Расцвет греческого театра приходится на период творчества величайших драматургов Греции - Эсхила, Софокла и Еврипида.
7. Реформы Солона
Занятия ремеслом и торговлей приводят к тому, что среди демоса начинают появляться “богатые”, подчас превосходившие по уровню своего богатства “знатных”, но они не имели таких политических прав, как эвпатриды, из числа которых формировались все органы управления. Силы демоса увеличивало и то, что число жителей Паралии пополнялось выходцами из других районов Греции. Накапливающий богатство городской демос требовал политических прав.
Об этом времени Аристотель писал, что народ восстал против знати и что эта борьба была продолжительной. Наконец, и эвпатриды, и демос выдвигают посредника, которому было поручено издание новых законов. Для этой цели в 594 г. до н, э, был избран Солон, происходивший из знатных, но имевший торговые суда и по роду занятий близкий торгово-ремесленному демосу.
Солон провел ряд политических и экономических реформ, уменьшивших влияние эвпатридов в обществе и усиливших вес богатых представителей демоса.
Важнейшими реформами Солона являлись отмена долгов и сисахфия (стряхивание бремени) - удаление закладных камней с заложенных земельных участков, кроме того вводился закон о земельном максимуме. Возвращение земельных участков сопровождала отмена долгового рабства Отныне запрещалось “обеспечивать долг собственным телом”. Жители Аттики, проданные за долги в рабство, должны были быть выкуплены.
В области политических изменений на первое место следует поставить цензовую реформу. Жители Аттики разделялись на 4 имущественных разряда: пентакосиомедимнов, получавших доход, приравниваемый доходу с земельного участка в 500 медимнов зерна; всадников - их доход должен был составлять не менее 300 медимнов, зевгитов - 200, фетов - менее 200 медимнов.
Все граждане принимали участие в работе Народного собрания, независимо от принадлежности к тому или иному имущественному разряду, избирали должностных лиц, но быть избранными в их число имели право только представители пентакосиомедимнов. В ходе реформ Солона создается Совет четырехсот (по сто представителей от каждой родовой филы). Члены этого Совета - буле, а также архонты избирались на собраниях старых родовых фил, где, безусловно, сохранялось влияние запатридов. Однако коренным образом изменился принцип формирования выборных магистратур: кандидаты на ту или иную должность могли происходить не только из среды родовой знати. Таким образом возникает тимократия (“тиме” - цена, стоимость).
В данный период сохраняется ареопаг, кроме того, создаются новый суд - Гелиэя, суд присяжных, в состав которого попадали также и феты. Большое значение имело и то, что все граждане участвовали в работе Народного собрания, на котором принимались решения по важнейшим делам. Совет четырехсот только подготавливал дела к их рассмотрению на Народном собрании. Демос после реформ Солона становится реальной силой.
В ходе реформ была введена свобода завещания - отныне, если не было прямых наследников, можно было передать имущество по завещанию любому гражданину В интересах мелких земельных собственников принимается закон о поощрении разведения оливок, экспорте оливкового масла, запрете вывоза зерна, которое в основном производилось на участках крупных земельных собственников. В интересах торгово-ремесленного населения унифицируются меры объема. Следует отметить также закон об обязанности родителей обучать своих детей какому-либо ремеслу: если отец не сделал этого, то его сыновья могут отказаться содержать его в старости.
В целом власть родовой знати уменьшилась, но еще не подорвана окончательно - выдвижение кандидатов на должности происходило по родовым филам, где эвпатриды сохранили свои позиции. Основные проблемы, связанные с задолженностью, порабощением свободной личности были решены, кроме того, было предоставлено право быть избранными на ту или иную должность богатым представителям демоса. Вместе с тем основное требование сельского демоса - передел земли - не выполнено.
8. Государственные органы спартанского полиса
Апелла (Народное собрание) и сисситии позволяли контролировать поведение членов “общины равных”. Блюстителями являлись пять
эфоров, избираемых на Народном собрании. Эфоры имели огромную власть: они могли, не спрашивая согласия народа, отправить в изгнание, отстранить от исполнения должности архогетов - военачальников. Архогеты входили в совет старейшин - геруссию, состоявшую из 30 человек. Кроме архогетов, остальные члены геруссии избирались из числа наиболее опытных, почитаемых граждан. Для управления поселками периэков назначались гермостаты.
