Смекни!
smekni.com

Предпринимательство в допетровской Руси (стр. 2 из 3)

В рассматриваемый период представителей русских купцов практически не было среди владельцев промышленных предприятий, но они довольно охотно вкладывали свои средства в добывающие отрасли народного хозяйства и, в частности, в солеваренное производство. Крупнейшими владельцами подобных предприятий были Строгановы. Начало их “возвышения” относится к 1615 году, когда Аникей Федорович Строганов, сын разбогатевшего поморского крестьянина, осевшего в Соли-Вычегодской, занялся солеварением, за которым последовали другие торгово-промышленные начинания.

“Настороженное” отношение русского купечества к промышленной деятельности объяснялось не столько отсутствием необходимых знаний, сколько недостатком свободных капиталов. Владельцев крупных купеческих капиталов было немного, и они охотно вкладывались лишь в “ верное дело”- в торговлю или в хорошо знакомый промысел: кожевенное дело, смолокурение (с расчетом на внешний рынок), винокурение и солеварение (с расчетом на внутренний рынок).

В неизвестное и рискованное промышленное дело русский купец начал втягиваться позднее лишь в начале XVIII века (в царствование Петра I).

Промышленными делами с благословения властей на Руси занимались иностранные предприниматели. Они стали первыми “фабрикантами”, основавшими шелковые, суконные и некоторые другие производства. На лицо было явное преимущество европейских знаний и промышленных технологий, особенно в базовых отраслях промышленности. Так, первая домна в России была построена лишь в 1636 г., тогда как в Западной Европе - в 1443г., т.е. почти на 200 лет раньше. Зная технологию современного производства и стремясь к обогащению, иноземцы настойчиво добивались у властей права на открытие новых мануфактур.

Начинания иностранцев находили сочувствие и поддержку властей и особенно в период царствования Алексея Михайловича (1645-1676гг.). Во всех его действиях проявлялась наивная уверенность в почти всеобъемлющем техническом могуществе мастера-иноземца. С самого начала большая часть основанных иностранцами предприятий ориентировались на военные нужды российского государства.

Важнейшим условием для открытия иностранцами промышленных предприятий, получения привилегий или жалования являлось требование - "обучать заморским хитростям" русских людей, передать им, ничего не скрывая, свое умение и мастерство. Если иноземец добросовестно выполнял это условие, то он мог надеяться на благожелательное к себе отношение со стороны властей, рассчитывать на награду, прибавку к жалованию, различные льготы. В противном случае его ожидало наказание- отстранение от дела и увольнение со службы.

К концу XVII века всей российской металлургической промышленностью, за исключением Павловского завода, владели голландцы.

Важнейшей особенностью экономической политики российского государства являлось стремление к установлению монополии на внутреннем рынке. С этой целью использовались разнообразные средства. Важнейшим из них было изъятие у частных лиц доходных отраслей и превращение их в государственную монополию. В 1635г., например, правительство взяло себе торговлю льном в ущерб отечественному купечеству.

Подобная государственная политика проводилась специальными органами власти - приказами, обладавшими огромными полномочиями. С деятельностью приказов связано создание государственно-казенного предпринимательства в России.

Своему появлению оно обязано дьякам - нарождавшейся российской бюрократии. По характеру и месту службы они делились на две категории: на тех, кто служил в приказах; и на тех, кто служил в гаражах. Дьяки пользовались значительными материальными выгодами и большими размерами жалованья деньгами и натурой. Дьячим “именем” награждал только царь, это были в основном выходцы из дворян и лишь позже из купечества и духовенства.

О внимании к высшей бюрократии говорит и то, что после отставки дьяки продолжали получать большое денежное вознаграждение и сохраняли за собой поместья. Не последнюю роль в обогащении бюрократии играли взятки. Многие из государевых дьяков владели крупными земельными поместьями, не брезговали заниматься и ростовщичеством.

Дьяки руководили работой других “ государевых” людей, основная задача которых состояла в пополнении казны, что составляло главную заботу Московского правительства в XVII веке. “Государевы” люди это таможенные, кабацкие чиновники, целовальники (сборщики налогов) и прочие. Они собирали немалые суммы в казну, при этом все занятия населения, даже самые повседневные, облагались различными налогами (например, налог за водопой и стирку белья в реке).

