Смекни!
smekni.com

Вопросы по истории. "Древняя Греция" (стр. 4 из 7)

Община равных, обладая большим запасом прочности, смогла в дальнейшем выдерживать такие серьезные испытания, как великое восстание илотов 464 г. до н.э. Спарта уже в середине VI в. до н.э. подчинила себе большую часть пелопонесских государств, и пытались распространить свое влияние и на другие греческие полисы. Однако в экономическом и культурном плане Спарта сильно отставала от других греческих государств. Спарта постепенно становится главным очагом политических реакций в Греции, опорой всех врагов демократического строя.

10. Тирания Писистрата

Вскоре после проведения реформ в Аттике обострилась социальная борьба. Демос Диакрии выдвинул требование увеличения земельных наделов, расши­рения политических прав: средние земельные собственники, торговцы и ремесленники Паралии стремились к их упрочению, крупные землевла­дельцы Педиона, преимущественно эвпатриды, хотели отмены законов Солона. Во время этой борьбы выдвинулся предводитель Диакрии - Писистрат, который, будучи избран простатом (защитником), при поддерж­ке населения Паралии установил тиранию в 560 г. до н. э.

Писистрат конфисковал земли у некоторых своих политических про­тивников. ввел льготный государственный кредит, снабдил отдельные хозяйства мелких земледельцев инвентарем и зерном, что укрепило их экономические позиции. Но постепенно усиливающийся городской де­мос, ограниченный в правах (при Писистрате народные собрания пере­стали созываться, был введен разъездной суд), не мог смириться с утра­той политической власти, что в конечном итоге привело к свержению ти­рании при Писистратидах.

Каково же значение тирании, если в целом рассматривать тенденцию развития афинского общества - уменьшение власти эвпатридов и увели­чение роли демократических элементов в управлении государством? Тирания ослабила родовую знать. Активная внешняя политика, установ­ление афинского контроля над проливами, ведущими в Черное море, усилили торговый демос. За счет льготной аренды улучшается также по­ложение сельского демоса. Вместе с тем Писистрат, опирающийся на свою охрану, боялся народа. Именно по­этому в период тирании Писистрата перестало созываться Народное со­брание. Не были заинтересованы в сохранении тирании эвпатриды. Ко­гда ослабленная родовая знать смогла организоваться, тирания была свергнута. Борьбу с Писистратидами (сыновьями тирана) возглавил один из знатнейших родов - Алкмеонидов. Демос в борьбе с тиранией сохра­нял нейтралитет.

Дешевый кредит, ссуда нуждающимся, введение праздников - это своеобразная политика “пряника”. Для укрепления своей власти тиран использовал и демагогию. В этом плане примечателен рассказ истори­ков о том, что однажды Писистрат был вызван в суд. Он явился на засе­дание суда, но его обвинитель не пришел. О социальной демагогии сви­детельствует и другой случай: разъезжая по территории Аттики, Писист­рат увидел земледельца, который с руганью возделывал земельный участок. Тогда тиран спросил, чем же недоволен этот земледелец. По­лучив ответ, что его участок дает ему только пот и кровь, да и то десятую часть их должен получить Писистрат, тиран освободил его от налога.

Тирания имела место в процессе становления полиса не только в Ат­тике, многие из тиранов прославились своим богатством, они заигрыва­ли с народом, которого боялись, но “все тираны, бывшие в эллинских государствах. - писал Фукидид, - обращали свои заботы исключительно на свои интересы, на безопасность своей личности и на возвеличивание своего дома. Поэтому при управлении государством они преимущест­венно, насколько возможно, озабочены были принятием мер собствен­ной безопасности, ни одного замечательного дела они не совершили”.

11. Причины и первый период Персидской войны

Первую половину V в. до н.э. в истории Средиземноморья занимают события Персидской войны.

Античные историки, прежде всего Геродот, считали, что война нача­лась из-за стремления Персидской державы к господству в Средизем­номорье, из-за стремления Дария возвыситься, превзойти предначерта­ния богов, а поражение в войне объясняли местью богов за это стрем­ление.

Чтобы понять истинные причины столкновения эллинов и варваров, следует обратиться к более ранним событиям. В 513 г. до н.э. персид­ская армия начала поход в скифские земли. Он не был удачен. Скифы избрали тактику отступления, засыпая за собой колодцы и выжигая степь. Персы вернулись, так и не вступив в прямое соприкосновение со скифами. Но по пути в Малую Азию они захватили области, прилегаю­щие к проливам, ведущим в Черное море. Торговля с государствами Се­верного Причерноморья имела большое значение для балканских цен­тров, особенно для Афин, получавших отсюда и зерно, и рабов, и сырье.

Закрепившись на побережье Фракии, персы оказались вблизи бал­канских полисов, экспансия огромной Персидской державы создавала угрозу для их независимости. К концу VI в. до н. э. греческие центры Ма­лой Азии были включенными в состав Персии.