Верховным органом полиса, где производилось и избрание должностных лиц, являлось Народное собрание. Одним из наиболее важных вопросов, обсуждаемых здесь, было объявление войны. На собрании граждане криками выражали свое согласие или несогласие. “Подсчет” шума производили эфоры. Все магистраты избирались пожизненно.
При всех отличиях в структуре государственных органов и форме их работы Спарта, как и Афины, являлась типичным полисом, гражданский коллектив был верховным собственником земельного фонда, носителем политической власти, верховный орган государства - Народное собрание состояло из тех, кто защищал интересы государства в военное время (в данном случае имело место совпадение участников Народного собрания и гражданского ополчения). Наиболее существенное отличие Спарты и других олигархических полисов от демократических Афин состояло в том, что здесь Народное собрание не играло существенной роли в обсуждении дел, большое значение принадлежало в Спарте сисситиям. Они относились к числу наиболее архаических общественных структур, позволявших затормозить имущественное расслоение и дальнейшее развитие политических прав граждан. Они, как и существующие законы, гарантировали минимум гражданских прав, личную свободу и неприкосновенность. Система спартанского воспитания и образ жизни делали спартиатов лучшими воинами в Элладе. В середине VI в. до н. э. Спарта стала гегемоном на Пелопоннесе, к этому времени сложился Пелопоннесский союз, в который входили такие крупные полисы, как Коринф, Мегара, Сикион и некоторые другие, расположенные в северной части Пелопоннеса. Исключение составлял Аргос, который всегда тяготел к демократическим Афинам. Пелопоннесская симмахия управлялась союзным собранием: союзники имели по одному голосу. Собираемые взносы расходовались на военные нужды. Опираясь на свои силы и союзников, Спарта активно вмешивалась в дела государств Средней Греции, принимала участие и в борьбе группировок в Афинах.
9. Социальная структура Спарты
Со второй половины VII в. до н.э. на первое место среди государств Пелопонесса выдвигается Спарта. В течение IX – первой половины VIII в. до н.э. спартанцы вели упорную борьбу с соседними племенами за господство над Лаконией. При этом значительная часть местного населения была порабощена спартанцами и превратилась в илотов. Добровольно признавшие главенство Спарты вошли в состав Лакедемонского государства на правах периэков (“живущих вокруг”). В отличие от илотов периэки считались лично свободными и даже пользовались гражданскими правами в тех общинах или полисах, на территории которых они проживали. Однако в самой Спарте на них смотрели как на людей “второго сорта” и не допускали к участию в государственных делах. Таким образом, уже в процессе завоевания Лаконии определялись особенности общественного строя и экономики Спарты, и сформировались три основных класса: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки.
Важнейшими элементами этой политической системы могут считаться двойная царская власть, совет старейшин, или герусия, и народное собрание, или апелла. С древнейших времен в Спарте правили 2 царские династии. Оба царя входили в совет старейшин и принимали участие в его заседаниях, на которых решались практически все государственные вопросы. Народное собрание, охватывающее всех полноправных граждан Спарты, играло в этой системе государственных учреждений второстепенную роль.
В конце VII – первой половине VI в. до н.э. в Спарте был осуществлен широкий передел земли и создана стабильная система землевладения, основанная на принципе строгого соответствия между числом наделов и числом полноправных граждан. Вместе с землей были поделены и прикрепленные к ней илоты из числа покоренных жителей Лаконии и Мессении. Каждый год илоты выплачивали своему господину натуральный оброк. Обычная норма была определена законом, и спартиат не имел права превышать ее по своему усмотрению. В отличие рабов классического типа илоты пользовались довольно большой хозяйственной самостоятельностью. Спартиат также не имел права убить или продать илота, поскольку рабы в Спарте считались так же, как и земля собственностью государства.
После завоевания Мессении спартанский демос превратился в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов, осуществлявших силой оружия господство над многотысячной массой илотов. Удержать их можно было только с помощью систематического и беспощадного террора. По свидетельству Плутарха, спартанское правительство время от времени совершало своеобразные облавы на илотов.
Ликургом была проведена целая серия социальных реформ, вошедшая в историю под названием законов Ликурга. Эти реформы в короткий срок превратили Спарту в единый военный лагерь, все обитали которой были подчинены строгой дисциплине. Закон обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей в специальные лагеря-агелы, воспитывая в них выносливость, стойкость, умение приказывать и повиноваться. Важнейшим политическим принципом был принцип равенства. Была принята целая система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и тем самым приостановить рост имущественного расслоения. Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими гражданин