Не отставали от дьяков и прочих “государевых” людей воеводы, целиком и полностью распоряжавшиеся людьми, проживавшими на зависимых от них землях. Не брезговала торговлей и промышленными делами русская знать, близко стоявшая к престолу и пользовавшаяся возможностями своего положения. Особенно в этой деятельности выделялся родственник царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Морозов, крупный землевладелец - вотчинник, предприимчивый делец и политик, ревностный сторонник развития торговли и промышленности, знаток финансового дела.

Не чужд предпринимательским начинаниям был и русский царь, рассматривавший себя в качестве собственника всей земли, а своих подданных - как холопов. “ Первый помещик” (таким был царь) заботился об увеличении своих доходов, а так как торговля в то время была главным источником обогащения, то она и сосредоточивалась в его руках и ведении его “ большой казны”.В царскую казну шло все лучшее, что привозилось иностранцами.

Государство руководило торговлей и само вело ее, выступая в роли предпринимателя. Многие товары находились в ведении государственных органов, и такими товарами другие предприниматели торговать не имели права. Эти товары получили название заповедных или указных, их список определялся царским указом. При Алексее Михайловиче такими товарами являлись пенька, смола, юфть, соль, соболиные меха, шелк. Свои торговые операции казна осуществляла через специально назначенного члена Гостиной сотни.

Русский самодержец не стоял в стороне и от промышленных дел, обладая для этого необходимыми материальными, финансовыми и людскими ресурсами. Так, в 30-е годы XVII века при содействии иностранных мастеров на средства казны был сооружен первый медеплавильный Пыскорский завод вблизи Соликамска.

Особое внимание русский царь уделял Дворцовому хозяйству, работавшего на нужды царского двора. Непосредственно к дворцовому хозяйству относились три серебряных и один медный дворы, соляной завод, а также предприятия выпускавшие льняные изделия, помещения для прядения и ткачества и др.

Весьма ярким примером русского предпринимательства являлась хозяйственная деятельность монастырей. Монастырство на Руси появилось вместе с христианством, а первые монастыри были основаны в X веке при Владимире Святом. Первоначально монастыри выполняли чисто религиозные функции. Но уже с XIV века происходит перемена в деятельности монастырей, появляются монастыри - “пустыни”, монастыри- колонии.

Монастыри-колонии сыграли большую роль в развитии предпринимательства на Руси. Монастырская колонизация осуществлялась совместно с крестьянской и торгово-купеческой. Власти и торговые люди Новгорода и Московской Руси хорошо понимали, какое значение могла иметь в деле освоения новых территорий монастырская община.

Под влиянием разнообразных факторов сформировались монастыри со “сложным хозяйством”, с многообразными житейскими заботами, на которых работали сотни и тысячи крестьян. В итоге длительного развития общая церковная и монастырская земельная собственность достигла внушительных размеров. К началу XX века церковь в России располагала более 2,6 млн. десятин земли, в том числе монастыри - около 740 тыс. десятин.

Ярким примером монастырского предпринимательства может служить Соловецкий монастырь в Беломорском крае (Соловецкие острова в Белом море, Архангельская область). Основанный в середине XV века, монастырь вынужден был затем вести длительную и упорную борьбу за расширение земельных владений и их хозяйственное освоение. К 1585 г. (в царствование Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, последнего из династии Рюриковичей), монастырю удалось на новых территориях развить хорошее хозяйство: была налажена работа соляных варниц, осуществлялась рыбная и звериная ловля, шло освоение лесов и пашен, построено много дворов, амбаров, лавок и мельниц.

Впоследствии монастырские владения проникли еще в ряд районов, а во второй половине XVII века они распространились по течению Двины. По этой реке ежегодно ходили монастырские суда, доставлявшие в Вологду и другие города десятки тысяч пудов соли. Возвращались с огромными хлебными и другими запасами, необходимыми для многочисленной братии и слуг монастыря, работавших на его землях.

К концу XVII века количество монахов и работных людей в монастыре превышало 2 тыс. человек. Кроме того, на содержании монастыря находилось свыше 1 тыс. ратных людей.

Настоятель монастыря Митрополит Филипп (вторая половина XVII века) с полным правом может считаться крупнейшим предпринимателем Руси. Хороший архитектор и механик, он создавал машины для монастырского хозяйства, спроектировал водопровод, начал добычу железа, построил мельницы и кирпичный завод, завел домашний скот, организовал разработку слюды в Керецкой слободе и построил крупный железоделательный завод близ Сумского острога. Монастырь превратился в крупнейшего производителя соли Поморья.

Важной особенностью монастырского предпринимательства являлось его независимость от государственной казны, постоянно испытывавшей финансовые затруднения, порожденные, в основном, чрезмерными военными расходами.