ГГУ делит все вещи на земельные участки и движимые вещи. Движимостью считается все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с почвой.
Германское гражданское уложение называет целый ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные сервитуты, личные сервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, рыбной ловли, другие подобные права).
Основным вещным правом является право собственности. В параграфе 903 ГГУ его содержание раскрывается следующим образом: "Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее". Эта формулировка близка к понятию права собственности во французском праве. То же широкое господство над вещью, выражающееся в возможности обходиться с ней по своему усмотрению; та же абсолютная власть над вещью, дающая собственнику право устранять всех других лиц от воздействия на вещь. Таким образом, ГГУ, как и другие буржуазные кодификации, подчеркивает начала свободы частной собственности.
Обязательственное право
Для Германского гражданского уложения в отличие от других буржуазных кодексов характерно построение общих понятий, касающихся обязательств. В параграфе 241 ГГУ дается определение обязательства: "В силу обязательства кредитор управомочен требовать от должника представления. Представление может состоять также в воздержании: Договор традиционно является наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений. Договор понимается как юридическая связь, установленная между несколькими лицами; его содержание может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.
Особенностью ГГУ является существование абстрактных обязательств. Этот вид договора определяется как "договор, по которому должник обещает удовлетворение с тем, чтобы обещание послужило самостоятельным основанием обязательства" (параграф 780). Таким образом, предметом договора является само обещание, облеченное в письменную форму (например, вексель, чек).
В качестве основания возникновения обязательств ГГУ признает деликты (гражданские правонарушения). При этом ГГУ не признает имущественного возмещения неимущественного вреда. В соответствии с параграфом 253 ГГУ возмещение в деньгах неимущественного вреда можно требовать только в случаях, предусмотренных законом. Особым видом обязательств ГГУ считает обязательство из неосновательного обогащения.
Семейное право
ГГУ признало единственной законной формой брака гражданский брак.
Брачный возраст для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 год. Препятствиями для действительности брака могут служить факт близкого родства или свойства; не разрешалось вступать в новый брак женщине в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего. Характерным только для германского законодательства является запрещение "вступать в брак разведенному по прелюбодеянию супругу с лицом, с которым он совершил это прелюбодеяние" (параграф 1312 ГГУ).
Заключению брака предшествует обручение - договор, из которого вытекает обоюдная обязанность сдержать свое слово и вступить в брак. Нарушение этого договора обязывает виновного к возмещению издержек, сделанных другой стороной ввиду предстоящего брака, и возмещения морального ущерба.
Основаниями для развода ГГУ признает:
Личные взаимоотношения супругов вытекают из параграфа 1354, закрепляющего главенствующее положение в семье. Однако ГГУ не провозглашает власти мужа над личностью жены: жена может не повиноваться, если муж злоупотребляет супружеским правом. Замужняя женщина дееспособна, хотя ее дееспособность ограничена. Ей принадлежит право иметь профессиональные занятия или заниматься промыслом, вести хозяйственное предприятие, однако, на это требуется согласие мужа. Имущественные отношения супругов определяются брачным договором.
Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом. К матери родительская власть переходит лишь после смерти отца или лишения его родительских прав. Но и тогда к матери может быть назначен советник, контролирующий ее действия. Внебрачные дети по отношению к матери и ее родственникам занимают юридическое положение законных детей (параграф 1705 ГГУ). Незаконный ребенок и его отец не признавались состоящими в родстве (параграф 1589 ГГУ). Правда, внебрачный ребенок мог требовать от отца предоставления содержания соответственно общественному положению матери до достижения 16-летнего возраста (параграф 1708). Однако такая обязанность отца отпадала, если мать в период зачатия находилась в близости с другим мужчиной.
Наследование
Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему "парантелл" (линий), представлявших собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую родители и их нисходящие, третью дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом, наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать свое родство с наследодателем, сколь отдаленным оно бы не было.
Гражданское право Германии в I-ой половине ХХ века
В период империализма происходят сращивание верхушки монополистического капитала с государственным аппаратом. В связи с этим одной из черт гражданского права данного периода является вмешательство государства в сферу хозяйственной деятельности. В гражданское право проникают начала административного права; на место обычных для буржуазного гражданского права диспозитивных норм выступают нередко нормы императивные. Нарушаются принципы свободы договора, святости договора, свободной конкуренции.
Принцип свободы договора претерпел серьезные ограничения благодаря введению в оборот "договоров посредством присоединения", продиктованных договоров" и т.п.
Монополистами была разработана форма договора - "формуляр".
Пошатнулся и принцип святости договора, его обязательной силы для сторон. Начиная с 1-ой мировой войны, получил актуальное значение вопрос, можно ли считать сторону в договоре, принявшую на себя определенное обязательство при одних хозяйственных условиях, обязанной в точности исполнять договор, если ко времени исполнения договора хозяйственные условия резко изменились. Стала проникать в практику та идея, что обязательство должно рассматриваться в связи с обстоятельствами, при которых оно заключено. Изменение этих обстоятельств освобождает сторону от обязанности исполнять договор. В результате принцип неуклонного соблюдения договора был заменен в судебной практике другим принципом - учета изменяющейся экономической конъюнктуры.
После захвата власти в Германии Гитлером и воцарения в стране фашистского режима Германское гражданское уложение не было отменено. Однако применение его имело место только, если это не противоречило интересам властвующей нацистской клики. Кроме этого, с 1933г. был издан ряд законов, изменяющих нормы ГГУ, направленных на прямую отмену равноправия, построенных на идее расизма и фашистской евгеники. Были также изданы законы, направленные на закрепление экономической позиции за монополиями.
После поражения фашизма в 1-ой моровой войне фашистское законодательство было отменено и на всей территории Германии восстановлено действие ГГУ. Так, постановлением от 20.09.45г. были отменены фашистские законы об охране чистоты немецкой крови, о гитлеровской молодежи и др. 20.02.47 г. отменены законы о наследовании в сельском хозяйстве, а также постановления о майоратных и ленных владениях, предусматривавшееся Вводным законом в ГГУ. После раскола Германии Гражданское уложение сохранило свое действие на территории ФРГ, в ГДР же был принят новый гражданский кодекс.
Уголовное право
С созданием единой Германии в 1871 г. на всей ее территории было введено в действие Уголовное уложение Северо-Германского союза 1870 г. Оно состояло из трех частей. В первой содержались положения о разграничении преступных деяний на преступления, проступки и полицейские нарушения; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и некоторые другие вступительные постановления. Во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоятельствах. Третья часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, т.е. представляла собой особенную часть кодекса.
Среди преступлений на первом месте стояли государственные: оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, призывы к неподчинению государственным властям и т.п.
Кодекс называет также преступления против общественного порядка: основание тайных организаций, участие в союзе, целью которого являлось незаконное противодействие применению законов или мероприятий органов управления. Специальная глава посвящена преступлениям против религии. Значительное внимание кодекс уделяет преступлениям против собственности и личности.