Греческие города Малой Азии были захвачены персидским царем Киром еще а 40-30 годы VI века до н.э., и на первых порах персы придерживались относительно мягкой политики по отношению к грекам, не обременяли их налогами, мало вмешивались во внутреннюю жизнь. Однако при Дарии произошло ужесточение персидской политики по отношению к греческим городам. Стремление к централизации управления привело к постоянному вмешательству во внутренние дела греков, во многих городах власть была передана персидским ставленникам-тиранам. Города были обложены налогами и повинностями.

Первым против персов восстал самый крупный греческой город Малой Азии Милет. В 500 г. до н.э. персидский ставленник Аристагор, опираясь на антиперсидские настроения, счел возможным возглавить патриотические силы. Примеру Милета последовали и другие ионийские города. Аристагор отправился за помощью в Балканскую Грецию. Однако Спарта в помощи отказала, а Афины послали небольшую эскадру в 20 судов.

Восставшие создали единое командование. Ополчение напало летом 498 г. до н.э. на Сарды, разрушило город, однако не смогло овладеть акрополем, где укрылся сатрап Артафен с гарнизоном. Дарий понимал опасность сложившегося положения и принял самые решительные меры. В Малую Азию были переброшены дополнительные войска, вместе с имевшимися в Малой Азии гарнизонами они были объединены в 2 крупные армии. Сначала были приведены к покорности греческие города Кипра и южной части Малой Азии, затем восставшие полисы в черноморских проливах. Союз восставших начал распадаться. Персам удалось нанести поражение около г. Эфеса. К 495 г. до н.э. персы собрали огромный флот (около 600 финикийских судов) и нанесли союзному флоту, стянутому для помощи Милету, жестокое поражение около о-ва Лада.

Восстание с самого начала было обречено на неудачу, т.к. военно-экономический потенциал двух десятков городов и мировой державы был несоизмерим, а помощи от балканских полисов не было.

С по­давления восстания началась Персидская война, в которой выделяют несколько периодов: карательная экспедиция персов против Милета и других городов Малой Азии (500 - 494 гг. до н. э.), первые походы персов на Балканы как месть за помощь восставшим (492 - 490 гг. до н. э.). вре­мя мирной передышки (490 - 480 гг. до н. э.), военные столкновения на Балканах и морские сражения в западной части Эгеиды (480 - 479 гг. до н. э.), освобождение островов и городов Малой Азии (478 - 459 гг. до н. э.), заключительный этап войны - экспедиция афинского флота в Египет (459 - 449 гг. до н. э.).

12. Второй период Персидской войны

В 492 г. до н. э. персы вторгаются во Фракию. разразившаяся буря разметала флот, поддержи­вавший продвижение сухопутных войск. Персидский полководец Мардоний после этого вернулся назад.

В 491 г. до н.э. в эллинские государства были отправлены посольст­ва с требованием “земли и воды”. Многие полисы приняли их, Афины и Спарта казнили персидских послов. В 490 г., погрузившись на корабли, персы отплывают к берегам Греции. Вместе с персидской армией ехал престарелый тиран Гиппий. Персы надеялись выманить афинскую армию из города, где в это время впасть должны были захва­тить сторонники тирана. Целью похода являлась месть Афинам и Спарте, казнившим послов. Нависшая опасность заставила афинян обратить­ся за помощью к Спарте. Ополчение афинян (11 тыс. человек), а которое входил небольшой отряд из беотийского города Платеи, подошло к Ма­рафону, где сосредоточилась персидская армия. Одним из стратегов, возглавлявших греческое войско, стал бывший правитель Херсонеса Фракийского Мильтиад, вернувшийся после подавления восстания на землю своих предков. Ему удалось убедить своих коллег, занявших вы­жидательную позицию, начать военные действия в неблагоприятное для противника время. Персы, узнав о подходе к Аттике спартанцев, начали грузить конницу на корабли, чтобы успеть до их прихода захватить Афи­ны, где не осталось никого, кто мог бы носить оружие. Военный талант Мильтиада, знакомого с тактикой персов (почему его и избрали страте­гом), храбрость защитников стали основой победы греков 12 сентября 490 г. на Марафонском поле, удаленном ст афинской агоры на расстоя­ние 42 км 192м. (В честь гонца, принесшего эту весть в Афины, в после­дующем была установлена Марафонская дистанция для бегунов.) Афи­няне потеряли в битве, как свидетельствует Геродот, 192 гоплита, персы - около 6,5 тыс.

Битва при Марафоне разрушила легенду о непобедимости персид­ской армии, она показала и то, что отражение опасности потребует от эллинов значительных усилий. Но и персам стало ясно, что подчинить греков очень трудно. Противники начинают подготовку к будущим бит­вам.