лесов и гор, люди, и много чудес приписывали ему. Он мог наслать безумие на нарушавшего обычай, в его присутствии зацветали мачты кораблей, превращаясь в виноградную лозу. Это божество почитали прежде всего те, кто трудом своим будил землю, кто сажал и возделывал виноград. Так Дионис со временем стал покровителем сельских тружеников.
Во время Великих Дионисий изображение бога выносили из храма, переодетые почитатели его изображали сатиров, водили хороводы. Хор сатиров исполнял песни козлов - трагедии. Позднее, наряду с хором, появляется декламатор, задачей которого было давать пояснения по ходу представления. Так возникает диалог, а из песнопений -трагедий - рождается театр. Величайшие драматурги древности - Эсхил и Софокл - ввели в действие второе и третье лицо - актера. И действие отделилось от хора. Это было время становления театральных представлений, греческой драмы. Для постановки драмы требовались уже более значительные площадки, и зрелище перенесено в каменное здание театра.
Зрители, приходившие в театр, часто знали сюжеты разыгрываемых спектаклей, ибо в основе их, за небольшим исключением, лежали различные мифы, но каждый из драматургов по новому разрабатывал привычные сюжеты. Построение драмы было подчинено строгой схеме. Сначала актер исполнял пролог, затем вступал хор, после него разыгрывались различные сцены, отделенные друг от друга и комментируемые выступлением хора. Заключал представление также хор.
Как правило, здание театра размещалось на склоне холма. Скамьи для зрителей, возвышаясь уступами, полукольцом охватывали орхестру. Зрительный зал - театром - разделялся проходами на ярусы. Первые ряды предназначались для наиболее почитаемых в государстве граждан -это прокедрия. Тем, кто не имел возможности внести плату за посещение театра, выдавался специальный жетон - тессер.
На орхестре - круглой площадке - выступали хор и актеры. В центре ее стоял алтарь Диониса, на котором приносили жертвы, возжигали огонь перед началом представления. Большие расстояния между сценой и последними рядами зрительного зала не позволяли увидеть мимику актера. Чтобы не только слово, но и “выражение лица” воздействовало на собравшихся в театре, актер по ходу действия менял маски - гнева, страдания, радости.
Примерно в конце IV века до н.э. появляется комедия.Термин “комедия” происходит из греческих слов “комос” – процессия, праздничное шествие, и “одэ” - песнь. Составной частью празднеств в честь Диониса являлись песни хора, обличавшие пороки, и шуточные сценки, а которых высмеивались глупый богач, хвастун-ученый, плут.
Начиная с 487 - 486 гг. до н. э., комедии ставят на Великих Дионисиях. Известно около 40 имен комедийных поэтов, но произведения их сохранились только в отрывках. Одиннадцать комедий дошли до наших дней полностью. Это произведения Аристофана.
Критика деятельности афинских должностных лиц, приводимая Аристофаном. была настолько острой, что один из лидеров пеопода войны афинян и спартанцев - Клеон - даже пытался привлечь поэта к суду после постановки одной из его комедий. Разорение граждан, обострение противоречий между городским и сельским демосом, обличение пороков присутствовали в несложных по сюжету произведениях комедиографа. И его современники узнавали в них себя.